Библиографическое описание:

Ребко Э. М., Корнилова Е. С. Социальная безопасность глазами учащейся молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 58-61.

В последнее время существенно возросло количество чрезвычайных ситуаций социального характера. Статистика говорит о том, что социальные опасности и угрозы самым негативным образом отражаются на традициях, единении нации и народа. Вместе с этим, необходимо отметить, что именно социальная безопасность населения является важнейшей составной частью общенациональной, мировой безопасности.

Категория «социальная безопасность» еще недостаточно изучена в науке и является предметом изучения целого ряда исследователей. Социальная безопасность все чаще анализируется в контексте глобализации тех вызовов и угроз национальным, экономическим и социально-политическим системам, которые сопровождают процесс развития современного мира [1].

Вопросам, связанным с социальной безопасностью и социологией безопасности посвящены работы И.Я. Богданова, Н.П. Ващекина, В.И. Добреньковой, В.Н. Иванова, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновского и др. [1].

Вопросы подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности и социальной безопасности затрагивались в работах Л.А. Михайлова, В.П. Соломина, Е.Н. Боярова, Э.М. Ребко, Е.Ю. Молодцовой, А.В. Старостенко, Э.М. Киселевой, С.В. Абрамовой, Т.А. Беспамятных, Г.И. Сопко и др.

Авторы и исследователи определяют социальную безопасность человека как ключевое научное направление подготовки будущего бакалавра образования, потому как только лишь человек обладающий культурой социальной безопасности может гармонично жить в современном мире. Научное направление «социальная безопасность человека» легла в основу деятельности кафедры социальной безопасности РГПУ им. А.И. Герцена, которая  занимается подготовкой будущих педагогов образования в области безопасности жизнедеятельности. Социальные опасности и угрозы, а также способы противодействия им в современном мире – предмет научных интересов многих студентов и преподавателей кафедры и факультета в целом.

Научный интерес в области данного вопроса позволил нам разработать и предложить траекторию формирования компетенций в области культуры социальной безопасности будущих бакалавров образования и ориентировал на серьезное исследование. Начать данное исследование мы решили с опроса студентов по вопросам социальной безопасности.  Прежде всего, нас заинтересовали вопросы: «Как студенты факультета безопасности жизнедеятельности относятся к вопросам социальной безопасности»? «Каков уровень их знаний в области противостояния социальным опасностям и угрозам?», «Какие из всех социальные опасности и угрозы являются наиболее актуальными?».

За основу опроса мы взяли анкету П.А. Кислякова, предложенную в монографии «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи». Анкета «Студенты о социальной безопасности в вузе и образе жизни», включающая 36 вопросов заинтересовала нас объективностью и логичностью (последовательностью) изложенных пунктов и положений.

В проведенном нами исследовании приняли участие 60 студентов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена. Из них: 12 юношей и 48 девушек второго и третьего курса.  Студенты отвечали на вопросы анкеты, анализируя ответы которой мы сделали следующие выводы. Большинство опрошенных (70%) оценивают состояние охраны общественного порядка и уровень социальной безопасности в своем городе/районе «удовлетворительно»,  20% - «хорошо» и 10% - неудовлетворительно. На вопрос,  какие опасности социального характера тревожат больше всего и представляются наиболее опасными, ответы респондентов представлены на диаграмме (в процентах):                                                                                  Диаграмма 1

Анализируя ответы респондентов на вопрос, с какими негативными социальными явлениями они сталкивались за истекший год наиболее часто, мы сделали следующие выводы:

Диаграмма 2

Наиболее часто встречающимся негативным социальным явлением является появление в близости пьяного, так ответили преобладающее большинство – 54 человека. Далее по «популярности» стоит ответ «появление в близости активных попрошаек» - 45 человек. Студенты также часто сталкивались за прошедший год с хулиганством – 39 человек, являлись свидетелями проявления нетерпимости к представителям другой национальности – 30 человек, ощущали раздражительность из-за некорректного поведения приезжих – 27 человек.

На вопрос о знании правил поведения в случае возникновения опасных ситуаций ответы анкетируемых распределились следующим образом:

Таблица 1

Самоопределение студентами уровня знаний об опасных ситуациях

Опасные ситуации

Имею практические навыки

Знаю теоретически

Слышал, поверхностно знаком

Не знаю, что делать

Кража

20%

55%

25%

-

Грабеж

15%

60%

25%

-

Насилие

15%

65%

15%

5%

Захват в качестве заложника

-

75%

25%

-

Взрыв в здании, на улице

-

90%

10%

-

Перестрелка на улице, в здании

15%

65%

20%

-

Активные действия сектантов по отношению к вам

35%

35%

15%

15%

Давка в толпе, массовая паника

30%

60%

10%

-

На вопрос об источниках знаний в данной области ответили следующим образом:

Диаграмма 3

80% анкетируемых на вопрос, заботятся ли они о своей безопасности, ответили, что заботятся в достаточной мере и 20% - заботятся недостаточно.

На вопрос: «В чем проявляется Ваша забота о безопасности в окружающем социуме, что именно вы делаете?» 28% респондентов ответили, что проявляют бдительность по отношению к окружающему (обращают внимание на подозрительных людей, бесхозные вещи); 23% говорят, что избегают потенциально опасных мест (неосвещенные улицы, митинги и т.д.); 21% опрошенных ответили, что избегают контактов с людьми, представляющими опасность ( алкоголики, наркоманы, экстремисты и т.д.), 15% - соблюдают правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9% - избегают вредных привычек (пьянство, наркотики), стараются от них избавится и 4% изучают правила личной безопасности: читают специальную литературу, смотрят программы и тренируются.

75% опрошенных оценивают состояние обучения по профильным предметам (ЧС природного/социального характера, Пожарная безопасность, Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, Профилактика наркозависимости в молодежной среде и т.д.) в РГПУ им. А.И. Герцена (факультет безопасности жизнедеятельности) как «хорошо, полезно, интересно» и 25% - «удовлетворительно».  Ответов «неудовлетворительно» нет.

Проведённое анкетирование студентов позволило нам более объективно оценить ситуацию с отношением самих учащихся в вопросам социальной безопасности. Также в полной мере сложилось мнение о том, какие социальные опасности и угрозы наиболее актуальны для изучения, требуют особого внимания при подготовке к занятиям.

Теоретический анализ литературы по вопросам социальной безопасности, а также анкетирование студентов позволило нам определить пути совершенствования подготовки будущих бакалавров в области социальной безопасности через:

- совершенствование существующих курсов и программ, в том числе в образовательном модуле «Социальная безопасность человека»;

- разработка сопутствующих дистанционных курсов в поддержку очному образованию;

- совершенствование существующего дистанционного курса «Социальная безопасность человека в городе-мегаполисе», разработанного на базе Moodle.herzen.spb.ru;

- совершенствование сайта по Антитеррору для широких слоев населения с учетом отдельной вкладки для будущих бакалавров образования.

Данная работа запланирована на 2014 – 2017 года и будет иметь свое научное отражение в статьях, материалах конференций, магистерской диссертации, практической деятельности. Каждый этап реализации данного исследования будет отражен для ознакомления и заимствования материалов иными специалистами, занимающимися подготовкой будущих бакалавров образования в области социальной безопасности.

Литература:

1.      Кисляков П.А. социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи / П.А. Кисляков. – М.: Шуйский государственный педагогический университет; Логос, 2011. – 236 с.

Основные термины: социальной безопасности, безопасности жизнедеятельности, вопросам социальной безопасности, факультета безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, области социальной безопасности, социальной безопасности будущих, социальной безопасности РГПУ, социальные опасности, правила личной безопасности, культурой социальной безопасности, уровень социальной безопасности, будущих бакалавров, Сущность патриотического воспитания, будущих бакалавров образования, безопасности жизнедеятельности РГПУ, Социальная безопасность, факультет безопасности жизнедеятельности, социальная безопасность, безопасность человека»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle