Библиографическое описание:

Молодцова Е. Ю., Константинова Ю. В. Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 39-44.

Ключевые слова: информационная культура, духовно-нравственные ценности.

Современное понимание информационной культуры связано с пониманием опыта и раскрывается в деятельностном подходе, в котором опыт осваивается через содержание образования в единстве умений и знаний, а изучение и усвоение новых знаний, умений и навыков, осуществляется, опираясь на прежние знания и опыт, полученные в процессе деятельности человека. Информационная культура – это интегративная способность личности, проявляющаяся в освоении, владении, применении, преобразовании информации с применением информационных технологий и применением этих умений в обучении и в дальнейшей профессиональной деятельности.

На разных этапах обучения и использования информационных технологий опыт информационной деятельности обучающихся усложняется, обогащается, наполняется новым содержанием [2, с. 24]

От активности взаимодействия личности с окружающим миром, информационной насыщенности взаимообмена зависят уровни информационной культуры. Если получаемый объем информации и скорость ее обмена с внешней средой у личности находится на низком уровне, если не происходит использования современных информационных технологий, то взаимодействие человека с окружающим миром происходит в самом простом виде.

Информационные технологии, являясь неотъемлемой составляющей современного человека, дают возможность управлять поступающей информацией с применением телекоммуникационной техники. На данный момент каждый человек имеет представление о современных информационных технологиях, которые он уже использует в своей жизнедеятельности. К сожалению, результаты многочисленных исследований позволяют сделать вывод, что влияние информационных технологий на человека изучено не до конца. Влияние же информационных технологий на формирование личности подростка весьма не однозначно и в большей степени вызывает озабоченность, нежели некие положительные эффекты.

В последние десятилетия интерес многих ученых обращен на проблему воздействия телевидения на подростков, которые много времени уделяют просмотру телепередач, кино и рекламы. Данные теле - и видео продукты изобилуют различными эффектными приемами для убеждения и навязывания определенного мнения - звуком, музыкой, ярким изображением, имиджем кумиров, актеров, слоганами, лексикой современной молодежи, модной жизнью и другим. Поэтому целью нашего исследования является определение влияния современного телевидения на формирование информационной культуры подростка.

Анализ социальных и психологических исследований по данной проблеме подтверждает, что продолжительный и непрерывный просмотр развлекательных телепередач вредит развитию возможностей подростков, воспитывает пассивный подход к жизни, что в свою очередь создает подходящую основу для развития аддиктивного поведения.

В нашей работе мы рассматривали только одну из информационных технологий - телевидение, которое оказывает огромное влияние на духовно- нравственное воспитание, на культуру восприятия информации, которую получает подросток из внешней среды. В отличие от взрослого человека, подросток не всегда может распределить поступающую информацию на «хорошую и плохую». Сцены насилия, изобилующие на многих телевизионных каналах, постепенно приводят к тому, что человеческая жизнь в глазах неокрепшего психически подростка обесценивается. Насмотревшись сцен насилия в новостных передачах, художественных фильмах, ребёнок теряет страх перед смертью и думает, что с жизнью легко можно покончить. Психологи не исключают возможности влияния именно таких сцен на случаи суицида среди подростков.

Для определения влияние телевидения на формирование информационной культуры, нами было проведено экспериментальное исследование в форме анкетирования, в котором приняли участи 80 учащихся 1 курса математического факультета и факультета экономики РГПУ им. А.И. Герцена.

Данные анкет позволили нам получить ответы на важные вопросы исследования. На первый вопрос, «Как Вы думаете, оказывает ли на вас влияние телевидение?» (Ваше мнение, хорошо это или плохо), из 80 опрошенных 60% студентов ответили - «да, влияет»), 33% ответили, что они не смотрят телевизор и 6 % ответили, что не всегда.

Рисунок 1.

Вопрос  «Сколько время Вы проводите перед телевизором?», «Сколько по Вашему мнению нужно на просмотр телепередач?» - 40% ответили , что не смотрят телевизор вообще, 31 % смотрят от 30 мин до 2 часов в день, 27% смотрят от 2-4 часов в день ,1 % смотрят от 5-6 часов в день и 1% ответил – «зачем телевизор, когда есть Интернет».

Рисунок 2

На вопрос – «Может ли просмотр телепередач как-то отразиться на Вашем настроение?» - 76% ответили «да, влияет», и 24 % - «нет, не влияет».

Рисунок 3

Мнения разделились по вопросу выбора наиболее интересных для просмотра телепередач. Наиболее популярными оказались новостные передачи - 16 % и различные сериалы - 13%.

Рисунок 4

Весьма неоднозначные ответы мы получили на вопрос возможной замены просмотра телепередач на другое занятие. Практически каждый опрошенный выбрал свой ответ на данный вопрос, но самый распространённый ответ оказался «Прогулка с друзьями» - 20% и «На что угодно» готовы променять это время 17%.

Рисунок 5

Анализ проведенного анкетирования позволил нам сделать основной вывод, что просмотр телепередач, на большинство опрошенных, оказывает непосредственное воздействие.

Нами также был проведен анализ телепередач, которые могли бы негативно отразиться на формировании информационной культуры, а так же, которые могли бы наоборот способствовать ее положительному формированию.

Рассматривая ряд телепередач, мы выделили самые популярные на сегодняшний день среди молодежи и подростков, которые оказывают негативное влияние: реалити – шоу “Дом 2” (возрастное ограничение 16+), программа "+100500"(возрастное ограничение 16+),, реалити - шоу “Каникулы в Мексике 2” (возрастное ограничение 18+), программа «Sexy Час» на телеканале Муз TV(возрастное ограничение 16+), транслирующий ночные клипы для взрослых, «Фактор Страха» и многие другие. Несмотря на возрастные ограничения, доступ к этим передачам у подростков и молодежи есть.

Психика подростка в этот период очень нестабильна, поэтому он не всегда может объективно оценить ситуацию, предлагаемую данными передачами. Молодой человек копирует действия экранных героев, переносит их в свою жизнь, формируя и развивая тем самым интересы, идеалы, отношения с окружающими, отношение к миру, его ценностям, основанные на действиях героев с экрана.

Из всего представленного многообразия следует также выделить телепередачи, которые могут способствовать как познавательному, так и интеллектуальному развитию подростка. Телеканал «Культура» предлагает широчайший спектр программ, посвященных различным направлениям культурной и общественной жизни – музыке, живописи, театру, литературе, кино, науке, образованию и многим другим. Канал производит большое количество собственных программ и циклов, над которыми работают лучшие специалисты в тех или иных областях культуры и науки.

Проведенное нами исследование показало, что подростку надо предложить альтернативу просмотру телепередач. Нужно помочь сделать жизнь молодого человека богатой и насыщенной через общение со своими сверстниками, научить его узнавать что-то новое и интересное, тогда на просмотр телепередач времени будет оставаться максимум 1-2 часа в день. За это время можно будет посмотреть научную программу, интеллектуально-развивающую передачу или исторический фильм.

Телевидение является мощным средством влияния на становление информационной культуры подростка как положительно, так и отрицательно. По нашему мнению, необходимо создать новую культуру взаимодействия с телевидением, научить подростка пользоваться и критически осмысливать получаемую информацию.

Литература:

1.           Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.

2.           Роберт И.В., Современные информационные технологии в образовании / И.В.Роберт //– Москва: Школа Пресс, 2009. – 205 с.

3.      Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]

4.      Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс].

5.      Чудинова В.П. Защита детей от негативной информации: проблемы законодательного регулирования. – 2009 - №6-7.- С. 32 – 33. Школьная библиотека [Электронный ресурс] /

6.      http://www.bookind.ru, № 1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle