Библиографическое описание:

Жирнов С. С. Развитие практических умений безопасности жизнедеятельности как реализация деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 23-25.

Обострение проблем безопасности в современном мире ставит на первый план задачи подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Закономерно, что развитие образования в области безопасности жизнедеятельности становится все более значимым. В условиях реализации ФГОС второго поколения претерпевает существенное реформирование подходы, цели и задачи обучения безопасности жизнедеятельности. Главная цель организации образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности: дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счёт наиболее приемлемых и эффективных форм занятий, на которых организаторами-педагогами используются практические задания [8].

Предмет « Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) необходимо не только изучать, но и активно, целенаправленно вырабатывать у молодежи практические умения и навыки. Учащиеся должны приобрести не просто знания, а приобрести готовность к безопасному поведению, т.е. компетентность, которая сделает их жизнь максимально безопасной. Учитель, широко используя современные педагогические технологии в процессе обучения, должен развивать самостоятельную продуктивную, творческую деятельность обучаемых, достигать запланированного результата (стандарта образования) в совокупности с усвоением творческого опыта, ценностных отношений и личностных ориентаций.

Вот почему в обучении безопасности жизнедеятельности представляется столь значимым деятельностный подход. Концепция “учения через деятельность”, предложенная американским ученым Д. Дьюи, опирается на ряд основных положений: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество[2].

Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Преобразуя природу, человек преобразует самого себя, проявляется как субъект своего развития.

Важнейшими сторонами человеческого бытия являются предметная деятельность и общение (субъект-объектные и субъект-субъектные отношения). Предметная деятельность всегда направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, в то время как учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость.[4]

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения.

Главное в деятельностном подходе – это сама деятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, учащиеся сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Учащийся должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.[6]

Важными задачами в практической деятельности учащихся выступают: формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни. [3].

Деятельностный подход в преподавании ОБЖ должен обеспечить переход от определения целей обучения по курсу - как усвоение знаний, умений, навыков, к определению цели - как формирование у школьников метапредметных умений и навыков и предметных в области безопасной жизнедеятельности. Изучению курса ОБЖ направлено на решение основных дидактических задач:

1. Формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

2. Развитие основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных ситуаций, вредных факторов среды обитания человека, определении способов защиты от них.

3. Привитие навыков в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в оказании само- и взаимопомощи в случаях проявления любых опасностей.

4. Развитие физических и психологических качеств личности, необходимых для успешной адаптации к условиям среды обитания.

5. Формирование внутренней готовности к действиям в условиях ЧС, а также к потенциально опасным видам деятельности, в том числе к военной службе.

При разработке и планировании учебного материала необходимо учитывать специфику данного курса. Не все содержательные элементы могут изучаться практически в естественных условиях, например, такие, как пожарная безопасность и правила поведения при пожаре, безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде и др. Приобретение практических умений и навыков таких направлений возможно, как правило, в классных аудиториях, и реализуется за счет практических работ, таких как моделирование, решение ситуационных задач, составление алгоритма действий, деловые игры.

В учебном процессе по ОБЖ используются все виды организации работы (урочные и внеурочные), включающие различные виды учебной деятельности учащихся - игровую, проектную, исследовательскую.

Ключевой составляющей курса служит практико-ориентированный компонент, проявляющийся в проведении системы практических заданий по основным разделам курса. Именно на практических занятиях и тренировках формируются предметные умения и навыки безопасного поведения.

В научной литературе не раз отмечалась слабая практическая направленность курса ОБЖ. [5,7].

Как изменилась картина в существующих учебных программах по ОБЖ?

Нами была проанализирована действующая учебная программа. К сожалению, состояние практически не изменилось (Таблица 1). В лучшем случае доля практических работ составляет одну пятую (20,6 % в 8 классе).

Соотношение теоретических и практических занятий.

 Таблица1.

Теоретические занятия

Практические занятия

5 класс

85,3%

14,7%

6класс

88,2%

11,8%

7 класс

82,4%

17,6%

8 класс

79,4%

20,6%

9 класс

88,2%

11,8%

10 класс

88,2%

11,8%

11 класс

88,2%

11,8%

В проведенном исследовании мы попытались выяснить, насколько успешно и безопасно могут вести себя школьники 9-10 классов, изучающие курс ОБЖ.

Анкетирование проводилось по вопросам трех блоков. Учащиеся сами оценивали свои умения, выбирая ответ: не знаю, знаю, могу. (Таблица 2).

Сформированность практических умений и навыков.

 Таблица 2

9 класс

№ п/п

Содержательные блоки

а)

не знаю

б)

знаю

в)

могу

Оказание первой помощи пострадавшим

25,6%

41%

33,4%

Ориентирование на местности

28,8%

38,5%

32,7%

Личная безопасность

22,2%

42,3%

35,5%

Общий процент по анкете

25,5%

40,6%

33,9%

10 класс

№ п/п

Содержательные блоки

а)

не знаю

б)

знаю

в)

могу

Оказание первой помощи пострадавшим

23,5%

40,7%

35,8%

Ориентирование на местности

23,2%

37,1%

39,7%

Личная безопасность

12,8%

39,9%

47,3%

Общий процент по анкете

19,9%

39,2%

40,9%

Анализ результатов анкетирования показал, что почти треть старшеклассников даже не знают, как ориентироваться на местности, как оказать первую помощь пострадавшим, каковы правила личной безопасности.

Владеют же умениями безопасности, отраженными в школьной программе, только 33,9 % учеников 9 класса и 40,9 % - десятиклассников.

Возможно, наше исследование не полностью отражает состояние обучения ОБЖ повсеместно, так как анкетирование проводилось в двух школах. В будущем мы продолжим наше исследование.

Вместе с тем, можно сделать вывод о недостаточной реализации в школьных программах практического компонента, а также, о необходимости развития практики обучения ОБЖ с позиций деятельностного подхода и практической направленности курса.

Таким образом, можно выделить основные положения деятельностного подхода в обучении безопасности жизнедеятельности.

1. Важной целью обучения является формирование способа действий, умений и навыков безопасного поведения.

2. Первичными, с точки зрения целей обучения, являются деятельность и действия, составляющие эту деятельность, а не только знания.

3. В выполнении задач подготовки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности важная роль принадлежит самостоятельной продуктивной работе школьников.

4. Деятельностный подход в обучении основам безопасности жизнедеятельности реализуется в широком использовании практических методов и форм организации учебной и внеучебной деятельности.

Литература:

1.      Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути [Текст] / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005. - №6. – С.23-25.

2.      Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000.

3.      Зуев, А.В. Роль межпредметных связей в учебном процессе [Текст] / А.В. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. №4. – С.36-38.

4.      Киселева Э.М., Гаврилова Л.А., «Возможности курса ОБЖ в формировании знаний по экологической безопасности школьников», Вестник Орловского гуманитарного университета №5(34), 2013.

5.      Киселева Э.М. Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербург, 2006

6.      Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

7.     Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Старостенко А.В. К вопросу о преподавании школьного курса ОБЖ. Сб. «Безопасность жизнедеятельности -профессия XXI века: проблемы становления и перспективы развития», СПб РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

8.      Пономарева, О.И. Особенности частной дидактики. Методика преподавания ОБЖ [Текст] / О.И. Пономарева // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №9. – С.51-53.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, деятельностного подхода, практических умений, обучении безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, умений безопасности жизнедеятельности, обучения безопасности жизнедеятельности, навыков безопасного поведения, Деятельностный подход, основ безопасности жизнедеятельности, вопросам безопасности жизнедеятельности, основам безопасности жизнедеятельности, Приобретение практических умений, формировании практических умений, области безопасной жизнедеятельности, практических работ, школьников метапредметных умений, курса ОБЖ, Развитие умений, обеспечения безопасности личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle