Библиографическое описание:

Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 2-4.

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].

Активное внедрение информационных технологий в обучении получил название «информатизация образования». Информатизация образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы. Анализируя материалы различных научных конференций, методических журналов, посвященных данной теме, можно отметить, что информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы [3].

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,

которая:

·        включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

·        обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

·        предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].

Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:

·        стремительный рост информационных потоков;

·        невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;

·        работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;

·        требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].

Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:

Таблица 1

Уровни единого информационного образовательного пространства школы.

Единое информационное пространство школы

Уровень администрации

Уровень преподавателя

Уровень ученика

На данном уровне происходит:

·         разработка стратегии применения компьютерной техники;

·         материально–техническое оснащение образовательного учреждения;

·         подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;

·         создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;

·         составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;

·         развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;

·         создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;

·         создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.

На данном уровне происходит:

·         разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;

·         создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;

·         создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;

·         создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.

На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.

Таким образом, совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мере меняет конфигурацию отношений в системе «учитель – ученик», объективно уравнивая обоих в правах и возможностях.

 Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.

 Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.

Цели создания ЕИПШ:

1.       Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2.       Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

Задачи:

·         Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

·         Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

·         Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

·         Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

·         Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

·         Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

·         Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

·         Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1.       Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2.       Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3.       Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4.       Создание баз данных.

5.       Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

1.       Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

2.       Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

3.       Формирование творческих навыков.

4.       Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5.       Развитие инициативы.

6.       Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

7.       Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].

Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

·         обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;

·         исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;

·        создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;

·        обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

·        организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

·        обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].

Литература:

1.      Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005

2.      Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2000

3.      Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

4.      Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.

5.      http://www.citforum.ru электронный ресурс, сайт Центра Информационных технологий, раздел «Пользователям и преподавателям».

6.      http://6sch.ru/ - Электронный ресурс Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6»)

7.      http://school8proh.ucoz.ru/ - Электронный ресурс, МОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle