Библиографическое описание:

Мазина О. Н., Лыпко Е. В. Образовательная медиация как действенный инструмент защиты прав детства в условиях службы примирения // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 532-535.

В статье рассматриваются особенности деятельности службы примирения образовательной организации на основе медиативного подхода; раскрыты возможности образовательной медиации в обеспечении и защите основных прав детства.

Ключевые слова: служба примирения, медиация, образовательная медиация, медиативный подход, медиатор.

Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых и это в свою очередь определяет за ними закрепление особых прав, отмеченных в Конвенции ООН о правах ребенка и нуждающиеся в особой защите и механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. В Российской Федерации сложилась определенная система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Введение в России должности Уполномоченного по правам человека также показало, что функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и процедуры их реализации не позволяют эффективно обеспечить защиту и восстановить нарушенные права ребенка.

Соответственно на протяжении последних десятилетий в мировой практике вырабатывается дополнительный механизм, позволяющий обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав ребенка — институт Уполномоченного по правам ребенка. По информации ЮНИСЕФ, во многих странах (а их более 40) службы Уполномоченных по правам ребенка на национальном и региональном уровнях выполняют функции независимого механизма обеспечения прав детей [1].

В условиях образовательных организаций реализация функций института Уполномоченного по правам ребенка осуществляется в форме служб примирения. Службы примирения представляют собой объединение обучающихся, педагогов и уполномоченного по правам участников образовательного процесса, действующим в образовательной организации на основе добровольческих усилий и нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательно-воспитательном пространстве [2] (рисунок 1).

Рис. 1. Структура службы примирения

Служба примирения в образовательной организации инициирует несколько процессов:

1.         Формирование нового типа реагирования на конфликтные и другие сложные ситуации за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ (медиации, «Кругов сообщества», «Школьных конференций», «Семейных конференций»).

2.         Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, обучающихся и родителей на способы и средства разрешения конфликтов; привитие ценностей восстановительной культуры; искоренение из практики образовательной организации силовых воздействий и манипуляций (рисунок 2).

3.         Дополнение и усиление восстановительными практиками существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.).

 
 
 

Рис. 2. Функции службы примирения

В научно-педагогических и нормативно-правовых источниках выделяются три подхода к определению миссии службы примирения в образовании (Д. В. Рогаткин): профилактический, воспитательный, организационный [3]. Мы, основываясь на результатах теоретического изучения данной проблемы, выделили еще четвертый, медиативный подход.

В рамках первого, «профилактического» подхода, служба примирения призвана декриминализовать подростковую среду, содействовать устранению причин отклоняющегося поведения обучающихся. Служба примирения в этом варианте представляет собой единую систему интегрирующую совет по профилактике, социального педагога, психолога и других педагогов, занимающихся проблемами отклоняющегося поведения.

Иной взгляд на службу примирения предполагает «воспитательный» подход. В рамках этого подхода, создание службы примирения ориентируется на формирование у обучающихся активной жизненной позиции и рассматривается как способ их самореализации в позитивном ключе. Организация программ примирения выступает в качестве коллективной социально-значимой деятельности, которая формирует «воспитательный коллектив» службы. Ценится не столько сам продукт, который производит служба (программы примирения), сколько появление в образовательной организации объединения, воспитывающего у своих членов высокие нравственные и деловые качества через привлечение к добровольчеству.

Третий подход предполагает организационное оформление службы примирения в рамках самоуправления. В рамках этого подхода самоуправление дает возможность участникам образовательной жизни влиять на политику образовательной организации — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация образовательной организации, так и через собственную активность в управлении образовательными процессами.

Особого внимания заслуживает четвертый подход — медиативный, основу которого составляет медиация как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Применительно к службам примирения образовательных организаций мы говорим об «образовательной медиации» как методе разрешения споров, в основе которого лежит уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, основывающихся на возможности защиты и удовлетворения интересов сторон, при условии предоставления равных прав всем сторонам спора [2].

Процедура образовательной медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторон. Консенсус представляет собой метод принятия решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Соответственно решение, основанное на консенсусе в полной мере удовлетворяет интересы каждой из сторон, и в силу этого является наиболее жизнеспособным и стабильным, что характеризует образовательную медиацию как действенный инструмент реализации основных функций службы примирения.

Цели метода образовательной медиации можно сформулировать следующим образом [3]:

-          создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

-          воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

-          улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

В службах примирения образовательных организаций медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть: обучающиеся; педагогические работники образовательной организации; иные взрослые (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательной организации.

Основная цель деятельности служб примирения на основе медиации является разрешение конфликтных ситуаций в образовательно-воспитательном пространстве, предполагающее реализацию программы действий медиатора как продвижение по определенной лестнице (рисунок 3).

Описание: http://mir48.ru/155937_html_m2c8f56f3.gif

Рис. 3. Лестница действий медиатора

Таким образом, медиативный подход основан на диалогичном общении всех сторон, предполагающем равноправие и предоставление равного пространства для самовыражения и защиты своих интересов. А для реализации этих возможностей все стороны должны четко представлять и знать не только свои права и свои обязанности, но и осознавать границы своей ответственности. Ведь, создавая с помощью метода образовательной медиации и медиативного подхода безопасную среду в образовательно-воспитательной сфере, мы говорим о праве и возможности каждого защитить и отстоять свои интересы, при этом признавая равное право и за своим оппонентом реализовать свои интересы, не нанося ущерба другим, и прежде всего детям.

Литература:

1                    Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области (принят Законодательным Собранием области 16 февраля 2011 г.): закон Оренбургской области от 4 марта 2011 г. N 4330/1017-IV-ОЗ.

2                    Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ.

3                    Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры: Сборник материалов / Составитель и ответственный редактор Н. Л. Хананашвили. — М: Фонд «Новая Евразия», 2012. — 90 с.

4                    Школьные службы примирения: идея и технологии / Р. Максудов, А. Коновалов. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. — 92 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle