Библиографическое описание:

Шарапов А. А. Мониторинг средовых факторов образовательного пространства как условие сохранения здоровья школьников // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 85-87.

Проблемы экологической безопасности социума и личности приобретают все большую значимость на фоне угрожающего развития экологически неблагоприятной обстановки окружающей среды.

Создание условий безопасной экологической среды для школьников является важной составляющей деятельности каждого педагога и образовательного учреждения в целом. Конституционным правом каждого человека является обеспечение экологической безопасности личности и общества, что базируется на формировании и развитии благоприятной экологической среды [3]. Мониторинг в этой области является одним из важнейших способов решения возникшей проблемы. Актуальность этого вопроса в настоящее время подтверждается указом Президента РФ от 10.08.2012 N 1157 "О проведении в РФ года охраны окружающей среды".

Вопросы изучения окружающей среды волновали человечество с античности. Например, Аристотель в своем трактате «История животных» рассматривал вопрос среды обитания. Ж. Бюффон в «Естественной истории» описал влияние различных факторов среды на живые организмы. В первой половине 19 века Ж. Б. Ламарк описал взаимодействия «организм - среда», выделив особую форму изменчивости – морфологическую.

В последующие годы научные исследования по теме «организм - среда обитания» становились все более актуальными, привлекая внимание выдающихся естествоиспытателей, что дало жизнь новой науке - экологии.

 Экология - наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 Современная наука рассматривает проблемы влияния окружающей среды на человека во всем разнообразии сред жизнедеятельности – бытовой, производственной, образовательной и т. д.

Нельзя не отметить влияние состояния окружающей среды на формирование экологической культуры, поскольку экологическую культуру следует рассматривать как «систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, формулируемых в общественном сознании и поведении людей…»[2].

В рамках нашего педагогического исследования рассмотрим вопрос о факторах влияния образовательной среды на школьника.

В школьной среде учащиеся проводят большую часть времени, поэтому нельзя не учитывать влияние факторов среды на жизнь и здоровье школьников и педагогов. На образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, поэтому главное требование к экологии образовательной среды – обеспечение сохранения здоровья [4, 5].

«Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [7, с. 170]

 Рассматривая экологию образовательной среды можно выделить три составляющих: экология пространства, экология отношений, экология деятельности.

 Наше исследование мы посвятили вопросу экологии пространства образовательной среды, что связано с воздействием всей совокупности средовых факторов на учащихся и педагогов.

Экология среды образовательного учреждения - это средовая характеристика, отражающая состояние школьного «дома». Это, прежде всего, санитарно-гигиенические условия: температура, световой и воздушный режим, уровень шума, наличие параметрических загрязнений и др. Немаловажное значение имеет и эстетика школьной среды - современный дизайн, чистота, цветовая насыщенность, присутствие музыки - эстетика, несущая ощущение праздника и радости жизни. Это и безопасность, дающая ощущение надежности и спокойствия.

 Экологически безопасная образовательная среда способствует гармонизации процесса взаимодействия личности и окружающего мира природы за счет усиления образовательного влияния на субъектов образования [1].

Экологическая среда обитания школьника зачастую является источником "стрессовых" воздействий. Это, прежде всего, абиотические физические и химические факторы, воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушением светового, шумового, вибрационного режимов, а также, с уровнем электромагнитных и радиоактивных излучений [6].

Превышение допустимых норм воздействия данных факторов вызывает болезненную реакцию, снижает трудоспособность, приводит к нервным, психическим, раковым, сердечно-сосудистым заболеваниям. Рассмотрим подробнее основные факторы, имеющие наибольшее влияние на экологическую составляющую среды образовательного учреждения.

Освещение. Работа в условиях недостаточной освещенности, в полумраке, гораздо вреднее для глаз, чем при смешанном свете. Недостаточное освещение влияет на функционирование зрительного аппарата, на психику человека, его эмоциональное состояние, вызывает усталость центральной нервной системы, возникающей в результате прилагаемых усилий для опознания четких или сомнительных сигналов.

Радиоактивность. Даже слабое излучение, которое при полном поглощении повышает температуру тела лишь на 0,001 градуса Цельсия, нарушает жизнедеятельность клеток. Опасность излучения усугубляется тем, что они не вызывают никаких болевых ощущений. В первую очередь излучение поражает костный мозг, из-за чего нарушается процесс образования крови. Далее наступает поражение клеток пищеварительного тракта, половых клеток и других органов. Сильное влияние оказывает облучение на наследственность, поражающую гены в хромосомах.

Магнитное и электрическое поле являются достаточно сильными факторами влияния на состояние всех биологических объектов, попадающих в зону их воздействия. Отрицательное воздействие электромагнитных полей на человека прямо пропорционально мощности поля и времени облучения. При облучении человека электромагнитными волнами в тканях его организма происходят сложнейшие физико-биологические процессы, которые могут явиться причиной нарушения нормального функционирования, как отдельных органов, так и организма в целом. Люди, работающие под чрезмерным электромагнитным излучением, обычно быстро утомляются, жалуются на головные боли, общую слабость, боли в области сердца. У них увеличивается потливость, повышается раздражительность, становится тревожным сон. Поведение становится агрессивным, снижается работоспособность и продуктивность.

Шум способен увеличивать содержание в крови таких гормонов стресса, как кортизол, адреналин и норадреналин – даже во время сна. Сильный стресс способен вызвать сердечную недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года.

Целью проведенного исследования была оценка экологической составляющей среды образовательного учреждения. Исследование было проведено в период магистерской педагогической практики в базовой школе Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

 Были использованы следующие приборы: индикатор радиоактивности РАДЭКС РД1706, Измеритель параметров электрического и магнитного полей ВЕ-МЕТР-АТ-002, Люксметр ТКА- Люкс, Измеритель шума CENTER 321.

С их помощью проводились измерения в пяти точках школьного пространства:

кабинете ОБЖ, спортзале, рекреации, начальной школе, библиотеке, пришкольной территории.

Оценка уровня ионизирующего излучения производилась по величине мощности амбиентного эквивалента дозы Н*(10) гамма-излучения с учетом рентгеновского излучения и загрязненности объектов источниками бета-частиц.

Показатели нормы

Кабинет ОБЖ

Спортзал

Рекреация

Начальная школа

Библиотека

Пришкольная территория

0.22

МкЗв/ч

0,27

мкЗв/ч

0,24 мкЗв/ч

0,23

мкЗв/ч

0,22

мкЗв/ч

0,3

мкЗв/ч

0,3

мкЗв/ч

Уровень радиоактивности в кабинетах: общий уровень радиоактивности по помещениям чуть выше нормы. Самый высокий показатель на пришкольной территории и в библиотеке. Наименьший показатель в начальной школе.

Измеритель параметров электрического и магнитного полей ВЕ-МЕТР-АТ-002 применяется для контроля норм по электромагнитной безопасности .

Принцип действия измерителя состоит в преобразовании колебаний электрического и магнитного полей в колебания электрического напряжения, частотной фильтрации и усилении этих колебаний с последующим автокомпенсационным анализом и детектированием.

Показатели нормы

Кабинет ОБЖ

Спортзал

Рекреация

Начальная школа

Библиотека

Напряженность электрического поля(В\м)

5

0

0

2

4

4

Магнитное поле(мкТл)

0,2

0,11

0,11

0,1

0,18

0,19

Уровень напряженности электрического и магнитного полей в кабинетах: во всех помещениях результаты по данной характеристике в пределах нормы. Наибольший показатель напряженности электрического поля и магнитного поля был показан в начальной школе и библиотеке. Наименьший - в кабинете ОБЖ и спортзале.

            Люксметр ТКА-Люкс предназначен для измерения освещенности, создаваемой различными источниками, произвольно пространственно расположенными, в люксах. Принцип работы прибора заключается в преобразовании фотоприемным устройством излучения в электрический сигнал с последующей цифровой индикацией числовых значений освещенности в лк.

Кабинет ОБЖ

Спортзал

Рекреация

Начальная школа

Библиотека

Показатели нормы

150 лк

150 лк

50 лк

150 лк

100 лк

Смешанное освещение

160 лк

165 лк

60 лк

155 лк

120 лк

Уровень освещенности в кабинетах: общий уровень освещенности по всем помещениям выше нормы. Самый высокий показатель в спортзале и в библиотеке.

Измеритель шума CENTER 321, применяется для измерения и анализа акустических сигналов. Устройство позволяет определить уровень шума как внутри помещения, так и снаружи.

Показатели нормы

Кабинет ОБЖ (во время урока)

Спортзал (во время урока)

Рекреация (на перемене)

Начальная школа (во время урока)

Библиотека

40 Дб

75Дб

90 Дб

95 Дб

55 Дб

50 Дб

Уровень шума в кабинетах: значительно превышен уровень шума во всех помещениях. Наибольшие показатели уровня шума в спортзале и рекреации, где показатели нормы были превышены более, чем в 2 раза. Наименьший показатель - в библиотеке.

Анализируя полученные результаты, можно отметить:

1.                  Уровни влияния средовых факторов (освещенность, радиоактивность, напряжение электрического и магнитного поля) во всех точках мониторинга не превышают допустимых пределов.

2. Уровень освещенности во всех помещениях выше нормы. Это располагает к успешной учебной деятельности и устраняет потенциальную проблему со зрением.

3. Уровень радиоактивности чуть выше нормы. Вентиляция закрытых помещений школы и рациональное использование техники поможет снизить уровень радиации.

 4. Уровень шума существенно превышен во всех точках мониторинга. В спортзале и рекреации показатели превышены более, чем в 2 раза.

Результаты исследования показали, что в школе экологическая среда по итогам мониторинга в целом соответствует норме (кроме уровня шума), что располагает к учебной деятельности и положительно влияет на здоровье учащихся. Данные исследования обсуждались вместе с представителями администрации школы и учителями. Своевременным и целесообразным педагоги считают проведение систематического мониторинга средовых факторов, негативно влияющих на здоровье и работоспособность школьников.

Таким образом, снижение вредного влияния факторов среды должно стать важной задачей школы. Тщательное соблюдение гигиенических требований (влажная уборка, проветривание), а также четкая организация детей на уроках в спортзале и на переменах, несомненно, помогут улучшить экологические показатели образовательного учреждения.

Литература:

1.      Алисов, Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды: Автореферат дис. ... д.п.н. / Е.А. Алисов. – М., 2011.

2.      Киселева Э.М., Гаврилова Л.А., «Возможности курса ОБЖ в формировании знаний по экологической безопасности школьников», Вестник Орловского гуманитарного университета №5(34), 2013.

3.      Пучинина Т.Г. Основы экологического права- Учебное пособие. – ИЦ Красноярского государственного университета ,2009.-139 с.

4.      Смирнов, Н.К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005.

5.      Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

6.      Шабанов Д. А., Кравченко М. А. Материалы для изучения курса общей экологии с основами средоведения и экологии человека. – Научный журнал №7.-2009.-146 с.

7.      Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е издание / В.А. Ясвин. ‑ М.: Смысл. ‑ 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle