Библиографическое описание:

Молодцова Е. Ю., Силаева Э. В. Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 44-48.

Ключевые слова: социальная безопасность личности, информационно-психологическая безопасность, безопасность детского книгоиздания.

В последнее время ученые расширяют исследовательские рамки социальной безопасности за счёт обращения к различным ее аспектам: концептуализация понятия «социальная безопасность», исследования опасностей и угроз социального характера и их влияния на общество и человека, исследования проблем социальной политики и социальной защиты населения как важнейших механизмов и способов обеспечения социальной безопасности российского общества, исследования информационно-психологической безопасности. На данном этапе исторического развития угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны [4].

Актуальность выбранной темы нашего научного исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день информационная сфера стала одной из наиболее важных сфер в жизни общества и неотделима от всей социальной сферы жизнедеятельности. Одним из следствий развития процессов информатизации стало повышение роли книгоиздания и средств массовой коммуникации в жизни не только отдельного государства, но и международного сообщества в целом. Лавинообразный характер поступающей информации зачастую противоречив по многим аспектам, в том числе и по своей достоверности. И если эта поступающая информация взрослому человеку доступна для понимания, то для детей, еще не обладающих критическим мышлением, умением работать с информацией и подвергать ее анализу, такая ситуация становится потенциальной угрозой информационно-психологической безопасности личности. Современный ребенок, включенный в процесс социализации, с раннего детства оказывается незащищенным от потоков информации, которая может носить двойственный смысл или вовсе деструктивный характер.

Проблема информационно-психологической безопасности детского книгоиздания наиболее остро стала ощущаться и осознаваться в последние десятилетия. Главные направления безопасности детского книгоиздания в Российской Федерации определяются спецификой книгоиздательской деятельности. С одной стороны важно, чтобы детская книга была безопасна с технической стороны вопроса, т.е. соблюдались правила санитарно-технических требований и нормы гигиены, с другой стороны не менее значимым является смысловое наполнение этих книг или, другими словами, морально-нравственный аспект.

Для решения данной проблемы мы проводили исследования законодательной базы регулирующей сферу детского книгоиздания, рынок детских книг в г.Санкт-Петербурге, и другие мероприятия позволяющие максимально полно осветить ситуацию происходящую в детском книгоиздании в России. В ходе реализации данных мероприятий мы выработали несколько направлений нашего исследования информационно-психологической безопасности детского книгоиздания, о которых будет сказано ниже.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили:

- фундаментальные психолого-педагогические исследования проблем общего и профессионального образования (Г.А.Бордовский, А.Е.Войкуновский, А.С.Выготский, Т.А.Корчагина и др.);

- общетеоретические разработки и приложения в области информационной безопасности (Т.М.Аскеров, С.В.Литвиненко, А.П.Леонов, В.И.Ярочкин и др.);

- исследования в области информационно-психологической безопасности личности от информационного воздействия (Г.В.Грачев, А.П.Назаретян, С.К.Рощина, В.А.Соснина и др.);

- теоретические идеи организации безопасности личности в современных условиях развития цивилизации (С.В.Белов, О.Н.Русак, В.П.Соломин, Л.А.Михайлов, С.К.Шойгу и др.);

Во всем мире придается большое значение защите детей от негативной информации, которая может нанести вред их физическому и нравственному здоровью. Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних детей от вредоносной информации в России является одним из наиболее приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности личности и общества. Определение информационно - психологической безопасности трактуется нами из проекта Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» и заключается в следующем: «Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере» [5].

Основополагающий закон, регулирующий информацию, поступающую детям - Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В нем реализована программа деления информации на возрастные группы с обозначением этих групп на соответствующей продукции в том числе и детских книгах. «Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона)» [6].

Кроме того, в данном законе определено понятие информационной безопасности детей: «информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» […]. Тем не менее пока вся информация содержащаяся в законодательных актах, приведенных выше, носит скорее лишь декларативный характер.

Регулируемость санитарно-гигиенических норм и требований к оформлению и выпуску детского книгоиздания реализуются на базе двух документов: СанПиН 2.4.7.960-00 «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков» и СанПиН 2.4.7.II66-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования». Исследование рынка детских книг в книжных магазинах г. Санкт-Петербурга, показало, что и эти требования зачастую издателями нарушаются, и в прямую продажу поступают книги ненадлежащего качества.

В добавление к вышесказанному хотелось бы отметить, что необходимость учитывать особенности детской психики и восприятия информации в книгах становится необходимостью с введением органа или комиссии, который (ая) будет контролировать детскую литературу. На данный момент в РФ определен орган, контролирующий информационные источники - экспертная комиссия, которая создана во исполнении ФЗ № 436-ФЗ. Комиссия проводит анализ информационного источника и присваивает ему определенную возрастную категорию, но этого недостаточно на данном этапе развития правовых норм регламентации детской литературы. Так как в законодательстве существуют большие пробелы в сфере регулирования и контроля детского книгоиздания, то вся ответственность за данный вопрос ложится на плечи родителей, законных представителей детей и учителей.

В детском книгоиздании на сегодняшний день существует множество нерешенных проблем. Это касается и контроля качества детских изданий и ассортимента таких книг в книжных магазинах и библиотеках. Огромная проблема - коммерцилизация рынка детских книг. Ни для кого ни секрет, что прибыль является приоритетом для книжных издателей и морально-нравственные критерии уходят у них на второй план и как следствие - печатают тех авторов, которые принесут наибольшую выгоду, а вопрос соответствия содержания книги научным фактам или даже техническим требованиям инвесторов детской отрасли книжного бизнеса не заботит.

Практическая часть нашего исследования еще полностью не завершена и требует окончательной доработки, но уже на данном этапе мы имеем некоторые результаты, подтверждающие наше положение о том, что именно родители и взрослые, окружающие ребенка, должны обращать особое внимание на те книги, которые покупают для своих детей.

В арсенале исследования уже имеются завершенные и обработанные данные об анкетировании детей и их родителей на темы важности интереса детей к книгам, актуальности книг в развитии детей и аспектам безопасности детского книгоиздания.

В ходе практической части нашего исследования нами были проведены мероприятия по опросу и анкетированию детей возрастного диапазона 5-10 лет и их родителей. Данная работа происходила в три этапа:

1 этап - диагностический. Он включил в себя:

- разработку анкет для исследования;

- опрос-диагностику детей;

- анкетирование родителей;

2 этап – обработка результатов. Анализ и обработка полученных данных, разработка необходимых правил и рекомендаций.

3 этап – выработка практических рекомендаций. Реализация исследования заключается в обеспечении необходимыми памятками и советами родителей, которые участвовали в опросе.

В процессе исследования было опрошено более 150 респондентов. Среди них было опрошено 80 детей и более 70 родителей. Гендерная принадлежность выявлялась только со стороны родителей, так как именно диагностирование этой группы респондентов являлось ключевым.

Беседа-опрос детей проводился с целью определения мотивации их к чтению, изучения отношения к книге, литературные предпочтения. В опросе были выявлены следующие результаты. На наш вопрос «Любишь ли ты читать?» 30% опрошенных ответили положительно, в случае отрицательного ответа, задавался дополнительный вопрос «Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги?» здесь из 70% все респонденты за исключением нескольких человек ответили «да». Далее задавались вопросы о наличии у ребенка любимого жанра в литературе, любимого героя. В этом возрасте дети предпочитают такие жанры как: сказки, приключения, фэнтези; также младшие школьники выделяют познавательные книги или энциклопедии с практико-ориентированными заданиями. Среди любимых героев наиболее часто встречаются: Золушка, Белоснежка, Ариэль, Гарри Поттер, Бэтмен. Однако встречались и отрицательные ответы на вопрос о любимом герое (7%).

В результате обработки данных анкетирования выявился тот факт, дети проявляют активный интерес к книгам и как к самостоятельному чтению, так и с помощью взрослых.

В анкетировании взрослой части были опрошены лица от 28 лет до 51 года, из которых 45% мужчины и 55% женщины. Вопросы анкеты были подобраны и составлены с целью определения важности осознания родителями проблемы обеспечения безопасности детской книги и угрозы, которые могут нести детские книги.

Из общего числа опрошенных родителей в ответе на вопрос «Читает ли книги ваш ребенок самостоятельно?» лишь 3% выбрали ответ «не знаю», 35% ответили «нет» и 62% опрошенных ответили «да, читает». Среди этих данных в 3% вошли ответы только мужчин, в остальных вариантах ответов соотношение мужской и женской части респондентов составило примерно одинаковые пропорции. На вопрос «Отслеживаете ли вы внутреннее содержание книг, которые читает ваш ребенок?» подавляющее большинство ответило «да». Здесь интересно заметить, что среди ответов «нет» большинство мужских ответов. На вопрос «Знаете ли вы правовые нормативные документы регламентирующие внешний вид и внутреннее содержание детского книгоиздания?» меньше трети опрошенных ответили «да» и большая часть - 81% выбрали ответ «нет». Здесь женщины и мужчины отвечали примерно в одинаковых пропорциях.

Интерпретируя полученные данные, мы можем сделать выводы о том, что в целом родители заинтересованы в покупке качественной детской литературы. Но лишь единицы знают, о том, что есть документы контролирующие сферу детского книгоиздания, требования, предъявляемые к детской книге и информация о вопросах пагубного влияния вредоносной информации на детей.

Хотелось бы обратить внимание на результаты телефонного опроса жителей Санкт-Петербурга, проведенного компанией «inFOLIO Research Group», целью которого было изучение потребительских предпочтений в отношении детской литературы. Подавляющее большинство жителей Санкт-Петербурга остаются верны книжным магазинам (83%). Они – вне конкуренции. Среди них выделяются два лидера - «Буквоед» (55,3%) и «Дом Книги» (18,7%). На втором месте – сети FMСG (14,4%), причем популярность их растет с увеличением образовательного уровня опрошенных. Чуть меньшее число людей приобретает литературу в детских магазинах (12,4%) или заказывает через интернет (9,5%). Примечательно, что в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой значительная часть респондентов отдает предпочтение online-покупкам. Наибольшую потребительскую активность в Санкт-Петербурге проявляют респонденты 32-38 лет с уровнем дохода до 30 000 руб. Самым популярным направлением литературы для дошкольников является художественная литература - 56,5% постоянных покупателей и 28,5% - эпизодических покупок. Развивающую литературу приобретает как систематически, так и от случая к случаю одинаковое количество респондентов , соответственно 39% и 39,5%. Энциклопедии имеют сравнительно малочисленную аудиторию - 17,5% и 19,5%. При этом мужчины покупают книги всех направлений в основном импульсивно, в то время как женщины, по большей части, постоянно. Жители Санкт Петербурга менее консервативны, чем опрошенные в Москве. Только 63,5% выбирают авторов, которых читали сами в детстве. Современную детскую литературу склонны приобретать респонденты с высоким уровнем благосостояния (из 50% «новых» книг 9,1% принадлежит зарубежным). Среди жанров художественной дошкольной литературы доминируют сказки (63,5% покупают постоянно, 27% - от случая к случаю), стихи (51,5% и 31%) и детские рассказы (33% и 39,5%) [2].

Рисунок 1. Распределение покупательских предпочтений по образованию

Потребительские предпочтения по жанрам художественной детской дошкольной литературы, где «А» - постоянно покупаю, «В» - покупаю от случая к случаю

С увеличением образовательного уровня растет приверженность постоянных покупателей к таким жанрам, как фольклор и мифы. Среди опрошенных со средним образованием спрос на детские пьесы отсутствует у тех, кто приобретает художественную литературу регулярно, и, напротив, весьма высок у делающих это от случая к случаю (17,4%). В развивающей литературе для младшего школьного возраста доминирующий жанр – дополнительные книги по школьному курсу (38%). Пособия для изучения иностранных языков выбирают значительно реже (13,6%). Для детей постарше подавляющая доля респондентов из всех энциклопедий отдает предпочтение общеобразовательным. Они максимально популярны среди всех жанров и в сегменте книг для дошкольного и младшего школьных возрастов (40%). Две трети опрошенных предпочитают покупать в среднем 1-2 детских издания в месяц (более 60% в совокупности), а подавляющее большинство в Москве – 2-4. Это дает основание говорить о большем уровне потребления среди жителей столицы. Большинство петербуржцев оптимальной на покупку детской литературы считают сумму в пределах 250-500 руб. (43,2%). Еще для 30,9% приемлема цена более 500 руб., но не превышающая 1000 руб. Таким образом, респонденты тратят на книги 250-1000 руб. в месяц. Однако 12,6% готовы платить и больше [2].

Рисунок 2. Распределение покупательских предпочтений по доходу и возрасту

В основном жители Санкт Петербурга приобретают книги для детей спонтанно, выбирая конкретное издание уже на месте (61,2%). Влияние интернета становится все более ощутимым с улучшением материального положения опрошенных, это единственное средство массовой информации, вошедшее в четверку лидеров (18,2%). Из этого можно сделать вывод о том, что СМИ недостаточно информирует население Санкт Петербурга о литературных новинках, а информация распространяется в основном «сарафанным радио» через родственников и друзей.

Научная и практическая значимость нашей работы позволит специалистам помочь в определении приоритетов дальнейших исследований проблемы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания.

Данные, полученные в исследовании, целесообразно применить в разработке программы дополнительного образования. На данном этапе такая программа разрабатывается в виде обучающего семинара для родителей, который можно будет проводить на базе любой общеобразовательной школы.

Литература:

1.      Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm (дата обращения к ресурсу 12.03.2014)

2.      Исследование потребительских предпочтений на рынке детской литературы [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.pro-books.ru/sitearticles/1807 (дата обращения к ресурсу 19.03.2014)

3.      Михайлов Л.А.. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.А.Беспамятных. – Питер 2008, 460с.

4.      Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №5(13), 2012

5.      Проект федерального закона «Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/gosduma/Wyp15/info.htm (дата обращения к ресурсу 19.03.2014)

6.      Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями). – Режим доступа: http://base.garant.ru/12181695 / (дата обращения к ресурсу 19.03.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle