Библиографическое описание:

Кукушкина С. Е. Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 29-32.

В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: Адаптивный спорт, реабилитация, спортивные танцы на колясках, интеграция, социализация.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной образовательной программы дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющая спортивно-техническую направленность, предназначена для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их интеграции в общество, также как интеграцию через трудовую деятельность и образование. Занятие лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.

Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включающий в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие, именно в танце можно познать свой дух, своё тело, выразить своё настроение и эмоции в эстетической форме. При обучении спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что дети не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий. Поэтому задачи воспитательной работы включено: раскрытие и развитие возможностей у данной категории детей, и создание у них уверенности в собственных силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации [4].

Спортивное направление танцев на колясках активно развивается в мире и, в частности, в России. Широкое распространение информация о спортивных танцах на колясках приобрела в современных средствах массовой информации, а также в специализированной литературе. Необходимо отметить, что на современной педагогической и инклюзивной арене практически отсутствует методическая литература по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках. Существующие программы по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках преимущественно носят частный характер. Необходимость создания соответствующей образовательной программы позволяет рассматривать проблему методического обеспечения детей спортивным танцам на колясках, как наиболее актуальную и новую.

В данной статье мы хотим подробно описать основные положения разработанной нами программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках».

 Теоретико-методологическая основа использования спортивных танцев на колясках в процессе социализации:

1.                  Теоретические работы в области реабилитации по спортивным танцам на колясках (Лозко Е.П., Андреева Н.Г., Кукушкина С.Е., Алова Г.И., Седаков М.А.).

2.                  Общетеоретические разработки и практические приложения по спортивным танцам на колясках ( Рачицкая А.И., Васильев К.Б., Андреева Н.Г., Волкова И.В., Лозко Е.П., Кукушкина С.Е.).

3.                  Исследования в области вида адаптивного спорта спортивные танцы на колясках и применение их в учебном процессе ( Рачицкая А.И., Алова Г.И., Кукушкина С.Е., Шалаевская Ю.В.).

 Цель программы: Социализация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и повышение их качества жизни через систему занятий спортивными танцами на колясках.

Задачи программы:

В основу разработки программы нами были положены задачи разработанные Евсеевым С.П. [2], Добряковым И.В., Щедриной Т.Г. [1].

Общие задачи:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.

Специфические задачи:

- коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;

- коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;

- компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранных функций в случае невозможности коррекции;

- профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно - сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;

- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;

- коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.;

- коррекция нарушений статики и локомоций путём последовательного разрешения вышеперечисленных задач, а также систематической тренировки равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах

Принципы содержания программы.

Разработанная нами программа основывается на принципах АФК разработанных Шапковой Л.В. [5].

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип системности и последовательности в практическом овладении основами танцевального мастерства;

- принцип доступности подразумевает обучение движениям от простого к сложному, постепенное усложнение учебного материала;

- принцип наглядности, привлечение образного восприятия, использование показа;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

- принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями.

Компоненты программы:

- ритмика – необходима для овладения простейшими ритмами, развитие координации движений;

- хореография – изучает основные позиции рук, корпуса, головы, основные танцевальные движения и фигуры спортивного танца;

- спортивные танцы – компонент, включающий латино-американскую программу и европейскую программу;

- техника владения спортивной коляски – основной компонент программы в состав, которого входит обучение свободному владению спортивной коляски;

- ОФП процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Ожидаемые результаты обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по программе

- использование в повседневной жизни, неформальной обстановке, в проведении досуга знания, умения и навыки, полученные во время обучения;

- активная позиция детей в различных мероприятиях коллектива: конкурсах, соревнованиях по спортивным танцам на колясках, фестивалях и т.д.;

- понимание детьми значения общеразвивающих упражнений и правильно выполнять упражнения общефизической подготовки;

- преодоление неуверенности в себе, выработка стремления к победе (в турнире, конкурсе, фестивале);

- формирование коммуникативных навыков, понятия о культуре общения и поведения в коллективе, расширение опыта социального взаимодействия;

- формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Виды контроля.

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определённой системы проверки его функционирования. Данная проблема широко освещена в работах Шитиковой Г.Ф. [6], Курамшина Ю.Ф.[3].

Таблица 1

Виды контроля по периодам, с указанием задач и форм контроля

Вид контроля

Задача

Период

Способы (формы) контроля

1.

Входной контроль

Фиксация педагогом уровня усвоения материала прошлого года

1 раз в год в начале учебного года

Наблюдение на учебном занятии

2.

Предварительный контроль

Анализ готовности к соревнованиям, конкурсам, фестивалям

Перед выступлением на конкурсах, фестивалях, проверка готовности к данным мероприятиям

Наблюдение,

Открытый урок

3.

Текущий контроль

Фиксация педагогом уровня усвоения изучаемой темы, результатов, четверти, полугодия

По итогам изучаемой темы, четверти, полугодия

Демонстрация индивидуальных достижений на учебных занятиях, в конце четверти, полугодия

4.

Промежуточный контроль

Отслеживание роста исполнительского мастерства учащихся

1 раз в год

Соревнования, фестиваль, конкурс

5.

Итоговый контроль

Подведение итогов на конец учебного года

Май

Итоговое занятие с фиксацией результатов за год

Мониторинг качества освоения образовательной программы позволяет не только фиксировать результаты: знания, умения, навыки, но и в соответствии с полученными данными корректировать образовательную деятельность, выбор педагогом различных форм, методов и средств в работе с детьми имеющими ограничения в здоровье и нет [5].

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- групповая форма обучения, при которой учащиеся получают теоретические и практические знания, навыки и умения имея возможность для закрепления изученного. Занятия ведут два педагога (один педагог ведёт занятие на спортивной коляске, другой стоя) – для демонстрации закрепления учебного материала, более целостного восприятии танцевальных фигур;

- самостоятельные занятия – занятия для самостоятельного закрепления навыков и умений танцевального мастерства;

- индивидуальная работа с учениками предусмотрена для подготовки их к фестивалям, конкурсам, соревнованиям.

Методы обучения.

Использование перечисленных ниже методов обучения способствует эффективной организации учебного процесса, побуждению обучающихся к деятельности продуктивного, творческого, поискового характера:

- наглядно-демонстративный метод включает в себя демонстрацию учителем или учениками упражнений, отдельных фигур, вариаций, посещений соревнований, фестивалей, с участием других спортивных коллективов, показ видеоматериалов;

- словесный метод включает в себя рассказ (об известных исполнителях, музыке, танцевальных образах и т.д.), описание (перечисление и раскрытие признаков характерных для того или иного движения), объяснение (изложение учебного материала, движения которого будут исполняться), беседа (диалогическая форма изложения и освоения учебного материала).

- объяснительно-иллюстративный показ танцевальных движений с объяснениями и комментариями;

- практический (упражнения – многократное повторение движений с целью формирования и совершенствование танцевальных умений и навыков);

- проблемно-поисковый метод включает в себя совместный с детьми поиск новых движений, перестроений, образов.

Результаты реализации программы.

            Реализация программы позволила нам добиться следующих результатов и сформировать соответствующие выводы:

1.                  Программа дополнительного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата « Спортивные танцы на колясках» подтвердила свою рентабельность посредствам успешной организации и эффективной реализации учебного процесса. Основываясь на полученных результатах, программа была усовершенствована и утверждена на заседании педагогического совета ГБОУ ДОД ЦТТ.

2.                  Дополнительно к программе разработаны методические рекомендации для тренеров, педагогов по организации и проведению занятий по спортивным танцам на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3.                  Реализованная программа позволила нам разработать исследовательский проект (рабочее название проекта «Спортивные танцы на колясках как средство реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата») направленный на усовершенствование системы учебно-тренировочного процесса через занятия спортивными танцами на колясках.

4.                  Программа позволила объединить детей с ПОДА в среду детей, не имеющих отклонений в развитии через занятия спортивными бальными танцами.

5.                  Одним из основных показателей эффективности программы являются реальные результаты спортивных достижений детей обучающихся по программе. Достоверность показанных результатов подтверждается протоколами соревнований и дипломами.

Литература:

1.                  Добряков И.В., Щедрина Т.Г. Восстановительное лечение детей с поражениями центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004.-317 с.

2.      Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

3.      Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

4.      Кукушкина С.Е., Седаков М.А., Лозко Е.П., Аксенова О.Э. Социализация и интеграция инвалидов опорно-двигательного аппарата с помощью адаптивного спорта, или о спортивных танцах «больных» людей «с ограниченными возможностями» / Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая культура» - СПб.: 2008. - №1 (33) с. 27 – 29.

5.      Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебник/под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: советский спорт, 2009. – 608с.: ил.

6.      Шитикова Г.Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно – методическое пособие / СПб ГАФК им.П.Ф. Лесгафта. – СПб.,1997. – 59 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle