Библиографическое описание:

Громов Ю. В. Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации социального характера и филателия» // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 14-18.

Устный журнал «Чрезвычайные ситуации социального характера и филателия» (как пример массовой внеаудиторной работы по безопасности жизнедеятельности).

Тема устного журнала: «ЧС связанные с нарушением здоровья человека».

Цель: привлечь внимание студентов к проблемам связанным с нарушением здоровья человека, построение общества свободного от алкоголя, табака и других наркотиков. Показать, как к проблемам нарушения здоровья человека относятся в различных странах мира.

Планируемые результаты обучения. В ходе занятия студенты будут знать:

·        о недопустимости употребления веществ разрушающих организм;

·                    о социальных болезнях (СПИДЕ, венерических заболеваниях, туберкулезе);

·        о нарушениях психики (суициде, зомбировании сознания, аномальном психическом поведении).

Форма проведения занятия: ролевая игра (устный журнал).

Подготовка устного журнала.

1.                  Распределение ролей (редакционная коллегия):

·                    ведущие устного журнала;

·                    главный редактор;

·                    художественный редактор;

·                    редактор отдела писем;

·                    консультант;

·                    зав. компьютерным отделом.

Главный редактор — готовит доклад на тему: «Антиалкогольная антитабачная и антинаркотическая пропаганда на почтовых марках мира».

Художественный редактор — готовит оформление устного журнала, демонстрационную филателистическую выставку почтовых марок мира, посвященную здоровому образу жизни». Редактор отдела писем — составляет письма читателей журнала с вопросами раскрывающими содержание ЧС связанных с нарушением здоровья человека.

Консультанты — разрабатывают и организуют проведение кроссворда.

Заведующий компьютерным отделом — готовит презентацию устного журнала, подготовленный в электронном виде филателистический материал представляет для презентации.

2.                  Задания студентам:

Используя различные источники информации, собрать материал раскрывающий содержание ЧС связанных с нарушением здоровья человека, а также по социальным проблемам приводящим:

- к употреблению веществ разрушающих организм;

- социальным болезням;

- нарушению психики.

 Материалы и оборудование к устному журналу:

·                    почтовые марки мира и их изображения, посвященные здоровому образу жизни;

·                     лупы (которые пригодятся для чтения некоторых марок);

·                    демонстрационная почтовых выставка марок;

·                    проектор, презентация;

·                    призы для победителей викторины;

·                    оформление доски (название журнала и его страниц написаны на листах бумаги и прикрепляются магнитами на доску.

Ход устного журнала.

Ведущий 2. Внимание! Внимание!

Ведущий 1. Открываем наш устный журнал «ЧС связанные с нарушением здоровья человека».

 Ведущий 2.Представляем вам редколлегию нашего журнала:

Главный редактор — преподаватель, создатель нашего журнала (ведущие представляют членов редколлегии по имени-отчеству).

Ведущий 1. Художественный редактор — ФИО. Перед вами талантливый молодой художник, он успешно сотрудничает со многими научными издательствами. Специально для нашего журнала он подготовил тематическую выставку.

Ведущий 2. Редактор отдела писем —ФИО, ответит на ваши письма.

Ведущий 2. Заведующий компьютерным отделом — ФИО, подготовил для Вас презентацию.

Ведущий 1. Наш журнал состоит из четырёх страниц. На первой странице мы расскажем вам об антиалкогольной антитабачной и антинаркотической пропаганде на почтовых марках мира.

Ведущий 2. На второй странице нашего журнала мы расскажем о социальных болезнях (СПИДЕ, венерических заболеваниях, туберкулезе).

Ведущий 1.Третья страница нашего журнала называется «Вы нам писали». В нашу редакцию приходит много писем, и мы постараемся ответить сегодня на некоторые из них.

Ведущий 2. Четвёртая страница — занимательная.

Мы составили для вас кроссворд и обещаем, что тот, кто первым его разгадает, получит приз!

Ведущие говорят вместе: Открываем первую страницу.

Ведущий 1. Слово для доклада предоставляется главному редактору нашего журнала (ФИО). Тема выступления: «Антиалкогольная антитабачная и антинаркотическая пропаганда на почтовых марках мира».

Выступает главный редактор.

В 1975 году Всемирная организация здравоохранения признала алкоголь наркотиком №1, героин – наркотиком №2, табак наркотиком №6.

Сегодня почтовые марки выпускают все страны мира. Немало выпусков посвящено пропаганде здорового образы жизни и в нашей презентации мы продемонстрируем некоторые из них [5,6,7]:

- Австралия (1990). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Алжир (1996,1997, 2005). Мир в борьбе с наркоманией, антитабачная компания;

- Аргентина (1980,2006). Антитабачная кампания;

- Афганистан (1980). Всемирный день здоровья (антитабачная кампания);

- Бангладеш (1993, 2001). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Бельгия (1979).Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Болгария (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Ботсвана (2000). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Венесуэла (1993).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Вьетнам (2001). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Германия (1984).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Гвинея Биссау (1992).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Дания (1992).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Израиль (1983).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Индия (1991).Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Ирак (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Италия (1982). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Йемен (1988, 1991).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Кабо-Верде (1980).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Катар (2003).Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;                       

- Кот-де-Ивуар (1980). Антитабачная кампания;

- Кувейт (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Лаос (1982). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Ливан (2010) Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Ливия (1995, 1997). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Люксембург(2006). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Македония (2005, 2007). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Малайзия (2010). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Мали (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Марокко (2011). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Мексика (1980, 1990, 2003, 2012). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Мозамбик (1988). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Молдавия (2011). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Монако (1977) Нет наркотикам, за здоровый образ жизни;

- Мьянма (2000). Нет наркотикам, табаку за здоровый образ жизни;

- Непал (1994). Нет табаку за здоровый образ жизни;

- Нигер (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Нигерия (2004).Нет наркотикам, табаку, алкоголю,

- Ниуафооу (1987). За здоровый образ жизни;

- ОАЭ ( 1993). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ

жизни;

- Парагвай (2007). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Перу (2001). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ

жизни;

- Польша (1971). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Португалия (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Россия (2003). Второй Всемирный конгресс антинаркотических сил "В XXI веке без наркотиков".

- Румыния (1999). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, СПИДу за здоровый образ жизни;

 Сальвадор (1990). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Сан-Марино (1980,1984). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Сан-Томе и Принсипи (2003). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Саудовская Аравия (1980, 1997). Антитабачная кампания, нет наркотикам.

- Свазиленд (1982). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Сенегал (1981). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Словакия (1994). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Словения (1992, 1993). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Сирия (1980, 1992, 1997, 1998, 2001). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Тайланд (1976, 1980). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Тонга (1993). За здоровый образ жизни;

- Тринидад и Тобаго (2005). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Тунис (1980, 2005). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Турция (1990). Нет наркотикам, табаку, алкоголю, за здоровый образ жизни;

- Уганда (1990). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Уругвай (1980, 1992). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Филиппины (1980). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Франция (1980) Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Хорватская Республика (2001). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Чили (1987). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

- Япония (1987). Антитабачная кампания, за здоровый образ жизни;

Ведущие: Открываем вторую страницу!

Ведущий 1. На второй странице нашего журнала мы расскажем о социальных болезнях (СПИДе, венерических заболеваниях, туберкулезе).

 Проблемы СПИДа, туберкулеза нашли широкое отражение на почтовых марках многих стран мира. На протяжении всего ХХ века выпускались почтово-благотворительные марки посвященные борьбе с туберкулезом. Отличительной чертой этих марок является Лотарингский крест, который предложил в качестве эмблемы в 1902 году профессор Ж. Сенсиро на международной конференции по туберкулезу в Берлине. В XXI веке противотуберкулезная тематика тематики широко представлена на почтовых марках Хорватии. Борьбе со СПИДом нашла свое отражение на почтовых миниатюрах стран мира. Особый интерес вызывают выпуски почтовых администрации ООН, которые раскрывают этапы этой борьбы. 2011 году во всем мире было широко отмечен юбилей 30-летия борьбы со СПИДом. По варианту 1 страницы представляется вторая.

Третья страница. Она называется «Вы нам писали…». Эту страницу ведёт редактор отдела писем.

Письмо 1: Это письмо нам пришло из Архангельска. Студент Иван И.: «Существует такой вид ЧС связанный с нарушением психического здоровья человека, меня интересует есть ли марки, освещающие эту проблему?».

Ответ: Да, такие марки существуют. Наиболее интересными на наш взгляд являются почтовые марки Канады (2008, 2011) на марках отражены проблемы различные психического здоровья и пути к его восстановлению. Качественные изображения почтовых марок и их описание можно найти на официальном сайте почты Канады. Демонстрируются почтовые марки Канады и дается краткое описание сюжета и история его создания.

Письмо 2: Пишет нам из г.Санкт-Петербурга студент Игорь К. «Уважаемая редакция! Известно, что популяризаторами почтовой марки в учебном процессе были такие знамениты люди как академик И.Павлов, лауреат Нобелевский премии А. Энштейн, президент США Ф. Рузвельт, но это было достаточно давно. Расскажите, что говорят о почтовой марке и филателии сегодня?

Ответ: В обращении к участникам, организаторам и гостям Всемирной выставки почтовых марок «Санкт-Петербург – 2007». Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил что, «Несмотря на появление новейших средств связи и коммуникаций, марка сохраняет свою культурную и историческую ценность» [3, с. 3].

 Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко (Губернатор Санкт-Петербурга 2003-2011) сказала что, «Филателия один из самых популярных видов коллекционирования. Язык филателии - международный, он понятен и близок миллионам людей во всех странах мира. Сегодня, несмотря на развитие интернета и мобильной связи, почтовая марка сохраняет не только функцию оплаты почтовых услуг, но и свою культурную и историческую ценность»[1, c. 3].

 Заслуженный учитель Республики Башкортостан Я. И. Гельблу напоминает «Прошу педагогов задуматься над тем, к чему призывал академик Павлов. В своем выступлении перед российскими учителями он высказался о филателии «как о волшебном ключике», который помогает воспитывать молодежь. Прививая школьникам любовь к коллекционированию почтовых марок, мы, незаметно для них самих, учим их многим вещам обыденной жизни» . [4. с. 105].

Ответ: К сожалению, из-за недостатка времени, мы не можем ответить на все ваши письма, но обещаем вам, что сделаем это в следующем выпуске журнала. Благодарим за внимание!

Ведущие говорят вместе: Открываем четвёртую страницу!

Ведущий 2. Эта страничка для любителей кроссвордов. Проводим конкурс на знание ученых и педагогов обогативших область безопасности жизнедеятельности Желающие участвовать разгадывают кроссворд. Победителя ожидает приз! Задание: впишите по вертикали слова.

1. Назовите автора труда «Массовая психология и анализ человеческого «Я».

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка Австрии (1981) с портретом Зигмунда Фрейда.

2. Назовите имя основателя научной педагогики основными идеями которого были: природосообразность; культуросообразность; связь с духовной жизнью общества; развитие инициативы; общечеловеческое воспитание.

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется последняя марка Западного Берлина (1990) с портретом Адольфа Дистервега.

3.                 Кто был первым лауреатом Нобелевской премии в России и являлся создателем науки о высшей нервной деятельности.

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка СССР (1991) с портретом И.П. Павлова.

4. Назовите имя пациентки И. Брейера и З.Фрейда рассмотренной в «Очерках об истерии» (1885) случай Анны О., впоследствии известного общественного деятеля, защитницы прав женщин?

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка ФРГ (1954) с портретом Берты Паппенгейм (1859-1936).

5. Назовите автора трудов «Рефлексология толпы», «Внушение и его роль в общественной жизни», основоположника рефлексологии и патопсихологического направления в России?

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка России (2007) с портретом академика В.М. Бехтерева.

6.            Кем был впервые описан физиологический стресс, как общий адаптационный синдром?

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка Венгрии (2007) с портретом Ганса Селье.

 7. Кто впервые указал на значение силы воздействия негативного фактора и указал на наличие пороговых значений действия природных факторов? «Все есть яд, и все есть лекарство». Только одна доза делает вещество ядом или лекарством.

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка ГДР (1955) с портретом Агриколы Георга (1494-1555).

8. Назовите имя основателя научной педагогики основными идеями которого были: знать учащегося «во всех отношениях»; народность воспитания; моральное воспитание - главная задача школы; труд необходимое условие правильного развития человека; единство умственного и физического воспитания; деятельность и активность ребенка; личный пример учителя?

 Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется последняя марка СССР (1974) с портретом      К.Д. Ушинского.

9. Назовите имя ученого внесшего значительный теоретический и практический вклад в решение проблем иммунитета, разработавший учение о дезинфекции, и системы ее практического применения?

Если студенты не могут догадаться, на презентации появляется марка СССР (1959) с портретом Н.Ф. Гамалея (1859-1949).

А

Г

Г

А

Р

М

П

Б

И

А

А

Е

К

У

Л

Д

В

П

Х

С

О

Ш

Е

Ф

И

Л

А

Т

Е

Л

И

Я

Р

С

О

П

Е

Л

А

Н

Е

Т

В

П

Р

Ь

С

И

Е

Е

Е

Е

К

Д

Р

Н

В

И

В

Г

Й

Е

Е

Г

И

М

Рисунок 1. Ответы на кроссворд

Ведущий 1. На этом наш устный журнал заканчивает свою работу.

Ведущий 2. Ваши письма с вопросами, отзывами и пожеланиями просим направлять по адресу:

г. Безопасность жизнедеятельности

ул. Филателистическая, д 1,

Журнал вели: (вписывается ФИО ведущих журнал)

Ведущие говорят вместе: «Благодарим вас за внимание и понимание!

До свидания, до новых встреч!»

Литература:

4.      Матвиенко В.И. Дорогие Друзья!//Петербургский вернисаж Неделя почтовых коллекций. Всероссийская филателистическая выставка 28 июня – 4 июля 2009 года. Каталог. СПб.: 2009.

5.      Методика обучения безопасности жизнедеятельности; учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -288 с.

6.      Путин В.В. Участникам, организаторам и гостям Всемирной выставки почтовых марок «Санкт-Петербург – 2007». // Всемирная выставка почтовых марок «Санкт-Петербург – 2007», 19-25 июня 2007 : Каталог выставки. - 2007. - С. 3.

7.      Сухарев А.И. О марках – без помарки. - Уфа : Вагант, 2010. С. 105.

8.      Марки [электронный ресурс], URL: www.rusmarka.ru>catalog/marka.Aspx (дата обращения 26.02.2014).

9.      Марки Петербурга [электронный ресурс], URL: http://www.stspb.ru/shop.phtml (дата обращения 20.03.2014).

  1. Anti-Smoking on Stamps [электронный ресурс],URL:
  2. http:// www.trussel.com/stamps/smoking/types.htm‎ (дата обращения 20.03.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle