Библиографическое описание:

Куркина Л. А. Психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей в системе средств профилактики и преодоления педагогической запущенности подростков // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 455-457.

Ключевые слова: педагогическаяподдержка, психолого-педагогическая поддержка, социализация, ресоциализация, педагогическая запущенность.

Педагогическая поддержка «представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе — нравственном, гражданском, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности” [3].

Психолого-педагогическая поддержка подростков предполагает выявление причин деформации в развитии подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах подростка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации подростка.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т. д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества [1].

«Социализация — это усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм» [7].

О. С. Газман связывал педагогическую поддержку непосредственно с индивидуально-личностным подходом в воспитании, ядром ее называл решение насущных проблем ребенка (подростка) [6].

Опираясь на этапы разрешения проблемной ситуации по Газману О. С., в психолого-педагогической поддержке и социализации беспризорных и безнадзорных детей можно выделить ряд аналогичных этапов:

1.         Сигнальный этап по Газману, который заключается в фиксации сигналов о наличии у ребенка значимой для него проблемы (агрессивность, конфликтность, замкнутость ребенка, обращение родителей, тревожные суждения одноклассников и / или учителей) фактически является частью профилактического этапа в психолого-педагогической поддержке и социализации беспризорных и безнадзорных детей. Так как на этом этапе можно решить проблему еще до того как она достигнет своего апогея.

2.         В рамках контактно-созидательного этапа, педагог определяет эмоционально-психологическое состояние школьника, его готовность к общению, настраивает ребенка на беседу, устраняет психологические барьеры, таким образом устанавливая первоначальный контакт с учеником.

3.         Целью диагностического этапа является осознание подростком сути проблемы, проявление ценностных противоречий и собственных смыслов. Важно помочь подростку сказать вслух то, чем обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось решение проблемы.

Задачей социального педагога на данном этапе является помощь подростку в формулировке своей проблеме. Здесь важно согласие ребенка на помощь и поддержку.

4.                  Проектный этап можно назвать еще поисковым этапом. Так как на этом этапе происходит поиск причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны. Подросток должен почувствовать себя ответственным за возникновение и разрешение проблемы, а педагог помочь выявить связанные с проблемой факты и обстоятельства, причины, которые привели к затруднению. Данный этап не просто длительный процесс, включающий обсуждение, наблюдение, встречи с людьми, которые имеют отношение, как к истории возникновения проблемы, так и к разрешению ее, но еще и очень трудный и болезненный процесс для ребенка.

В этом же этапе намечается план дальнейших действий по решению проблемы.

5.         В пределах деятельностного этапа ребёнок осуществляет план намеченных действий по решению проблемы, а педагог осуществляет психологическую поддержку, одобряя и координируя его действия, выступая в роли тьютора, стимулируя к дальнейшей работе, обращая внимание на успешность самостоятельных шагов, поощряя инициативы подростка.

6.         Результативно-аналитический этап заключается в обсуждении успехов и неудач в ходе решения проблемы. Ребенок осмысливает свой новый социальный статус в обществе, жизненный опыт, который он накопил в процессе решения проблемы. На этом этапе важны процессы рефлексии и саморефлексии.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа

Ресоциализация — организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков дезадаптированных несовершеннолетних, переориентация их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. [4].

Педагогическая запущенность — это состояние формирующейся личности физически и психически здорового ребенка, при котором нарушения в процессе социализации обусловлены педагогическими причинами и носят устойчивый характер [9].

И. А. Невский предлагает свою программу работы школы с педагогически запущенными учащимися. Она состоит из четырех разделов.

На первом этапе работы педагог сопоставляет самое общее представление об учащемся. Он знакомится с его личным делом, с условием его жизни в семье, беседует с ним, наблюдает за его поведением.

На втором этапе выявляются достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения — это определение эффективности воздействия на данного ученика.

Четвертый этап — это включение школьников в зависимости от их интересов в различные секции, мероприятия [8].

Таким образом, анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что психолого-педагогическая поддержка социализации безнадзорных и беспризорных детей это сложный процесс взаимодействия всех участников путем интерпретации ценностей, стратегий и тактик на уровне самосознания личности. В связи с этим, специфика поддержки заключается в социальной готовности детей к жизни в социуме. Что доказывает роль социального педагога как определяющего фактора, направляющего ребенка в процесс социализации. Проанализировав различные программы работы с педагогически запущенными подростками можно сделать вывод, что конкретной программы для коррекции педагогической запущенности подростков не существует.

Работа социального педагога с педагогически запущенными подростками требует много времени, усилий. Но даже после длительного периода работы с таким подростком, положительного результата не всегда можно добиться. Это связано с тем, что сама проблема — очень многообразна и сложна, и очень часто такая деятельность идет не в том направлении, а в некоторых случаях даже усугубляет подростков.

Можно выделить несколько важных моментов, на которые необходимо обращать внимание при коррекции педагогической запущенности подростков:

-          выявление проблемы педагогической запущенности, изучение ребенка и его развитие со всех сторон;

-          комплексная работа всех специалистов социально-психологической службы;

-          работа не только с самим ребенком, но и его ближайшим окружением: семьей, сверстниками, учителями.

Литература:

1.                  Андреева Г. М. «Социальная психология».- М., 1998.

2.                  Андреева А. Д. «Антология по истории и теории социальной педагогике». — М.,1999

3.                  Асмолов А. «Содействие ребенку "// Новые ценности образования. — М., 1996.

4.                  Беличева С. А. «Основы превентивной психологии». — М., 1992.

5.                  Беличева С. А. «Социально — психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних» — М., 1999

6.                  Маленкова Л. И. «Теория и методика воспитания. " Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002.

7.                  Мудрик А. В. «Социальная педагогика»: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8.                  Невский, И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И. В. Невский, Р. В. Овчарова. — Курган.: Наука, 2001.

9.                  Попов, В. А. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь- справочник / под общ. ред. В. А. Попова.- 3-е изд., испр. и доп. — Владимир: ВГПУ, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle