Библиографическое описание:

Зверев П. Г. Роль региональных организаций и соглашений в поддержании мира // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 351-352.

«Следует иметь в виду, что, несмотря на договоренности, достигнутые в рамках какой-либо конкретной миссии, взаимодействие ООН и региональных организаций неизбежно приводит к ряду серьезных проблем, решить которые можно только усилиями всего международного сообщества» [5]

Неудачи Организации Объединенных Наций (ООН) в последнем десятилетии XX века вынудили ее по-новому взглянуть на свою роль в международных миротворческих процессах [1; 3], а также обратить свой взор на региональные организации и соглашения, которые предлагают качественно новые возможности мирного урегулирования [2].

Глава VIII Устава ООН («Региональные соглашения») включает в себя три статьи: 52, 53 и 54. По своему духу эта глава дозволяет региональные соглашения или органы, поощряя их заниматься такими вопросами, относящимися к подержанию международного мира и безопасности, которые вписываются в региональную деятельность, при условии, что такая деятельность соответствует целям и принципам ООН.

Ст. 53 Устава определяет, что Совет Безопасности ООН может, где это уместно, использовать данные региональные соглашения или органы для осуществления принудительных действий под его руководством. При этом оговаривается, что никакие принудительные действия не должны предприниматься региональными соглашениями или органами без санкции Совета Безопасности.

Ст. 54 требует полноценного информирования Совета Безопасности о действиях, предпринимаемых или планируемых региональными соглашениями или органами, в целях поддержания международного мира и безопасности.

Переоценка роли главных действующих лиц в миротворческих операциях в свете задачи по укреплению универсального потенциала эффективного международного реагирования на насильственные конфликты часто наталкивает на мысль о существовании двусторонней проблемы. С одной стороны, высказывается мнение о том, что развитые страны в последние десятилетия традиционно концентрируют свои ресурсы и усилия на избранных региональных и двусторонних соглашениях и организациях, что наносит серьезный ущерб потенциалу ООН в отношении проведения комплексных миротворческих операций. В конечном итоге, это негативным образом сказывается на авторитете данной организации. С другой стороны, развивающиеся страны высказывают небезосновательное опасение о том, что ООН уже давно контролируется ведущими развитыми державами, которые преследуют исключительно собственные интересы. Данное опасение вылилось в продолжительные дебаты о пользе и вреде гуманитарной интервенции и формирование в среде развивающихся стран общей тенденции к сопротивлению усилению ООН, хотя, казалось бы, на деле этим странам нужно как раз обратное.

Продолжающееся совершенствование миротворческих операций требует значительного внимания и поддержки всех государств — членов ООН: как развитого Севера, так и развивающегося Юга.

Различные регионы и субрегионы развиваются неодинаковыми темпами. Сравнение схожих обстоятельств, миротворческих механизмов и подходов указывает, что определенная методика, увенчавшаяся успехом или потерпевшая неудачу в одном регионе, не обязательно будет руководством к действию в другом. Различия между регионами зачастую не позволяют выработать какую-то единую модель. Примером может служить затянувшийся с 2001 г. вооруженный конфликт в Афганистане, для урегулирования которого крайне трудно подобрать какую-либо региональную организацию, которая могла бы играть в этом процессе доминирующую роль.

Определению действительной роли региональных организаций и соглашений была посвящена продолжительная дискуссия на семинаре в Нью-Дели в сентябре 2000 г. Такие регионы, как Европа и Африка, добились более значимых результатов, чем прочие, в плане развития политических и ориентированных на безопасность механизмов, демонстрируя свою заинтересованность в решении проблем на региональном, а не на универсальном, уровне (ЕС и АС). Однако возможности регионов в разрешении своих проблем существенно различаются, и в большинстве своем региональные и субрегиональные организации все еще находятся в начальной стадии развития своих политических органов, функций и компетенции.

Региональная деятельность имеет много преимуществ. Готовность государства — члена региональной организации принимать участие в миротворческой операции, как правило, основывается на его национальных интересах. По этой же причине региональной или субрегиональной стабильности придается гораздо более существенное значение, нежели участию в восстановлении мира и стабильности в той части планеты, которая находится на удалении от того или иного региона. К тому же национальному правительству гораздо легче обосновать перед общественностью и народными избранниками расходы на операции, проводимые в непосредственной близости к территориальным границам его государства, чего не скажешь о миротворческих операциях на другом континенте или вообще на противоположной стороне земного шара.

Еще один аргумент в пользу миротворческих операций под эгидой региональных организаций и соглашений — знание региональной культуры и отношений внутри региона. Члены региональных организаций и соглашений с большей вероятностью, чем внешние акторы (нерезиденты региона), знакомы с проблемами, которые существуют в регионе, а также с региональной культурой, социальными особенностями и историческими связями. Персонал региональных миротворческих операций обычно отличается схожими стандартами подготовки и оснащения, а также имеет аналогичный настрой и мотивацию.

По мнению ряда специалистов, принятие политических решений на региональном уровне происходит быстрее и менее подвержено задержкам и проволочкам, чем централизованное решение проблем в Нью-Йорке, в условиях загруженности Совета Безопасности и Секретариата ООН множеством кризисов и задач, требующих внимания [4].

Оказавшись в недавнем прошлом в политическом тупике, ООН заплатила за это высокую цену, выразившуюся в многочисленных человеческих жертвах и упущенных возможностях. В таких случаях региональные организации действительно могут стать лучшей альтернативой, сдерживая конфликт в допустимых пределах. Тем более что ООН и в этой ситуации сохраняет возможность вмешательства с целью содействия процессу мирного урегулирования на основе своих широчайших возможностей и международной поддержки.

В то же время участие региональных организаций и соглашений в миротворческих операциях имеет ряд недостатков. В некоторых случаях страны одного региона слишком заинтересованы в разрешении региональных проблем, при этом каждая из них имеет собственное видение той или иной проблемы и свой план действий. Противоречивость интересов и отсутствие взаимного доверия могут нарушить хрупкие границы мирного процесса. Иногда политическая целесообразность и выгода могут подвигнуть регионального лидера или организацию предпринять действия принудительного характера без явного на то разрешения Совета Безопасности ООН. Другой проблемой может стать отсутствие политической воли со стороны важных членов региональной организации или соглашения, что поставит под угрозу осуществление миротворческой операции в регионе. Программа работы региональной организации вполне может расходиться с глобальными задачами, которые ставит перед собой ООН. Региональные организации и соглашения могут также испытывать чрезмерное влияние крупных региональных игроков (подобно тому влиянию, которое оказывают на универсальном уровне сверхдержавы) на процесс принятия решений. Распространено также мнение о том, что чрезмерное влияние внешних по отношению к региону сил может осуществляться в интересах акторов, программы действий которых не всегда соответствуют интересам международного сообщества или даже самого региона.

В практической же плоскости отсутствие единого военного потенциала и ресурсов в регионе могут привести к провалу, неразберихе или задержке либо к действиям, предпринимаемым без надлежащей подготовки. Кроме собственно военных ресурсов, комплексные миротворческие операции на региональном уровне почти всегда нуждаются в более широкой поддержке извне. Поскольку предоставление такой поддержки может занять значительное время, в рамках региональных организаций и соглашений должна действовать система раннего распознавания, с помощью которой можно своевременно установить, что региональная организация или соглашение не может обойтись без внешней помощи.

Литература:

1.                  Зверев П. Г. К вопросу о необходимости реформы Организации Объединенных Наций и роль России в этом процессе // Московское научное обозрение. — 2013. — № 5 (33). — С. 41–44.

2.                  Зверев П. Г. Механизм регионального миротворчества ОДКБ // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIV международной научно-практической конференции 26–27 марта 2013 г. В 2 т.: т. II. — С. 54–57.

3.                  Зверев П. Г. О роли Организации Объединенных Наций в современных международных отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 6 (53). — С. 273–275.

4.                  Guéhenno Jean-Marie, USG for PKO of the UN, Reforming UN Peace Operations: New Challenges for Peacekeeping Training, IAPTC 7th Annual Meeting, United Nations University in Tokyo, 22 October 2001.

5.                  Report of the Special Committee on Peacekeeping Operations A/55/1024, para.105.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle