Библиографическое описание:

Кудратов З. Г., Тошбоев Б. Б., Йулдошев Ш. Т. Основные тенденции развития сельского хозяйства в Узбекистане // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 275-281.

В результате реализации комплексных мер, направленных на структурную трансформацию и диверсификацию отрасли, а также рациональное использование ресурсов, в Узбекистане удалось сохранить тенденцию роста сельскохозяйственного производства на уровне в среднем 6,1 % за период 2005–2012 гг. и 7,0 % в 2012 году (таблица 1).

Таблица 1

Основные индикаторы развития сельского хозяйства (в %)

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Доля сельского хозяйства в ВВП

26,3

25,1

23,2

19,7

18,6

18,0

17,6

17,5

Темпы роста производства продукции сельского хозяйства

105,4

106,7

106,1

104,5

105,7

106,9

106,6

107,0

Темпы роста производства продукции растениеводства

107,0

107,4

107,2

103,3

105,9

106,6

106,0

107,0

Доля продукции растениеводства в сельском хозяйстве

55,6

55,9

55,6

56,6

57,1

59,4

57,8

58,1

Темпы роста производства продукции животноводства

103,6

105,9

104,6

105,8

105,5

107,0

107,6

107,1

Доля продукции животноводства в сельском хозяйстве

44,4

44,1

44,4

43,4

42,9

40,6

42,2

41,9

По темпам развития сельскохозяйственного производства Узбекистан стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ (таблица 2).

Таблица 2

Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства в странах СНГ (в %).

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Среднегодовые темпы роста за 2005–2012 гг.

Азербайджан

107,5

100,9*

104

106

103,5

97,8

105,8

105,8

103,9

Армения

111,2

100,4

110

101

99,9

86,4

113,9

109,5

104,0

Беларусь

101,7

106

104

109

101,3

102,5

106,6

106,1

104,7

Казахстан

107,3

106

109

94

113,8

88,3

126,8

82,2

103,4

Кыргызстан

95,8

102

102

100,6

107,4

97,4

102,0

101,2

101,1

Молдова

100,8

99

77

132

90,1

107,9

105,0

77,6

98,7

Россия

101,6

104

103

111

101,2

88,7

123,0

95,3

103,5

Таджикистан

101,6

106

107

108

110,1

106,9

107,9

110,4

107,2

Узбекистан**

105,4

106,7

106,1

104,5

105,7

106,8

106,6

107,0

106,1

Украина

99,9

103

94

118

100,1

98,5

119,9

95,5

103,6

Примечание:* Объем валовой продукции растениеводства уменьшился на 0,8 %, животноводства — увеличился на 2,9 %.

...Данные отсутствуют (не представлены) по Таджикистану, Туркменистану, Грузии (в связи с выходом из СНГ 14.08.2009 г.)

**показатели по Узбекистану даны по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Источник: Межгосударственный статистический комитет СНГ

В то же время, в результате ускоренного развития промышленности и сферы услуг, доля сельского хозяйства в ВВП снизилась с 26,3 % в 2005 г. до 17,5 % в 2012г. (таблица 1).

Изменилась структура валовой продукции сельского хозяйства. Доля растениеводства возросла с 55,6 % в 2005 г. до 58,1 % в 2012 г. Доля животноводства, соответственно, снизилась с 44,4 % до 41,9 %. (рис. 1, таблица 1).

Рис. 1. Структура валовой продукции сельского хозяйства, (в %)

Данные изменения в первую очередь обусловлены существенным ростом доли продовольственных культур (кроме зерновых) на 17,5 п.п., а также снижением доли производства молока на 1,8 п.п. в общем объёме производимой продукции сельского хозяйства (рис. 2).

Рис. 2. Динамика доли отдельных видов сельхозпродукции в валовой продукции сельского хозяйства, (в %)

Доля негосударственного сектора в валовой продукции сельского хозяйства достигла 99,9 %.

В производстве валовой продукции сельского хозяйства доминирующее положение сохранили дехканские хозяйства, их доля увеличилась с 61,7 % в 2005г. до 63,5 % в 2012г. или на 1,8 п.п. Процесс реструктуризации привел к существенному сокращению доли сельскохозяйственных предприятий (ширкатных хозяйств) в валовой продукции отрасли с 14,0 % в 2005г. до 2,1 % в 2012г. или на 11,9 п.п. Реализация мер по стимулированию развития фермерских хозяйств способствовала повышению устойчивости и эффективности их развития (рис. 3).

Рис. 3. Структура валовой продукции сельского хозяйства по формам хозяйствования, (в %)

За период 2005–2012гг. доля фермерских хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства возросла на 10,1 п.п. и составила в 2012г. 34,4 %. (рис. 4). В настоящее время фермерские хозяйства являются основными производителями — хлопка-сырца (в 2005г. — 66,0 %, в 2012 г. — 99,4 %) и зерновых культур (в 2005г. — 55,4 %, в 2012г. — 80,7 %).

Рис. 4. Основные показатели развития фермерских хозяйств, (в %)

В развитии личных подсобных и дехканских хозяйств также произошли существенные положительные сдвиги. В республике действуют более 4716 тыс. дехканских хозяйств (ДХ). На их долю приходится 12,9 % от общего объема посевной площади или 467,7 тыс. га, 63,5 % общего объема производимой продукции сельского хозяйства, 42,9 % продукции растениеводства и 92,1 % продукции животноводства.

В целом по республике сократилась общая площадь посевных площадей (с 3647,5 тыс. га в 2005 г. до 3627,0 тыс.га в 2012 г.), в т. ч. посевная площадь под хлопчатник (с 1472,3 тыс.га до 1308,2 тыс.га) и зерновых культур (с 1616,1 тыс.га до 1627,5 тыс.га). За счет сокращения посевных площадей под хлопчатник и зерновые культуры посевных площадей под картофель и овощебахчевые увеличилась соответственно с 222,7 тыс.га до 313,6 тыс.га и их доля с 5,9 % в 2005 г. до 8,6 % в 2012 г. (рис. 5).

2005 г.

2012 г.

Рис. 5. Структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, (в %)

Постепенное сокращение посевных площадей хлопчатника и размещение на этих площадях зерновых, овощных, бахчевых культур, картофеля и кормовых культур предотвратило дефицит и повышение цен на продовольственные товары в условиях мирового финансового кризиса.

В результате реализации мер по повышению урожайности возрос объем производства хлопка — сырца (с 3728,4 тыс.т. до 3460,0 тыс.т), а также зерновых (с 6401,8 тыс.т. до 7515,2 тыс.т.). Достигнутый уровень производства этих культур позволил не только полностью удовлетворить потребность республики в этих культурах, но и обеспечить их экспорт. Увеличился объем производства плодоовощных культур: картофеля в 2,2 раза, бахчевых — в 2,3 раза, плодов и ягод — в 2,2 раза и винограда — в 1,9 раза.

За 2005–2012 гг. производство бахчевых на душу населения возросло в 1,9 раза, овощей — в 1,8 раза, картофеля — в 1,8 раза, плодов — в 1,7 раза, зерна — в 3,4 раза, мяса — в 1,5 раза, молока — в 1,2 раза и яиц — в 1,5 раза (рис. 6).

Рис. 6. Динамика производства основных видов продовольственной продукции сельского хозяйства на душу населения, (кг/ на чел)

Основными результатами развития сельского хозяйства за анализируемый период являются качественные сдвиги в структуре и диверсификации сельскохозяйственного производства, развитии фермерских хозяйств, создании механизмов реализации скота населению и фермерским хозяйствам на аукционных торгах, выделении льготных целевых кредитов, расширении и повышении качества ветеринарных услуг, обеспечении кормами.

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2008 года № ПП-842, в целях бесперебойного обеспечения концентрированными кормами поголовья скота, содержащегося в частных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах, была создана сеть специализированных пунктов по реализации комбикормов, хлопкового шрота и шелухи, численность которых в республике в настоящий момент доведена до 1901 пунктов.

Кроме того, в Узбекистане функционируют 448 племенных животноводческих хозяйств, занимающихся селекционно-племенной работой. В этих хозяйствах ведутся работы с 7 породами крупного рогатого скота различного направления.

В Узбекистане функционируют 2591 специализированных зооветеринарных пунктов.

С целью повышения эффективности использования современной техники и проведения технического обслуживания на высоком уровне в республике для обслуживания зарубежной техники создано 22 сервисных центра.

В результате принимаемых мер по углублению экономических реформ, модернизации, техническому и технологическому обновлению в 2012 году темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составила 7,0 % к 2011г. (таблица 1).

Указом Президента Республики Узбекистан от 22 октября 2012 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане» была упразднена существовавшая ранее Ассоциация фермерских хозяйств. Вместо данной структуры был создан Совет фермеров Узбекистана.

В течение истекшего периода новый орган координации деятельности фермерских хозяйств осуществил большой объем работы — в первую очередь организационного характера. По стране создано 13 территориальных и 157 районных советов фермеров.

По официальным данным, в 1998 году в Узбекистане было 23 тысячи фермерских хозяйств, а сегодня — 66134. Из них 35896 занимаются хлопководством, 5329 — животноводством, 16964 — садоводством и виноградарством, 3647 — овощеводством и бахчеводством, 4298 — специализируются в других сферах. Поставлена цель преобразовать имеющиеся фермерские хозяйства республики в многопрофильные. Согласно разработанной программе многопрофильное хозяйство включает несколько из восьми направлений: садоводство, бахчеводство, овощеводство, сервисные услуги, переработка урожая, животноводство, рыбоводство, пчеловодство. Более 17 тысяч из 66 тысяч фермерских хозяйств Узбекистана в текущем году начнут функционировать как многопрофильные. В 2013 году 395 хозяйств были преобразованы в хозяйства со специализацией на переработку сельхозпродукции с использованием мини-технологий, 5331 хозяйств будет специализированы на сервисном обслуживании.[1]

В настоящее время законодательная база страны в части регулирования деятельности фермерских хозяйств состоит из 4 кодексов, порядка 10 законов, 15 постановлений и указов Президента, а также более 20 других директивных документов.

Для ускорения процесса модернизации сельского хозяйства и широкого привлечения иностранных инвестиций для технического и технологического обновления предприятий сельскохозяйственного машиностроения в 2012 году была принята «Программа дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства на 2012–2016 годы» [1].

Данной Программой предусмотрены прогнозные параметры ввода 22 основных видов сельскохозяйственной и мелиоративной техники, а также 16 инвестиционных проектов, отвечающих за организацию производства новых видов сельскохозяйственной и мелиоративной техники, транспортных средств и технологического оборудования по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Также был введён новый порядок закупки сельхозтехники. Так, покупатели ежегодно до 1 октября для приобретения техники в следующем году будут заключать с отечественными предприятиями сельскохозяйственного машиностроения договоры купли-продажи с указанием сроков оплаты и поставки. Авансовый платеж за сельскохозяйственную технику отечественного производства осуществляется в срок не позднее, чем за 3 месяца до указанного в договоре купли-продажи срока поставки, в размере не менее 70 % от установленной цены. В результате реализации Программы к 2015 году планируется довести долю новой техники (по указанным 22 наименованиям) со сроком службы менее 10 лет с 0–73 % до 63–100 %.

Рекомендации по развитию сельского хозяйства и основные приоритеты развития сельского хозяйства. Приоритетными направлениями устойчивого развития сельского хозяйства в условиях дефицита земельно-водных ресурсов на среднесрочный период являются:

1.                  Углубление структурных реформ в сельском хозяйстве и диверсификация сельхозпроизводства. Для реализации этих направлений предусматривается:

-          продолжение осуществления мер по совершенствованию структуры посевных площадей за счет увеличения площадей посевов под более высокодоходные и продовольственные культуры, а также поэтапного уменьшения посевов хлопчатника на низкоурожайных землях, не обеспечивающих его рентабельность;

-          увеличение посевных площадей овощей, фруктов, ягод и плодов, бахчевых вокруг крупных и средних городов, где население обладает высокой покупательской способностью;

-          стимулирование разработки и внедрения новых селекционных сортов растений и пород животных, агротехнологий и культуры возделывания в целях повышения урожайности сельскохозяйственных культур и повышения продуктивности животноводства;

-          трансферт передовых технологий разведения крупного и мелкого рогатого скота, птиц;

-          развитие кормовой базы на основе увеличения посевных площадей;

-          совершенствование системы отношений между государством и фермерами в вопросах государственного заказа на хлопок и зерно, на основе норм и принципов рыночной экономики, обеспечивающие рентабельность и самостоятельность фермерских хозяйств в использовании финансовых средств, возмещении всех затрат за счет собственных доходов, получаемых от реализации сельскохозяйственной продукции;

-          формирование экономических механизмов стимулирования организации и развития кооперации между фермерами, сельхозпредприятиями, маркетинговыми и другими инфраструктурными организациями, оказывающих услуги сельскому хозяйству в вопросах заготовки, переработки и транспортировки плодоовощной и мясомолочной продукции;

-          совершенствование механизмов обеспечения материально-техническими и кредитными ресурсами сельскохозяйственных производителей;

-          разработка и принятие специальной целевой программы поддержки личных подсобных и дехканских хозяйств направленное на создание равных условий для фермерских и дехканских хозяйств в обеспечении ресурсами и услугами, включая кредитные ресурсы, а также создание кооперативов дехканских хозяйств, создание условий для увеличения участков земель, выделяемых дехканским хозяйствам, за счет неиспользуемых земель, части земель обанкротившихся фермерских хозяйств и освоения новых земель;

-          поэтапная оптимизация размеров аграрного производства на основе формирования рациональной специализации и концентрации производительных сил аграрного сектора в природных зонах наибольшего благоприятствования;

-          развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры.

2.         Ускорение процессов модернизации, технического и технологического обновления сельского хозяйства, инфраструктурных объектов и перерабатывающих сельхозпродукцию производств за счет:

-          повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, направленных на увеличение капитальных вложений на улучшение мелиоративного состояния земель и повышение плодородия почв, внедрения инновационных агротехнологий, новых селекционных сортов растений и пород животных, обеспечивающих рост урожайности сельхозкультур и продуктивности животных, а также методов организации и управления сельхозпроизводством;

-          внедрение инновационных технологий, обеспечивающих рациональное, эффективное и экономичное использование земельных, водных и трудовых ресурсов, а также привлечение внутренних и внешних инвестиций в аграрный сектор;

-          обеспечение устойчивого развития высокотоварных и высоколиквидных продовольственных отраслей — модернизация садоводства, овощеводства, бахчеводства, рыбного хозяйства и мясомолочной промышленности на основе их технического и технологического перевооружения;

-          качественное обновление парка сельскохозяйственной техники высокопроизводительными тракторами, зерноуборочными комбайнами и транспортной техникой на базе укрепления всестороннего сотрудничества с передовыми зарубежными компаниями;

-          развитие лизинговой системы;

-          развитие системы консультационного обслуживания сельхоз товаропроизводителей;

-          расширение масштабов научно-практических исследований в аграрном секторе, совершенствование экономических механизмов и увеличение финансовой поддержки научно-исследовательских процессов и внедрения агроинноваций (доля средств, направляемых на научные исследования, в средствах государственной поддержки аграрного сектора весьма незначительна. Так в 2012 году она составила всего 0,75 %);

-          улучшение деятельности инфраструктурных сетей, в том числе системы хранения и сбыта плодоовощной продукции;

-          существенное увеличение капитальных вложений в сферу поливного водообеспечения и внедрения водосберегающих технологий;

-          совершенствование договорных отношений между фермерскими хозяйствами и перерабатывающими предприятиями и агрофирмами, касательно бесперебойной выдачи средств для авансирования и последующих расчетов по закупкам плодоовощной продукции у фермеров.

3.         Совершенствование механизмов эффективного использования земель и водных ресурсов в сельском хозяйстве, путем:

-          создания правовых условий и гарантий, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий и ресурсов;

-          разработки и реализации организационно-экономических мер, обеспечивающих снижение удельного веса малопродуктивных земель;

-          размещения сортов сельскохозяйственных культур с учетом природно-климатических условий областей и районов;

-          разработки и реализация программы устойчивого обеспечения регионов страны поливной водой, включающей перечень наиболее важных инвестиционных проектов (в первую очередь в зонах, где наблюдается интенсивный процесс деградации земель);

-          повышения эффективности использования поливной воды за счет внедрения прогрессивных ресурсосберегающих технологий орошения культур (нулевая или минимальная обработка почвы, севообороты, технологий выращивания культур с использованием коллекторных вод и капельного орошения с использованием гибких и пластмассовых труб, сифонов и др.;

-          модернизации системы водообеспечения и водопользования в сельском хозяйстве с учетом региональной и территориальной специализации производства;

-          поэтапного перехода к системе частично оплачиваемого водопользования в сельском хозяйстве для стимулирования экономного водопотребления и аккумулирования финансовых средств для эксплуатационных и инвестиционных расходов ирригационных и насосных систем;

-          совершенствования деятельности Ассоциаций водопользователей, которые станут основным нижним звеном управления эффективным использованием водных ресурсов.

4.                  Развитие и совершенствование инфраструктуры агропродовольственного рынка, посредством:

-          разработки и реализации мер по поддержке деятельности субъектов сферы рыночных сервисных услуг, как быстро адаптируемых структур к рыночным условиям хозяйствования и обеспечивающих рост квалифицированных рабочих мест на селе;

-          улучшения научного обеспечения аграрной науки, стимулирования механизмов внедрения достижений науки и техники в сельхозпроизводство.

5.         Принятие мер по либерализации сельскохозяйственной политики и усилению защиты прав частных сельхозпроизводителей, в целях повышения финансовой устойчивости фермерских хозяйств, посредством:

-          совершенствования правовых условий и гарантий, обеспечивающих расширение экономической самостоятельности фермерских хозяйств, мелких сельхозпроизводителей, семейного предпринимательства, стимулирующих рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных ресурсов;

-          реализации инновационных идей, направленных на рациональное и эффективное использование зональных особенностей и преимуществ специализации отдельных регионов. Прежде всего, это касается рационального использования потенциала староорошаемых зон, горных и предгорных территорий, пустынь и полупустынных пастбищ с целью развития производства нетрадиционных культур;

-          реализации программных мероприятий, направленных на сохранение разумных пропорций в размещении технических и продовольственных культур с учетом природно-климатических условий регионов;

-          реализации региональных и территориально-отраслевых программ модернизации и технического перевооружения сельского хозяйства, внедрение современных агротехнологий и методов организации и управления сельхозпроизводством;

-          реализации комплексной программы развития животноводства, состоящей из следующих направлений: модернизация селекции и племеноводства; расширение ассортимента и повышение качества услуг; повышение уровня и качества обеспечения кормами; совершенствование ветеринарно-санитарного состояния животноводства, профилактики заболеваний животных и обеспечения ветеринарными препаратами;

-          внедрения систем и механизмов экономического стимулирования фермерских хозяйств, внедривших ресурсосберегающие технологии;

-          совершенствования нормативно правовых основ и создания экономических механизмов, стимулирующих развитие несельскохозяйственных видов деятельности в фермерских хозяйствах в целях смягчения сезонности производства.

Реализация в совокупности указанных мер позволит повысить урожайность сельскохозяйственных культурипродуктивность животноводства, обеспечит ускоренное развитие перерабатывающих производств в сельской местности. Это будет способствовать улучшению продовольственной обеспеченности населения, насыщению внутреннего рынка и росту экспортного потенциала аграрного сектора, что приведет к росту занятости и доходов значительной части сельского населения.

Осуществление мер по вышеназванным приоритетам создаст необходимую почву для обеспечения стабильного развития экономики, укрепления продовольственной безопасности страны, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и потребительских товарах, и, в конечном итоге, приведет к повышению благосостояния и улучшения жизненных условий населения.

Литература:

1.                  Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 мая 2012 года N ПП-1758 «О Программе дальнейшей модернизации, технического и технологического перевооружения сельскохозяйственного производства на 2012-2016 годы».



[1] Оперативные данные Совет фермеров Узбекистана

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle