Библиографическое описание:

Омарова С. К., Жаксыбаева Г. Д., Кабдрахманова А. И. Роль интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранной языковой компетенции студентов неязыковых специальностей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 541-543.

В статье говорится о важности развития иностранной языковой компетенции для успешной межкультурной коммуникации в мире. Использование компетентностного подхода в основе которого лежат интерактивные методы (деловые игры) позволит достичь эффективности учебного процесса в условиях ограниченного времени.

Ключевые слова:компетенция, компетентностный подход, интерактивные методы, деловая игра.

В настоящее время развиваются отношения Казахстана с различными государствами, создаются необходимые условия для международного сотрудничества, взаимообмена и диалога культур. В данном случае изучение иностранного языка выступает на одну из главенствующих позиций современного общества. Следует отметить, что процесс глобализации образовательной среды требует внедрения нового научно-методического обеспечения, нового содержания и методологии профессиональной подготовки специалистов, в том числе их профессионального иноязычного образования.

Также, изменения в научно-методическом обеспечении профессиональной подготовки предрекают и развитие информационного общества, научно-технические преобразования, так как сложившиеся рыночные отношения как внутри государства, так и за его пределами, требуют от каждого человека соответствующего уровня профессиональных и деловых качеств, способности ориентироваться в сложных ситуациях, реагировать на требования рынка быстро и безошибочно. Это, в свою очередь, дает большой потенциал, а также стимул для формирования у обучающихся ключевых компетентностей. Цель формирования данных компетентностей — помочь человеку адаптироваться в социальном мире.

Если обратиться к значению слова компетенция применительно к иноязычному образованию, то можно увидеть следующее определение компетенции как совокупности знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку, также следует отметить, что «язык» — является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и видение мира. Язык также является хранителем культурных ценностей — в лексике, грамматике, фольклоре, в формах письменной и устной речи. [1, с.33]

Делая вывод из данного определения компетенции, следует сказать, что современный молодой специалист с высшим образованием, помимо высокого профессионального уровня, должен, также, обладать высоким уровнем иностранной языковой компетенции для дальнейшей успешной профессиональной деятельности, включающей в себя профессиональный рост, обмен опытом с иностранными коллегами, научные исследования и т. д.

Остро стоит вопрос в нехватке высокопрофессиональных кадров технической специальности со знанием иностранного языка. Поэтому, видя данную проблему как одну из актуальнейших на сегодняшний день, мы и обратились к нашему исследованию, главным вопросом которого стоит: как повысить уровень владения студентами иностранным профессиональным языком в техническом вузе для соответствия потребностям современной инженерно-технической практики и соотнесения содержания обучения иностранному языку в техническом вузе с требованиями рынка профессионального труда. При попытке решения данного вопроса мы столкнулись с необходимостью признать компетентностный подход как одну из основ новой парадигмы высшего профессионального образования.

Именно данный факт и объясняет необходимость применения методов интерактивного обучения на занятиях иностранного языка. Исходя из собственного опыта, мы можем отметить, что применение интерактивных методов обучения на практических занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционной формой проведения занятий. Данные методы решают ряд конкретных задач, таких как, возможность каждому студенту принимать активное участие в проведении занятия; являются средством установления взаимопонимания между преподавателем и студентом, а также внутри студенческих групп; возможность демонстрировать и активизировать свои знания, проявлять различные качества своей личности. Кроме того, интерактивные методы обучения призваны стимулировать у студентов желание и готовность вступать в процесс общения; вырабатывать уверенность в своих силах; стремление понимать своих собеседников и при необходимости находить компромиссы, а также способность реализовывать цели коммуникативного акта. [2, с.383]

При изучении теоретического материала по тематике нашего исследования хотелось бы выделить наиболее эффективные формы организации практических занятий по обучению иностранному языку студентов технических специальностей, такие как, конкурсы, конференции, проекты, деловые игры, дискуссии, видео занятия, а также многие другие.

Наш практический опыт работы с использованием нетрадиционных форм проведения практических занятий при подготовке будущих специалистов технических специальностей позволяют нам говорить, о том, что деловая игра является одним из наиболее эффективных и многоплановых методов. Как верно отмечено в статье автора Петрашунас Е. Ю. «Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов» интерактивный подход является основой принципов построения деловой игры, так как включают в себя интеграцию содержания, научных методов, дидактических целей, что формирует интерактивный характер профессиональных компетенций. [3, с.52]

Исследуя зарубежную литературу, можно выделить основную тенденцию в определении термина «ролевая игра» — тип упражнений, который позволяет имитировать ролевое общение и поведение обучающихся на занятии. В следующем источнике указано, что ролевая игра — форма разыгрывания коротких сценок, а также, инсценировка ситуаций для решения конкретной учебной задачи, моделирование и воспроизведение ситуации, обязательным элементом которого является разрешение конкретной проблемы и одно из самых часто встречающихся определений в научно-педагогической литературе — форма практического занятия, представляющая собой предвосхищение и имитацию реальных жизненных ситуаций студентами на занятии. [4, с.19]

Сопоставляя данные определения игры, хочется отметить, что общим для всех является, то, что игра позволяет выйти за рамки традиционного практического занятия, и не только по иностранному языку, данная форма организации процесса обучения расширяет возможности как преподавателя, так и студентов, и стимулирует обучающихся, в частности в обучении иностранному языку, к общению, к диалогу внутри группы на иностранном языке, позволяет каждому студенту лично познакомиться и испытать реалии иноязычного общения, не выходя из стен учебного заведения.

Как уже отмечено ранее в научно-педагогической литературе ролевые игры в сравнении с традиционными формами проведения занятий по иностранному языку в условиях неязыкового вуза имеют ряд следующих преимуществ:

1.       В ролевой игре достигается более высокий уровень общения, чем при традиционном обучении, так как ролевая игра предполагает реализацию конкретной деятельности (обсуждение проекта, участие в конференции, беседа с коллегами). [5, с.12]

2.       Ролевая игра представляет собой коллективную деятельность, предполагающую активное участие всей группы и каждого члена группы.

3.       Выполнение разнообразных заданий приводит к конкретному результату, благодаря чему у обучаемых возникает чувство удовлетворения от совместных действий, желание ставить и решать новые задачи.

4.       В ролевой игре формируются и вырабатываются навыки установления контакта; правильного восприятия и оценки партнера как личности; выработки стратегии и тактики общения; выбора при этом наиболее подходящих форм и средств. [5, с.13]

Выявляя закономерности в разработке и применении деловых игр в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе, можно отметить следующее: в применении деловых игр на занятиях со студентами по иностранному языку сохраняются, а также, совершенствуются характерные черты ролевых игр, таких как, ситуативность, тематичность, моделирование естественного иноязычного общения, осуществление учебной деятельности посредством игровой, групповая работа, реализация принципа воспитывающего обучения.

Как и во всех творческих проектах, успех проведения деловой игры зависит от четкого моделирования, как плана содержания, так и плана выражения. На подготовительном этапе студент должен овладеть навыками языкового оформления коммуникативных намерений, необходимых для реализации поставленных целей коммуникации. При непосредственной подготовке деловой игры преподаватель обрабатывает материал плана содержания, которым его снабжают сами обучаемые, определяет тип игры, состав участников, цели каждого участника проекта, планирует возможные пути их достижения, прогнозирует проблемные ситуации, которые могут возникнуть в процессе решения поставленных задач, конкретизирует место общения, готовит необходимый реквизит. [6, с.25]

В процессе обучения студентов иностранному языку в неязыковом вузе по средствам интерактивных методов, в частности по средствам деловой игры, обеспечивается формирование коммуникативной компетенции студентов. Кроме знания иностранного языка, ограниченного рамками специальности, обучаемый получает возможность развивать свою личность, формировать необходимые не только для профессиональной работы, но и для повседневной жизни навыки общения с другими людьми.

Говоря о роли интерактивных методов обучения иностранному языку в развитии иностранному языковой компетенции студентов неязыковых специальностей, нельзя не отметить, что они играют важную роль в развитии иностранной языковой компетенции студентов, а также, опираются, прежде всего, на взаимодействие преподавателя и студента. Деловая игра, как один из интерактивных методов, призвана создать атмосферу, необходимую для успешного обучения именно профессиональному общению на иностранном языке, расширить границы общения обучающихся, а так же, преодолеть стеснение обучающихся в иноязычном профессиональном общении. Преподаватель, в свою очередь, должен не только хорошо знать свой предмет, но и не бояться показать свою некомпетентность в вопросах специальности обучаемых, прислушиваться к их мнению, стараться при помощи собранных сведений усовершенствовать процесс обучения профессиональному общению на иностранном языке.

Литература:

1.       Добрыдина Т. И. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе обучения иностранному языку// Вестник ТГПУ, 2010.- Вып.1(91).- С.32–35.

2.       Шаимова Г. А. Формирование коммуникативной компетенции посредством метода «ролевая игра»// «Молодой ученый», 2012.- № 8(43).- С.382–383.

3.       Петрашунас Е. Ю. Интерактивные технологии в становлении языковых компетенций студентов// Материалы международной научно-практической конференции, проводимой в рамках Программы Темпус IV.- Витебск, 2010.- С.51–54.

4.       Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика, 2005. — № 4. — С.19–27.

5.       Вербицкий А. А. Развивают ли деловые игры: к проблеме классификации игровых процедур // Проблемы психологии образования, 1994. Вып. 2. С.12–14.

6.       Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 40с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle