Библиографическое описание:

Рабцевич А. А., Курбангалеева К. Э. Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 556-558.

Деловые игры

Использование «мозгового штурма» как формы деловой игры для обучения экономическим дисциплинам

Во многих источниках отмечается, что деловая игра является способом для построения моделей различных условий в сфере профессиональной деятельности (включая экстремальные), эффективной методикой поиска креативных способов ее выполнения. [6.С. 151–152]. Деловая игра воссоздает различные стороны активной деятельности человека и социума их взаимодействия. Игру также можно назвать методом повышения эффективности обучения, так как разрешает противоречия между абстрактностью учебного предмета и реальностью в существовании профессиональной деятельности. Т. В. Сизых относит «мозговой штурм» лишь к одному из этапов проведения деловых игр, а именно, этапу групповой работы над заданием. [6.С. 151–152], с нашей точки зрения это не совсем верно. Так как «мозговой штурм» является вполне самостоятельной формой проведения деловых игр.

Использование деловых игр при обучении экономическим дисциплинам — это создание преподавателем условий, в которых студент сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. А. Н. Прошина относит метод «мозгового штурма» к интерактивным методам обучения, и включает туда же ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов и др. [5.С. 287–290]. Также она выделяет его основные особенности.

Главным достоинством «Мозгового штурма» можно назвать постановку целей развития творческого мышления, генерации как можно большего количества идей, включая абсурдные, шуточные и невыполнимые варианты, освобождение от инертности мышления участников, переход на новый уровень использования своих мыслительных способностей, избавление от косности мышления. Использование метода «Мозгового штурма» должно позволить значительного увеличения эффективности процесса генерации новых идей в любой творческой и учебной группе.

К основным принципам и правилам этого метода, гарантирующим максимальную эффективность его применения можно отнести запрет негативных комментариев, критики выдвинутых участниками идей, а также поощрение любых предложений, реплик, даже шуточных. [3, с. 51].

С. Л. Марков отмечает, что наиболее широко используемым и эффективным способом генерации креативных идей, решений в управлении, в образовательных и бизнес технологиях является именно метод «мозгового штурма». Обратимся к краткой истории создания данного метода, мозговой штурм был создан и апробирован в 1939 -1941 годах А. Осборном, а 1953 год можно назвать окончательным для формирования основных правил и процедур использования, которые были прописаны в его книге «Прикладное воображение» [4.С. 207–215].

В классическом, изначальном виде «мозговой штурм» представлял собой как правило устный метод выдвижения идей и решения практических проблем, которые выдвигались небольшими, специально организованными группами равноправных и отличающихся друг от друга участников оптимальном в количестве 3–12 человек. Он обуславливал обязательное присутствие хорошо подготовленного лидера, секретаря, четко очерченной проблемы, двух разведённых по времени этапов выдвижения идей и их рефлексии, общие временные затраты на которые составляют от 1 до 1,5 часов.

В методологии и теории проведения мозгового штурма ключевыми являются следующие основные положения:

Творческий процесс — это процесс самоорганизации, т.е порядок и система спонтанно вырисовываются из кажущегося хаоса и беспорядка всех предложенных идей.

Основа мозгового штурма — это два основополагающих принципа:

«количество порождает качество»

«отсроченная во времени рефлексия идей»

Проведение мозгового штурма должно регулироваться четырьмя базовыми правилами:

1.      Запрещение любой критики

2.      Выдвижением самых необычных и фантастических идей

3.      Суть в количестве идей, а не в их качестве

4.      Чем больше идей, тем легче они поддаются комбинированию и улучшению.

Основными функциями мозгового штурма необходимо выделить следующие:

1.       Функция создания идей и творческого подхода к решению проблем, т.е порождение новых продуктивных и креативных идей и создание эффективных решений проблем в короткие сроки.

2.       Функция мотивации и развития командного взаимодействия, активизации коллективной работы и дискуссии, которое в свою очередь способствует созданию широкого спектра альтернатив и разнообразия точек зрения.

Главное достоинство и сильная сторона этого метода — это конструирование нового творческого пространства, которое способствует усилению и стимуляции творческих способностей другого, перерождения выдвинутых идей в новые идеи, генерация их разнообразия и эффективное практическое решение проблем в результате.

Количество выдвигаемых идей является основным критерием эффективности мозгового штурма. Вследствие этого, основная цель этого метода это победа над внутренними и социальными барьерами, изменение отношения к шаблонам, привычкам, стереотипам и победа над инерцией мышления.

Немаловажным фактором для эффективности проведения мозгового штурма является формирование лидером атмосферы творчества, комфортабельности и доверительности, формирование особого творческое пространства, которое провоцирует участников для свободного, спонтанного и комфортного общения и процесса генерации новых идей.

Классическая разновидность мозгового штурма породила к настоящему времени множество различных вариаций, основанных на его основных принципах.

Современные разновидности мозгового штурма позволяют использовать дополнительные методы, процедуры, игры, инструменты, оборудование и технологии, которые используются для организации и стимулирования участников.

Разнообразие методов и приемов мозгового штурма требуют реализации лидерских качеств для выбора лучших, оптимальных в данных условиях техник. При этом лидер должен учитывать следующие факторы, определяющие особенности ситуации:

1.      Основные характеристики проблемы: сложность, уровень неопределенности и новизны, нечеткость определения, неоднородность, динамика.

2.      Особенности группы: размер, неоднородность, уровень развития и квалификации, статус, возраст и актуальное состояние членов группы.

3.      Ситуация мозгового штурма: характеристики помещения, наличие необходимого оборудования, специальных бланков, карточек, постов, ручек, листов бумаги на флип-чартах или программного обеспечения.

С. Л. Марков отмечает, что в последнее время было разработано большое количество различных вариантов мозгового штурма, мозговой штурм продолжает активно применяться в самых разнообразных формах при принятии бизнес решений, в менеджменте, образовании и государственном управлении. При этом он часто комбинируется с другими известными методами активизации творчества и по-прежнему доказывает свою практичность и эффективность. В связи с этим создание новых разновидностей мозгового штурма продолжается и в наше время. Так среди наиболее известных новых вариантов данной методики С. Л. Марков выделяет «Мозговой штурм Делюкс», «Брейнлайнинг» или Электронный мозговой штурм, а также «Калейдоскопический мозговой штурм». [4.С. 207–215].

С. Л. Марков в своей статье дает описания и характеристики основным разновидностям мозгового штурма, таким как: обратному (негативному) мозговому штурму, челночному мозговому штурму, «Генерации вопросов», мозговому штурму с остановками, методу Гордона или Технике Последовательного Раскрытия) и многим другим. Он упоминает о существовании более свободных и открытых вариаций мозгового штурма, среди которых можно назвать игровые и ролевые вариации мозгового штурма.

Необходимо отметить, что при комбинации техник мозгового штурм с другими известными методами генерации идей, могут отличаться эффективнностью, так как наполняют свободный поток генерируемых идей качественным содержанием и творческой направленностью специальных методов активизации творчества.

Из новых разновидностей в настоящее время широкое применение получили «Электронный мозговой штурм», «Мозговой штурм он-лайн» или «Брейнлайнинг» (Питер Ллойд).

Преимуществом данного метода является возможность одновременного объединения большого количества творческих, отличающихся друг от друга участников, которые генерируют намного больше разнообразных идей, чем в традиционном мозговом штурме или брейнрайтинге. Наиболее важной особенностью и преимуществом брейнлайнинга является «перекрестное опыление», то есть взаимообагащающий обмен идеями. Брейнлайнинг позволяет авторам оставлять свои комментарии анонимно и вести себя более свободно, что помогает преодолевать социальные барьеры и внутренние стереотипы мышления. Важным преимуществом брейнлайнинга является возможность сохранения идей в электронном виде и использование их в любое другое время для дальнейших размышлений и обсуждений.

Также С. Л. Марков дает основные характеристики разновидностей, их особенности проведения, анализирует плюсы и минусы.

Таким образом, можем сделать вывод, что в настоящее время метод «Мозгового штурма» является популярным методом в различных сферах деятельности. Он может быть использован при бизнес-тренингах, в обучении различным дисциплинам, в организациях при рождении новых идей. При использовании данной формы деловой игры существуют некоторые общие правила, вне зависимости от сферы ее использования.

Коренной особенностью мозгового штурма можно назвать развитие творческого, нестандартного мышления, которое позволяет создавать максимальное количество разнообразных идей и многовариативности различных практических, в том числе и проблем, возникающих в управлении. Необходимо отметить, что мозговой штурм позволяет развивать различные виды командного взаимодействия, способствует активизации коллективной работы в творческой группе, повышает групповую сплоченность и в результате порождает максимально эффективное решение поставленных перед группой проблемы

Литература:

1.                  Бехтерев С. Основные правила мозгового штурма//Справочник по управлению персоналом — 2011 — № 5 — С. 89–97

2.                  Гин А. А. Мозговой штурм// Интернет-журнал «Эйдос». — 2000. — 7 января. http://www.eidos.ru/journal/2000/0107–02.htm.

3.                  Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 480 с.

4.                  Марков С. Л. Мозговой штурм и его разновидности как эффективные инструменты решения управленческих проблем// Актуальные проблемы психологии — том 1: Организационная психология. –К. Издательство «А. С. К».- 2010. — Ч.27. –С. 207–215.

5.                  Прошина А. Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса// Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств — Выпуск № 1 — том 200–2013 — С. 287–296

6.                  Сизых Т. В. Деловая игра как способ развития социальной компетентности обучающихся / Т. В. Сизых // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151–153.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle