Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Романов, А. Г. Комический контент в современной качественной прессе (на примере журнала «Огонёк») / А. Г. Романов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10243/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье на примере издания «Огонёк» описываются особенности применения комического на страницах современных качественных журналов. Осмысляется отличия комического в качественной прессе от иронии, юмора и сатиры в прессе других типов.

Ключевые слова: юмор, ирония, сатира, пресса, комическое, комизм факта, документальный комизм.

В качественной периодике, к которой, без сомнения, можно отнести журнал «Огонёк», сложились условия оптимальные для применения социально заострённого комизма. К таковым отнесём сочетание нескольких важных характеристик: способности аудитории воспринимать неоднозначные и неочевидные материалы, информационно-аналитический уклон большинства статей, а также в среднем более высокий по сравнению с другими видами прессы уровень авторов.

В «Огоньке» отчетливо отразились основные способы и формы применения комического на современном этапе. Уяснив на его примере, какие темы, жанры и формы наиболее часто используются вместе с комизмом в журналистском тексте, мы сможем с незначительными коррективами перенести эту модель и на другие качественные еженедельники схожего формата. В данном случае мы обращаем свое главное внимание не столько на персоналии ведущих журналистов «Огонька», сколько на закономерности применения комического в данном виде периодики в целом.

Любой журнал уделяет особое внимание выбору обложки номера, она является как визитной карточкой, так и основным способом привлечения внимания к себе. Комическое само по себе является прекрасным способом привлечения внимания и в «Огоньке» охотно применяется в обложке, когда есть достойный информационный повод.

Приведем в пример обложку номера за 13 февраля 2012 года (рис.1). На ней изображен председатель центральной избирательной комиссии В. Чуров, смотрящий в объектив цифрового фотоаппарата. Лаконичная подпись гласит: «Волшебная камера. Владимир Чуров уверен: кадры решают все».

В этих восьми словах журналистами заложено сразу несколько неочевидных без знания контекста иронических смыслов. Февральский выпуск «Огонька» от 2012 года вышел в промежутке между декабрьскими выборами в Государственную думу и мартовскими выборами Президента РФ. В данный период своего пика достигли споры по поводу честности голосования на думских выборах 2011 года. В оппозиционной среде председателя ЦИКа многие стали называть «волшебником» за, по их мнению, некорректный подсчет голосов. Причиной такого прозвища стало следующее событие:

Читатель, увидевший на обложке рядом с В. Чуровым слово «волшебный», очень вероятно построит несложный логический ряд и, заинтригованный важной для него темой, приобретет журнал.

В подписи к обложке «Кадры решают всё» используется игра слов: «кадры» в значении качественных фотоснимков, и «кадры», как обученный персонал. Само по себе это совпадение значений не создает комического эффекта, но в текущем контексте читатель «угадывает» и третий заложенный смысл. Возможно, именно «хорошие кадры» помогали «творить волшебство» на выборах в Государственную Думу. Прилагательным «волшебная», в свою очередь, снижается и иронически высмеивается образ самого В. Чурова, чиновника первого ранга, у которого что ни возьми, всё волшебное.

Одной из главных закономерностей применения комизма в качественной периодике является то, что во многих случаях комический контент скрыт и может быть выражен автором формально «серьезными» средствами. Журналист, никак напрямую не показывая свое отношение к описываемому, тем не менее, подбирает и выстраивает в материале факты, события и комментарии так, что они «как бы сами собой» порождают комичные ассоциации. Такой обезличенный способ выявления комического противоречия мы далее будем называть «комизмом факта».

К числу форм реализации комизма факта в журналистском тексте, в частности, можно отнести использование различных видов и форм цитирования. Прибегая к этому приему, автор, с одной стороны, увеличивает вес собственных слов, а с другой стороны, ссылаясь на всеми признанный авторитет, в определенной степени защищает себя от возможных претензий в необъективности.

В качестве иллюстрации приведем цитату из публикации «Париж стоит фермы»:

«Я никогда не видел петуха, — грустно сказал мой шестилетний сын. — То есть я, конечно, видел его в бульоне, а так — нет». [1, с. 48]

Перед нами пример документального комизма: цитирование слов французского мальчика наверняка заинтересует и удивит отечественного читателя. Журналист ничего не добавляет к его словам, так как они выразительны сами по себе.

Если автор придерживается данного способа применения комического, он перестает быть ограничен стандартными жанровыми рамками, присущими сатирической публицистике. Формально журналистский текст остается сугубо информативным и деловым, поэтому документальный комизм может быть использован как в интервью, так и в репортаже или короткой информационной заметке. По этой причине юмор на политическую и социальную проблематику все чаще встречается в аполитичных жанрах и темах. Далее в этом же материале читаем:

«Рядом с рингами — станции для макияжа, как на модных показах. Коровам начесывают и лакируют хвосты, лошадям заплетают косички, у баранов своя завивка — никакой парикмахер не нужен, их просто вычесывают. Все готовятся к соревнованиям. Перебить интерес к животным пытаются политики». [1, с. 49]

В данном случае комическая ситуация создается за счет ироничного комментария автора. Несовместимость сравниваемых объектов (животных и политиков) порождает интерес, то, что политики конкурировать с животными только пытаются и это не всегда выходит, вызывает улыбку.

В «Огоньке» можно заметить следующую закономерность распределения частотности употребления комических приемов по жанрам. Самыми богатыми на комизм чаще всего становятся материалы острой общественно-политической направленности (чаще всего статьи) следом идут авторские колонки и комментарии. Крайне мало элементов комического в интервью. Если таковые и появляются, то благодаря яркой личности респондента.

Сравнительно редко можно встретить комизм в материалах, посвященных науке, культуре или спорту. В случае с наукой и спортом, по аналогии с экономикой, к этому обязывает подчеркнуто деловой формат публикаций. Если рассматривать материалы «Огонька», посвященные культуре, то отсутствие комизма в них можно объяснить подбором жанров. Это либо интервью с каким-либо деятелем культуры и искусства, которое не предполагает ярко выраженной журналисткой позиции, либо отзывы о книгах, фильмах написанные в серьёзной академической манере.

Особняком по отношению к остальным во многих качественных журналах стоит тема путешествий во всем её многообразии. В жанровом отношении это чаще всего путевые заметки. В «Огоньке» они занимают значительное место и очень часто содержат в себе комизм. Комические ситуации в таких публикациях, как правило, строятся на непривычном местном колорите и забавных для человека русской культуры предпочтениях и поведении иностранцев. Ключевой для комизма аспект, несовпадения ожидаемого и реального, заложен в данных материалах изначально отличиями культур и быта разных стран. Вот как описывается журналистом повседневная жизнь далекой от России Кубы:

«Вообще же с уличной преступностью в Гаване все плохо. Ее фактически нет. Драки и ограбления — это не по кубинской части». [1, с. 46]

Комизм достигается за счёт смыслового парадокса, невольно возникающего у читателя, привыкшего к совсем другому значению выражения «с преступностью все плохо».

Кроме публикаций о путешествиях можно выделить ещё одну тематику, стабильно содержащую в себе комизм в качественной периодике. Это публикации, посвященные гендерным стереотипам и отношениям между полами. Отметим, что в данном случае наблюдается пересечение тем аполитичного глянца и качественных журналов. Приведем цитату:

«Короче, все серьезно у них. А вот пароль от его странички «ВКонтакте» она до сих пор так и не получила. Хотя все, ну буквально все ее подруги, состоящие в отношениях, осчастливлены подобной информацией. «Значит, он не любит меня, да? — Марина переживает так, будто ей сказали, что она толстая. — Значит, он мне не доверяет? Значит, ему есть что скрывать?». [2, с. 52]

Комический эффект в данном тексте об отношениях между полами достигается за счет пародийного цитирования типичных фраз и распространенных женских страхов («он не любит меня, да?» и «она толстая»). По преувеличенной эмоциональности описания (на что указывает глагол «осчастливлены») можно понять, что автор публикации к указанным страхам и стереотипам относится иронически. Это же ироничное, рациональное отношение к ним он старается передать читателям. В подобном подходе кроется принципиальное отличие освещения данной темы в аполитичном глянце и качественных журналах.

В аполитичном глянце все силы и мощь изобразительных средств языка и старания автора, включая применение комических элементов, направлены на эксплуатацию и поддержание у целевой аудитории стереотипов. В авторских колонках о взаимоотношениях полов, публикуемых в качественном журнале, комизм используется для высмеивания и разрушения гендерных стереотипов. Как видим, цели и задачи этих текстов диаметрально противоположны.

На примере еженедельника «Огонек» видны основные закономерности реализации комического в качественной периодике. Аудитория данного вида печати более подготовлена к восприятию сложных социально заостренных форм комизма. В качественных журналах комическое гораздо реже подвергается апелляции исключительно к эмоциям и может выполнять не только развлекательные, но и другие функции (идеологическую, регулирующую, воспитательную и т. д.). Именно социальный комизм наиболее значим, полезен и необходим сегодня.

При формальном совпадении с аполитичным глянцем в теме освещения отношений между мужчиной и женщиной, функция комизма в каждом случае разнится. Аполитичный глянец использует комическое для поддержания стереотипов, тогда как «качественный» глянец высмеивает их и ставит своей целью их развенчание.

К числу основных закономерностей применения сложных форм комического в современной качественной прессе можно отнести распространение «комизма факта», то есть такой разновидности комического, при которой смеховая реакция возникает не в результате напрямую выраженной авторской позиции, а путем почти «механического» пересказа событий и явлений реальной жизни, иногда снабжаемых коротким авторским комментарием. При таком подходе журналист перестает быть скованным классическими для комизма в журналистике жанровыми рамками и может использовать комические приемы в абсолютно «деловых» и серьезных публикациях.

В данной работе мы указали лишь на некоторые существенные особенности комического в качественной периодике. Необходимо отметить, что тема комизма в современной печати ещё мало изучена и требует дальнейшего своего осмысления.

Рис. 1. Обложка журнала «Огонёк» (№ 6, 2012 г.)

Литература:

1.      Делеринс Г. Париж стоит фермы // Огонек. 2012. № 10. С. 48.

2.      Радулова Н. Я знаю пароль // Огонек. 2012. № 9. С. 52.

Основные термины (генерируются автоматически): аполитичный глянец, качественная периодика, комизм, документальный комизм, журнал, журналистский текст, Государственная Дума, Комический эффект, материал, отношение.


Ключевые слова

юмор, пресса, ирония, сатира, комическое, комизм факта, документальный комизм

Похожие статьи

Некоторые способы создания комического в дискурсе лимерика

Тематические журналы. Издание книг.

Комизм может возникать вследствие грамматической омонимии - совпадения означающих разных грамматических единиц (омоформ).

Похожие статьи. Языковые средства создания комического эффекта в анекдоте.

Языковые средства создания комического эффекта в анекдоте

Ключевые слова: комическая ситуация, комический эффект, языковые средства.

Здесь источником смеха могут выступать и отношения самих беседующих к описываемой ситуации и стирание грани между художественным текстом и реальной жизнью.

Передача комического эффекта в переводе художественных...

Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче средств создания комического эффекта.

Более того, при переводе она работала с текстом, вышедшим в 1932 году в журнале «30 дней», который не был еще подвергнут советской...

Формы, средства и приёмы создания комического в литературе

Однако основной задачей мастера комизма является использование языковых средств в комическом плане; мастер сатиры, создатель юмора

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»).

Прагматический потенциал иронии в англоязычных средствах...

К примеру, А. П. Короченский отмечает, что в газетных текстах журналисты, как правило, стремятся к варьированию и трансформации имеющегося в их распоряжении языкового материала.

Необходимо отметить, что с позиций прагматики комический эффект − один из...

Номинация как средство пиар-воздействия в политическом...

В политическом дискурсе формант –номика изначально употреблялся в составе окказионализма «Рейганомика» по отношению к президенту США Рональду Рейгану.

Авторские окказионализмы могут использоваться, как для создания комического эффекта высказывания...

Методологические основы исследования когнитивных механизмов...

Существует большая разница между обычным смехом и комическим (комизмом).

Определение и анализ когнитивных механизмов и языковых средств достижения комического эффекта в художественном тексте на примере юмористических произведений Дж.

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

В 2014 году государственную поддержку получило 44 издания для детей на общую сумму 22

текстах издания; 3. Воспитательная функциязаключается в том, что журнальная и газетная периодика

Как правило, современные читатели отдают предпочтение журналу, а не книге...

Психологические аспекты восприятия комического детьми...

Вторая закономерность восприятия ̶ неравномерность восприятия детьми комического проявляется в недоступности детей сложных комических конструкций ̶дети младшего дошкольного возраста в состоянии заметить лишь внешнюю сторону комического: комизм...

Похожие статьи

Некоторые способы создания комического в дискурсе лимерика

Тематические журналы. Издание книг.

Комизм может возникать вследствие грамматической омонимии - совпадения означающих разных грамматических единиц (омоформ).

Похожие статьи. Языковые средства создания комического эффекта в анекдоте.

Языковые средства создания комического эффекта в анекдоте

Ключевые слова: комическая ситуация, комический эффект, языковые средства.

Здесь источником смеха могут выступать и отношения самих беседующих к описываемой ситуации и стирание грани между художественным текстом и реальной жизнью.

Передача комического эффекта в переводе художественных...

Особое внимание уделено тем трансформациям, которые использовались при передаче средств создания комического эффекта.

Более того, при переводе она работала с текстом, вышедшим в 1932 году в журнале «30 дней», который не был еще подвергнут советской...

Формы, средства и приёмы создания комического в литературе

Однако основной задачей мастера комизма является использование языковых средств в комическом плане; мастер сатиры, создатель юмора

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»).

Прагматический потенциал иронии в англоязычных средствах...

К примеру, А. П. Короченский отмечает, что в газетных текстах журналисты, как правило, стремятся к варьированию и трансформации имеющегося в их распоряжении языкового материала.

Необходимо отметить, что с позиций прагматики комический эффект − один из...

Номинация как средство пиар-воздействия в политическом...

В политическом дискурсе формант –номика изначально употреблялся в составе окказионализма «Рейганомика» по отношению к президенту США Рональду Рейгану.

Авторские окказионализмы могут использоваться, как для создания комического эффекта высказывания...

Методологические основы исследования когнитивных механизмов...

Существует большая разница между обычным смехом и комическим (комизмом).

Определение и анализ когнитивных механизмов и языковых средств достижения комического эффекта в художественном тексте на примере юмористических произведений Дж.

Специфика социальных функций детских периодических изданий...

В 2014 году государственную поддержку получило 44 издания для детей на общую сумму 22

текстах издания; 3. Воспитательная функциязаключается в том, что журнальная и газетная периодика

Как правило, современные читатели отдают предпочтение журналу, а не книге...

Психологические аспекты восприятия комического детьми...

Вторая закономерность восприятия ̶ неравномерность восприятия детьми комического проявляется в недоступности детей сложных комических конструкций ̶дети младшего дошкольного возраста в состоянии заметить лишь внешнюю сторону комического: комизм...

Задать вопрос