Библиографическое описание:

Гончарова Е. В. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 349-350.

Статья посвящена прокурорскому надзору в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Проанализирована работа органов прокуратуры Республики Хакасия за 2013 год.

Неоднократные нарушения прав и свобод человека и гражданина вызвало необходимость тщательного надзора за их исполнением со стороны государства. Эта обязанность возложена на органы прокуратуры, основной функцией которых издревле является надзор.

В Конституции Российской Федерации и в Федеральном Законе «О прокуратуре» правам и свободам человека и гражданина посвящены отдельные главы. Это подчеркивает особую значимость соблюдения прав и свобод человека и гражданина для государства.

Практически каждый гражданин в нашей стране сталкивался с нарушением его законных прав и свобод. Если рассматривать статистику о количестве обращений о нарушениях прав и свобод, поступающих в прокуратуру, с каждым годом возрастает.

Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой — стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа. [1. с. 146]

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также предусматривает возможность использования процедуры протеста и представления. [2, с. 725]

Например, только за 2013 год в прокуратуре Республики Хакасия выявлено 15449 нарушений законов в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В том числе установлено 1141 незаконных правовых актов и столько же принесено протестов. Внесено представлений 2189. По представлению прокурора Республики Хакасия привлечено к дисциплинарной ответственности 1837 лиц. По постановлению (заявлению в арбитражный суд) прокурора Республики Хакасия привлечено 739 лиц к административной ответственности. За совершенное административное правонарушение в данной сфере, установлено наказание, а именно дисквалификация в 5 случаях. Предостережено 563 лица о недопустимости нарушения закона. [3]

Немало важные статистические данные приводит Генеральная прокуратура Российской Федерации за январь-июнь 2013 года. Всего выявлено 1 728 240 нарушений закона в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. К дисциплинарной ответственности привлечено 161 398 лиц, а к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 88 013 лиц. Возбуждено уголовных дел 7 189. [4]

Явно видно, что в нашем правовом государстве права и свободы человека и гражданина весьма ценятся, и прокурор не должен оставлять без внимания ни одно из выявленных им нарушений.

Вся доктрина прав человека основана на одной несомненной гуманистической ценности. Эта ценность — достоинство человека. Оно является исходным началом его прав и свобод. Достоинство как объективная общечеловеческая характеристика, оно персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два важных аспекта.

Во-первых, достоинство — это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает.

Чем больше у человека социально значимых, позитивных качеств, тем выше его достоинство. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума.

Во-вторых, достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, т. е. своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства) в этом обществе. В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества. [5, с. 9–10]

В ХХI веке защита прав человека и гражданина является одной из приоритетных задач, как отечественного, так и международного права. Очевидно, за исследованиями в области прокурорско-надзорной деятельности должны следовать изменения в законодательстве о прокуратуре. В котором должны найти место основные положения, явно необходимые в наше время, которые помогут прокуратуре обеспечить единство законности.

Таким образом, в свою очередь В. Г. Бессарабов и К. А. Кашаев выделяют важность деятельности государства и его органов, в том числе прокуратуры, по защите прав и свобод человека и гражданина, в частности, попытки некоторых правоведов, политических деятелей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в сложный период развития российского общества и государства добиться ликвидации прокурорского надзора, ограничения функций прокуратуры, целями деятельности которых в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Эти попытки в определенной мере увенчались успехом: в законодательстве прокурорский надзор стал называться не «высшим» (как в течение многих лет до этого), а просто «надзором», что терминологически уравняло его с надзорными органами исполнительной власти; в Конституции РФ 1993 г., в отличие от ранее действовавшей, нет главы о прокуратуре: ст. 129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре, находится в главе седьмой «Судебная власть», хотя прокуратура не входит в судебную систему; Генеральный прокурор Российской Федерации не был включен в конституционный перечень субъектов законодательной инициативы, лишен права обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам соответствия правовых актов Конституции РФ. [6]

Реформирование прокуратуры не принесет ущерба для государства и общества в целом, т. к. оно скорее всего будет проводится по мере становления правового государства и по мере стабилизации правопорядка, повышение правовой культуры, формирования полноценных институтов правового государства, совершенствования судебной системы, создание административной, ювенальной специализированной юстиции, развитие институтов уполномоченного по правам человека и ребенка.

В заключении можно сказать, что в настоящее время, как никогда, прокуратуре Российской Федерации нужна научно обоснованная, учитывающая международный и отечественный опыт обновленная концепция реформирования, которая позволила бы в организационном и законодательном плане стабилизировать деятельность прокуратуры на долговременный период, определить роль прокуратуры как механизма демократического государства, которое обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина в новых социально-экономических и политических условий современной России. Защита прав и свобод человека и гражданина является приоритетом в деятельности прокуратуры и отличается постоянством.

Естественно, что главным фактором роста авторитета прокуратуры является повышение эффективности и качества ее деятельности по обеспечению правопорядка и законности в России. Однако важным является и политика гласности, информационной открытости, взаимодействия со средствами массовой информации. В целях повышения общественного доверия к органам прокуратуры Российской Федерации следует добиваться большей прозрачности, открытости для нашего общества.

А для упрочнения роли и положения прокуратуры Российской Федерации следует посвятить в Конституции РФ самостоятельную главу, определив в ней назначение прокуратуры, место в механизме государственной власти.

Литература:

1.                  Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2010.

2.                  Конституционное право РФ: учебник / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. И доп. М.: Норма, 2009.

3.                  Выборочные данные прокуратуры Республики Хакасия Формы № 511. Раздел 1. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина январь-декабрь 2013 года.

4.                  Выборочные статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 1 полугодие 2013 г. сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. http://genproc.gov.ru/stat/data/85188/

5.                  Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О. И. Тиунова. М., 2005.

6.                  Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина М.: Городец, 2007. 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle