Библиографическое описание:

Москвина И. Н. Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 535-537.

На сегодняшний день проблема развития творческих способностей обучающихся начальной школы продолжает волновать педагогов и родителей. Именно в начальный период обучения важно создать предпосылки для формирования и развития творческой личности, способной самостоятельно мыслить и находить нестандартные решения стоящих перед ней задач. Включая обучающихся в процесс изучения английского языка, учитель может активизировать творческие ресурсы личности. Эффективным средством для этого может послужить богатый материал английского детского фольклора, в частности, его малые формы, такие как Nursery Rhymes.

Чтобы обеспечить развитие творческих способностей младших школьников, следует решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, на основе теоретического анализа научно-методической литературы прояснить сущность и классификацию творческих способностей, во-вторых, изучить их структурно-содержательные характеристики, а также рассмотреть понятие детского фольклора и малые формы английского детского фольклора, в-третьих, выявить потенциал английского детского фольклора в развитии творческих способностей у детей.

Творческие способности — это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Психологи связывают особенности творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.

В советской психологии С. Л. Рубинштейн попытался определить классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по одному основанию — успешной деятельности. Способности рассматриваются им как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности», а одаренность рассматривается как «качественно своеобразное сочетание индивидуально-психологических особенностей способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности» [5, с.400].

В обыденном сознании творческие способности сравниваются со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Наше понятие творческой деятельности — это деятельность человека, в результате которой создается нечто новое, ранее не созданное — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Кроме этого, известно, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как способность быстро усваивать и порождать идеи, особенности темперамента; в частности, известно, что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Исследователь Д. Б. Богоявленская главным показателем творческих способностей считает «интеллектуальную активность, объединяющую в себе два компонента: познавательный и мотивационный» [2]. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач или вопросов.

И. В. Львов [4,с.21–26] полагает, что «творчество — это не всплеск эмоций; оно неотделимо от знаний и умений». Эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают его тонус, придают ему силы. Пробуждают же творческий акт только строгие, проверенные знания и умения.

Известный американский психолог Гилфорд, который занимался проблемами человеческого интеллекта, выявил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления и характеризуется следующими основными особенностями:

-       быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (здесь важно не их качество, а их количество);

-       гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей;

-       оригинальность — способность создавать новые нестандартные идеи (это может быть отражено в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);

-       законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Творческие способности развиваются в процессе использования детского фольклора на уроках английского языка. Рассмотрим детский фольклор, как эффективное средство развития творческих способностей.

Изучением фольклора и раскрытием его педагогического и дидактического потенциала занимались такие российские исследователи как Г. С. Виноградов, В. П. Аникин, К. Д. Ушинский, К. И. Чуковский, О. И. Капица. Из ряда исследователей английского фольклора следует выделить Дж. О. Хелливелла, Элис Берту Гомм.

Под фольклором понимают «совокупность традиционных представлений и высказываний народа о своей внутренней и внешней жизни, закрепленных в устной традиции». В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшего со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». [1, c. 20]

Малые формы детского фольклора, такие как детские стихи, колыбельные, считалки, загадки, прибаутки, частушки хорошо отражают самобытность народа, создавшего их. Кроме этого, они близки по духу младшему школьнику, только начинающему знакомиться с иностранным языком. Произведения детского фольклора позволяют вовлечь ребенка в игровую деятельность, опосредованную иностранным языком. Использование детского фольклора в процессе обучения создает благоприятные условия для развития речевых умений и навыков, для овладения способами деятельности и общения, которые характерны для носителей языка.

Приведем примеры упражнений, вошедших в разрабатываемый комплекс. Так, на основе небольшого стихотворения:

Hey diddle, diddle, the cat and the fiddle,

The cow jumped over the moon.

The little dog laughed to see such fun

And the dish ran away with the spoon! [3]

можно построить работу с визуальными образами, предложив детям ряд иллюстраций и попросив их соотнести иллюстрацию с соответствующей строчкой в стихотворении. После этого дети сами могутнарисовать картинку на данное стихотворение, раскрасить и презентовать, в процессе постараться воспроизвести стихотворение.

Рисунки могут быть оформлены на стенде в классе в виде выставки. Также учитель совместно с учениками может устроить конкурс, в ходе которого будет выявлен победитель, который получит отличную оценку. На этом же фольклорном материале учитель может организовать динамическую паузу с элементами драматизации: предложить учащимся разыграть одну из строк стихотворения, с тем, чтобы одноклассники угадали, какое именно действие из стиха они представляют.

С помощью этого задания развиваются умения чтения и говорения. Организовать работу можно, используя устную презентацию или доклад, в которой будет описан процесс работы. Затруднения могут вызвать сложные слова в тексте. Для того чтобы снять трудности, необходимо перед выполнением творческого задания организовать предварительное снятие трудностей лексико-грамматического характера, используя уместные для данного возраста и уровня владения языком методические приёмы.

Для второго примера можно взять такое стихотворение:

There was a crooked man,

And he walked a crooked mile,

He found a crooked sixpence

Against a crooked stile;

He bought a crooked cat,

Which caught a crooked mouse,

And they all lived together

In a little crooked house. [3]

В ходе работы с ним детям можно предложить «собрать» разбросанные слова в целое стихотворение по памяти и прочитать результат. Ребята читают по очереди по одной строчке, стараясь показать одноклассникам действие из этой строчки. Самому артистичному участнику полагается приз. Тем самым можно облегчить стимуляцию развития творческих способностей и мышления.

В заданиях такого рода развитие творческих способностей сочетается с совершенствованием речевых навыков и умений. Организовать работу можно таким образом: повторение по частям вслед за учителем, затем проверка понимания — перевод, ещё раз чтение, а затем выполнение творческих заданий. Необходимо обеспечивать предварительное снятие трудностей языкового характера.

Опыт применения английского детского фольклора на уроках иностранного языка показывает, что его малые формы в полной мере способствуют развитию творческих способностей у детей, так как в процессе работы с ними развивается дивергентное мышление, воображение, сообразительность. Кроме того, яркие, добрые образы Nursery Rhymes позволяют снять барьеры в общении на иностранном языке, преодолеть стеснительность, скованность, присущие многим детям.

Литература:

1.                 Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин // М.: Высшая школа.- 1987.- 254с.

2.                 Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3.                 Егорова, Т. Ю. Детская литература англоязычных стран [Текст] / Т. Ю. Егорова // Вологда: Изд. центр ВИРО.- 2005.-268с.

4.                 Львов, М. Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] // Начальная школа — 1993.- № 1.- С. 21–26.

5.                 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.-720с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle