Библиографическое описание:

Антонова И. С., Коптелова Е. С. Классификация структурных продуктов на российском рынке // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 240-243.

На современном этапе развития экономики существует множество способов сохранения своих сбережений, а также их приумножения. Но каждый из существующих способов имеет как значительные преимущества для инвесторов, так и существенные недостатки. Существует такая альтернатива привычным для всех инвестициям, как структурный (структурированный) продукт, своеобразный финансовый инструмент, который имеет значительно низкую степень риска и зачастую более высокую доходность. Такой «продукт» непосредственно релевантен к банкам, инвестиционным компаниям, а также к фондовому рынку.

Среди российских инвесторов структурные продукты стали популярны сравнительно недавно. Как известно, впервые данные финансовые инструменты были размещены на внутренних биржах Соединенных Штатов Америки в 1969 году, однако более широкое распространение на рынках США и Европы структурированные продукты получили только в 1980–1990-х годах. [1] Такая новизна еще раз подтверждает актуальность данного исследования.

В настоящее время существует множество как зарубежных, так и российских компаний и банков, предлагающих инвесторам различные виды структурных продуктов. Следовательно, целью данного исследования будет рассмотрение разнообразия этих финансовых инструментов и как следствие их классификация, позволяющая обобщить варианты выбора структурированных продуктов. Для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо рассмотреть саму суть, заложенную в понятие «структурный продукт».

Структурный продукт по сути своей является сложным, комплексным финансовым инструментом. Вследствие этого, а также своей новизны, в науке не существует единого абсолютно точного определения данному понятию. Например, рассмотрим определение, представленное российским банком и по совместительству инвестиционной компанией «БКС Премьер»: структурный продукт — современный инструмент инвестиций, сочетающий в себе комбинации двух независимых частей: доходная часть и защитная часть структурного продукта. [2] Согласно же инвестиционной компании «Проспект», структурный продукт — это удобный инструмент, дающий возможность инвестировать средства для получения заданного уровня доходности при ограниченном риске. [3]

Как видно из вышесказанного, структурный продукт включает в себя доходную и защитную части, которые позволяют инвесторам решить задачи и удовлетворить специфические потребности, которые не могли быть удовлетворены с помощью уже существующих финансовых инструментов. Поэтому перейдем к изучению каждой из этих составляющих. Доходная часть структурного продукта вкладывается в агрессивные инвестиционные инструменты, привязанные к «базовому активу», т. е. средства инвестируются в наиболее рисковые активы, но с потенциально высокой доходностью (акции, опционы, фьючерсы). Другая же, большая часть инвестиций, защитная часть, инвестируется в надёжные активы с заранее известной доходностью (депозит в банке, векселя, облигации). Следовательно, данный финансовый инструмент представляет собой своеобразное оптимальное соотношение, требуемое инвесторами: «риск-доходность».

Такое соотношение, безусловно, подразумевает наличие не только преимуществ, но и недостатков. Поэтому для того чтобы перейти к рассмотрению классификации структурных продуктов, необходимо выделить ряд их преимуществ и недостатков.

Таблица 1

Преимущества и недостатки структурных продуктов

Преимущества

Недостатки

1.                  Полностью контролируемая защита инвестиций (инвестор определяет самостоятельно, будет ли его капитал гарантировано защищен от убытков, либо он готов к контролируемому риску ради более высокой потенциальной доходности);

Возможные риски:

1.                  Дефолт эмитента инструментов с фиксированной доходностью — наиболее существенный вид риска, поскольку может привести к потере всех инвестиций;

2.                  Волатильность;

3.                  Деривативные параметры — чувствительность деривативов к различным ценообразующим факторам;

4.                  Срок действия продукта — длинный временной горизонт повышает неопределенность как в отношении самого актива, так и в отношении эмитента;

5.                  Риск недополученной доходности — в случае падения котировок базового актива инвестор имеет право получить лишь первоначально вложенную сумму;

6.                  Ликвидность.

2.                  Тонкая настройка продукта под задачи инвестора (сроки, пороговые значения, базовый актив);

3.                  Не требуется опыт инвестирования. (портфель инвестиций подбирается совместно с финансовым советником инвестора и фиксируется на весь срок действия структурного продукта);

4.                  Возможность зарабатывать не только на растущих рынках;

5.                  Высокий потенциал доходности. (структурные продукты предоставляют возможность получения доходности в среднем выше, чем банковские вклады).

 [2], [4]

Как видно из приведенных выше достоинств и недостатков структурированных продуктов, инвестор вправе выбрать идеальное и предпочтительное для него соотношение доходности и риска. Именно поэтому в силу наличия такого многообразия различных сочетаний параметров рассматриваемого финансового инструмента, становится возможным провести его классификацию, опираясь на различные критерии, заданные инвесторами.

Таблица 2

Классификация структурных продуктов

Критерий выбора

Возможные варианты и их описание

1.                  Цели и задачи клиентов (инвесторов);

-           Защита сбережений;

-           Получение инвестиционного дохода;

-           Хеджирование рисков;

-           Увеличение прогнозируемости денежных потоков бизнеса;

-           Диверсификация вложений;

-           Покупка или короткая продажа активов с использованием финансового рычага;

-           Повышение отдачи инвестиций;

-           Оптимизация налогооблагаемой базы;

-           Получение доступа на рынки зарубежных активов;

-           Вложение в производные базовые активы (волатильность, корреляция);

2.                  Основные компоненты структурированных продуктов

-           Инструменты с фиксированным доходом (Fixed income);

-           Производные и синтетические продукты;

-           Инструменты, привязанные к курсам валют (Foreign exchange);

-           Инструменты, привязанные к собственному капиталу (Equity-linked);

-           Товарные контракты (Commodities);

-           Инфляционные продукты (Inflation-linked);

-           Процентные ставки (Interest rates);

-           Нефинансовые составляющие;

3.                  Благоприятные для инвестора рыночные тенденции

-           Рост котировок (Bullish);

-           Снижение котировок (Bearish);

-           Боковой тренд (Flat);

-           Высокая волатильность на рынке без определенного движения цен составляющих;

-           Низкая волатильность;

-           Движение котировок относительно других котировок (Relative trade);

4.                  Уровень допустимого риска

-           100-процентная гарантия возврата капитала (100 % Capital protection);

-           Частичная гарантия возврата вложений;

-           Гарантия возврата капитала отсутствует или является условной;

5.                  Форма выпуска

-           Облигация;

-           ОФБУ;

-           Структурированная нота;

-           Договор доверительного управления;

-           Вексель;

-           Депозит;

-           Фондовый пай;

-           Создание продукта в рамках брокерского соглашения;

6.                  Наличие дополнительных условий

-           Барьер;

-           Частота мониторинга котировок;

-           Диапазон участия;

 [1]

Представленная здесь таблица составлена на основе материалов, содержащихся в книге «Новая культура инвестирования или Структурированные продукты», авторами которой являются председатель совета директоров Инвестиционной Группы «Норд-Капитал» Яков Шляпочник и управляющий директор департамента управления активами Геннадий Сорокопуд. Но в своей книге они обобщили лишь возможные варианты и предпочтения, возникающие у инвесторов при выборе структурных продуктов, как современного инновационного средства сбережения и преумножения своего капитала на современном рынке.

Поэтому далее, обобщив приведенные выше критерии и проанализировав предложения инвестиционных компаний по выбору структурированных продуктов, представляется возможность составить наиболее популярные и общие сочетания, из которых состоят рассматриваемые финансовые инструменты, то есть наиболее обобщенную классификацию существующих структурированных продуктов.

Таблица 3

Обобщенная классификация структурных продуктов

Вид структурного продукта

Подробное описание

Продукт с полной защитой

Обеспечивается 100 % защита вложенного капитала. При благоприятном росте базового актива инвестор получит дополнительный доход, в противном случае — возвращает вложенный капитал. Является альтернативой банковского депозита.

Продукт с частичной защитой

Рассчитан на инвесторов, готовых к риску небольшой части базового актива. При благоприятном росте базового актива доход будет значительно выше, чем в продукте с полной защитой, в обратной ситуации — инвестор получит сумму защищенной части (90–98 % от вложенной суммы).

Продукт с условной защитой

Как правило, делится на два вида:

1. Двойной доход — возможность получить двойной доход, если значение базового актива будет находиться в выбранном инвестором интервале на момент окончания срока действия продукта.

2. С премией — позволяет получить высокую доходность за короткий срок при любом возможном сценарии, кроме резкого снижения.

Продукт с доходом по акциям

Предназначен для инвесторов, уже имеющих в своем портфеле пакет акций.

Продукт с мультивалютной комбинацией

Инвестор может выбрать комбинацию валют, которая ему подходит наилучшим образом, исходя из своих требований и возможностей. Но при этом принимая на себя риск валютных колебаний.

Но стоит отметить, что на сегодняшний день каждая инвестиционная компания или банки предлагают свои комбинации структурных продуктов, с которыми потенциальные инвесторы могут ознакомиться самостоятельно на официальных сайтах компаний или же проконсультировавшись со специалистами, заведующими данным направлением.

Теперь, составив обобщенную классификацию структурных продуктов, можно дать ему более подробное и точное определение:

Структурный продукт — это современный финансовый инструмент, сочетающий в себе разные виды активов (ценные бумаги, сырье, валюта, погода и электроэнергия) и соответствующий всевозможным предпочтениям и пожеланиям инвесторов, при этом позволяющий регулировать доходность, риски и сроки инвестирования.

Проведя анализ и ознакомившись с сутью структурных продуктов, становится очевидным тот факт, что благодаря своим двум составляющим структурные продукты позволяют инвестору зачастую заработать значительно больше по сравнению с банковским вкладом, но при этом гарантируют полную или частичную защиту капитала.

В результате проводимого исследования были рассмотрены различные аспекты и составляющие структурных продуктов, которые впоследствии поспособствовали составлению классификации нового вида инструмента и предложено наиболее общее определение структурированного продукта. Ограниченность информации о данном инструменте в настоящее время обуславливается новизной и слабой популярностью на российском инвестиционном рынке, поэтому данная тема весьма актуальна и требует дальнейших исследований и популяризации.

Литература:

1.         Сорокопуд Г. Б., Шляпочник Я. Новая культура инвестирования или Структурированные продукты. — М.: Эксмо, 2010. — 98с.

2.         Структурные продукты // БКС Премьер. [Электронный ресурс].URL: http://bcspremier.ru/investment/struct_product/about (дата обращения 20.03.2014).

3.         Структурные продукты: доступ к новым стратегиям // Инвестиционная компания Проспект. [Электронный ресурс].URL: http://prsp.ru/articles/structure_products/ (дата обращения 20.03.2014).

4.         Структурированный продукт // Википедия. [Электронный ресурс].URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Структурированный_продукт (дата обращения 20.03.2014).

Основные термины: структурных продуктов, российском рынке, базового актива, структурного продукта, структурированных продуктов, дата обращения 20.03.2014, часть структурного продукта, финансовый инструмент, структурные продукты, Классификация структурных продуктов, виды структурных продуктов, классификацию структурных продуктов, классификации структурных продуктов, Электронный ресурс].URL, комбинации структурных продуктов, базового актива инвестор, классификация структурных продуктов, выборе структурных продуктов, структурный продукт —, с сутью структурных продуктов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle