Библиографическое описание:

Альтапова А. Ф. Проблемы формирования финансовой отчетности в наиболее рисковых областях учета кредитных организаций России // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 456-458.

Основа зарождения и развития финансовой отчетности кредитных организаций состоит из 2 фундаментальных элементов: крупные частные корпорации и развитый финансовый рынок. Крупный частный бизнес появился в странах, в которых были соответствующие экономические и социальные условия его развития, поскольку финансовая отчетность по МСФО не требовалась мелкому и среднему бизнесу, которому достаточно сложившихся национальных систем учета. Следующая ключевая причина развития и эволюции финансовой отчетности — возможность привлечения инвестиций и международное движение капитала, которое сформировало в течение XX в. активный финансовый рынок.

Динамика развития финансовой отчетности в России прогрессировала в момент активизации финансового рынка страны в конце XX века. Отмечен успешный выпуск «еврооблигаций», массовое создание акционерных обществ с эмиссией акций в свободную продажу, появление холдинговых структур, формирующих консолидированную отчетность [1, с. 143].

Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок вернулся к нулевой точке своего развития и ориентировал финансовую политику предприятий на «выживание». Одной из многочисленных причин российского кризиса является не предоставление полной и прозрачной информации пользователям финансовой отчетности о таких проблемах как несовпадение динамики пассивов и активов банков; наличие необеспеченных ценных бумаг и прочей информации о финансовых рисках.

Начало следующего столетия в России знаменуется постепенной стабилизацией экономики, предпринимаются действия по реформированию бухгалтерского учета:

-       1996 г. Утверждение федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

-       1997 г. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ.

-       1998 г. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ.

-       2004 г. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Минфина России.

-       2010 г. Федеральный закон N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

-       2011 г. Приказ Министерства финансов РФ № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

-       Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг., расширил круг проблем подготовки финансовой отчетности кредитных организаций по МСФО и наложил дополнительные требования к формированию как финансовых, так и нефинансовых показателей их деятельности. К примеру, в банковской сфере, оформлена новая система требований к достаточности капитала и ликвидности, получившая название Базель III и одобренная «большой двадцаткой» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года.

За последние годы утверждение закона о консолидированной отчетности, признание МСФО на территории России стали значимыми этапами по развитию финансовой отчетности на законодательном уровне России.

Однако стремительная эволюция финансовой отчетности кредитных организаций повлекла за собой ряд проблем в отдельных рисковых областях, связанных с учетом финансовых активов, финансовых обязательств, резервов, инвестиционной собственности, а также в сфере раскрытия качественной и количественной информации финансовых рисков.

На сегодняшний день можно выделить следующий ряд взаимосвязанных проблем: методические, организационные, психологические и надзорные.

Методические проблемы

Отсутствие четких и однозначных определений понятий и видов оценки в отечественных нормативных документах приводит к неадекватному пониманию их на практике, что в свою очередь может привести к несопоставимости показателей отчетности различных организаций. Это в значительной степени тормозит и процесс гармонизации российского бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.

К примеру, в российской практике учета финансовых инструментов нет четких определений к таким понятиям:

-       производный финансовый инструмент (далее — ПФИ) для всех участников рынка;

-       концепция «бизнес-модели» по управлению финансовыми инструментами;

-       норма высокоэффективности операций хеджирования;

-       учетное несоответствие по финансовым обязательствам;

-       кредитные убытки.

В качестве методологической проблемы следует также выделить сложность определения справедливой стоимости, которая является приоритетной не только по учету финансовых инструментов.

Российское законодательство не достигло уровня проработки вопросов по учету финансовых инструментов, как в МСФО. Отставание связано не только с недостатками отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и с неразвитостью национального финансового рынка. В настоящее время используется незначительная часть финансовых инструментов, представленных на западных рынках, тем не менее, постепенное развитие финансового рынка усложняют сделки с финансовыми инструментами. В связи с этим возрастают требования к качеству их учета и представляемой по ним информации в финансовой отчетности.

Не менее остро стоит проблема раскрытия финансовых рисков. Проблема заключается в определении баланса между недостатком и избытком информации, связанной с обязательным и дополнительным раскрытием рисков в соответствии с IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Для решения методических проблем следует использовать опыт применения МСФО. В частности, для достоверного отражения финансовых инструментов следует детально анализировать опыт применения соответствующих стандартов: IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»; IFRS 9 «Финансовые инструменты»; IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».

Организационные проблемы

Организационные проблемыформирования финансовой отчетности кроются в слабой системе внутреннего контроля. Ранее в отечественной литературе не рассматривался подход внедрения внутреннего контроля в формирование финансовой отчетности, в связи с этим нет единого взгляда определения внутреннего контроля с точки зрения управления, управления финансовыми рисками. В процессе формирования финансовой отчетности распространены следующие проблемы организационного характера:

-        оперативность сбора и хранения информации в разрезе поставленных задач;

-        отсутствие регламентов по распределению функций персонала для слаженной работы всех подразделений;

-        низкий уровень автоматизации.

Для решения перечисленных проблем следует применить зарубежный опыт построения системы внутреннего контроля, а также рекомендации со стороны ключевых организаций, регулирующих порядок формирования и представления финансовой отчетности:

-        Базельского комитета по банковскому надзору;

-        Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC);

-        Центрального Банка России;

-        Комитета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации;

-        Комитета спонсорских организаций (COSO);

-        Федеральной службы по финансовым рынкам.

Требование того, что финансовая отчетность должна быть подготовлена на основе эффективной системы внутреннего контроля, обусловлена не только необходимостью управления кредитной структурой, но и соблюдением норм ключевых организаций регулирующих порядок формирования и представления финансовой отчетности.

Психологические проблемы

Стремительное реформирование финансовой отчетности кредитных организаций породило ряд психологических проблем:

-       сложность восприятия и понимания стандартов МСФО специалистами кредитных организаций и внешними пользователями;

-       отсутствие реальной необходимости кредитных организаций в отчетности по МСФО;

-       ограниченная востребованность отчетности по МСФО внешними пользователями.

Проблемы банковского надзора непосредственно взаимосвязаны с финансовой отчетностью по МСФО, поскольку именно на ее основе проводится оценка ликвидности и достаточности капитала банков.

Существующая долгое время система контроля и надзора за российскими банками со стороны ЦБ РФ не решила проблему сомнительной прозрачности российских банков. Банками России выполняются нормы контроля и надзора утвержденные в Соглашении Базель II, тем не менее, вуалирование реальной картины финансовой деятельности банков является ключевой проблемой, следствием которой являются: зависимость от государственных кредитов; высокая доля сомнительных активов; временной разрыв между привлеченными и размещенными финансовыми инструментами.

Банки, применяющие подобные методы вуалирования не выдержали глобальный экономический кризис в 2008–2009 гг., который стал толчком кардинального изменения регулирования финансового сектора. В связи с этим Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS) пришел к соглашению о реформах для «усиления глобальных правил по капиталу и ликвидности с целью обеспечения большей устойчивости банковского сектора», выпустив Базель III в 2010 году. Предполагается, что в результате реформ международная финансовая система станет менее подвержена мировым кризисам.

Несмотря на огромную проделанную работу по реформированию финансовой отчетности кредитных организаций, следует констатировать, что в настоящее время законотворческая деятельность только начинается, и требует со стороны регулирующих органов еще более кропотливой и скрупулезной работы в целях приведения всего законодательного массива и нормативных актов к повышению качества и оперативности исходящей финансовой информации.

Литература:

1.                  Кондрашев П. А. Исторический аспект формирования отчетности в соответствии с МСФО в коммерческих банках // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle