Библиографическое описание:

Цыпнятова К. М., Суханова С. Г. Негативное информационное воздействие и психологические последствия его влияние на лиц школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1127-1129.

Статья посвящена психологическим последствиям влияния информационной зависимости, на лиц школьного возраста и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в противодействии данному явлению.

Ключевые слова:аддиктивное поведение, информационная зависимость, психологическое воздействие, средства массовой коммуникации.

В последние годы отмечается активное развитие такой формы аддиктивного поведения, как информационная зависимость [1; 3; 6; 12; 18]. Так как среди информационных аддиктов, наблюдается значительное число лиц школьного возраста, то данную проблему можно считать не только медико-социальной, но также и педагогической [2; 8; 16; 19; 20]. Следует отметить, что внутренние источники угроз информационной зависимости заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида. В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т. д.

Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущие большинству людей. Как отмечают многие исследователи, человек, его повседневная жизнь все больше зависит от массовой коммуникации, которая создает для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем влияние объективной реальности [5; 7; 10].

Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контроль за средствами массовой информации (СМИ) многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций — различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества. При этом непосредственному воздействию информационной среды в большей мере подвержена духовная сфера общества; деформация и деструктивные изменения, которой в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей и т. п., в свою очередь влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни, в том числе политической и экономической.

Возвращаясь к проблеме информационной зависимости можно отметить, что данная категория лиц (информационно-зависимые) используют СМИ для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получение признания окружающих. При этом под социальной поддержкой следует понимать не просто эмоциональную поддержку, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов. Социальная поддержка в данном случае осуществляется через включение человека в некоторую социальную группу [4; 9; 11; 14].

Будучи включенными в виртуальную группу, зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания суждений часто противоречащих общепринятому мнению. То есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.

Возникновение тех или иных видов зависимостей предполагает определенный тип личности. Этот тип личности мы будем называть зависимым, так как люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска не только в отношении информационной зависимости, но и в группы связанные со злоупотреблениями вредными веществами [13; 15; 17], с психологической зависимостью от другого человека, зависимостью от еды и т. п.

Еще совсем недавно много писали об огромном разрушающем воздействии телевидения на детей и подростков. Однако в настоящее время пальму первенства перехватывают компьютеры и иные электронные устройства. Детские психиатры и психологи в настоящее время считают, что основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от ТВ и компьютеров.

Вред от данных технических приборов вызывается тремя видами воздействия:

1)                 облучения, приводящего к развитию нерво-соматических нарушений;

2)                 общей обездвиженности, вызывающей астеноневротические и соматические нарушения, связанные с длительным сидением возле источника информации;

3)                 собственно информационного воздействия, проявляющегося, главным образом, в психоэмоциональной сфере.

Так как именно лица школьного возраста входят в группу риска формирования информационной зависимости, следует определиться с тем, каким образом влияют медиасредства на здоровье детей и подростков. Рассматривая здоровье как совокупность физического, психического и духовного состояний, можно обнаружить, что воздействию подвергается каждая его составляющая.

В развитии человека существует так называемый сенситивный период, в течение которого ребенок является наиболее восприимчивым к поступающей извне информации. На данном этапе он целиком и полностью представляет собой орган восприятия. При этом чувственное восприятие обладает телесно-формирующей силой. Ребенок познает мир через соприкосновение с ним, все жизненно важные функции мозга развиваются через движение. В ситуации, когда главным источником этой информации становится телевизор и интернет, полноценного процесса формирования личности не происходит — для этого необходимо общение с окружающими людьми. В этой связи именно школа должна стать тем социальным институтом на базе которого следует проводить комплексные мероприятия, направленные на противодействие данному негативному феномену.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

3.                  Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). с. 16–19.

4.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. с. 242.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Глазников, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

7.                  Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

10.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа // Л. Г. Буйнов, В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.

11.              Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

12.              Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

13.              Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

15.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

16.              Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.

17.              Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.

18.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

19.              Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.

20.              Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle