Анализ современного состояния малых предприятий в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 3602 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, Е. А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 620-622. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9957/ (дата обращения: 25.04.2024).

В современных условиях малые предприятия относятся к числу необходимых элементов экономической системы страны, поскольку этот сектор оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Также актуальность данного исследования определяет высокий уровень социальной значимости малых предприятий — создание рабочих мест для населения.

Малые предприятия являются составной частью развитой экономики. Они должны выполнять функции, позволяющие экономике устойчиво развиваться. За счёт немассового выпуска продукции и небольшого парка оборудования, малые предприятия затрачивают менее значительные объёмы денежных средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные фирмы, поэтому именно малые предприятия являются проводником инноваций в массовое производство. В случае отрицательного результата, потери малых предприятий будут не столь велики, как у крупных организаций. Сфера малого бизнеса также способствует диверсификации производства, за счёт освоения новых перспективных ниш.

Невыполнение основных функций малых предприятий — диверсификации производства и продвижения инновационных продуктов в массовое производство пагубно сказывается на экономическом развитии страны. Сведение роли малого бизнеса до посреднической функции для зарубежных продуктов ведёт к снижению темпов развития реального сектора экономики, к потере конкурентных преимуществ, а также к потере связей между производственным и научным сектором [2].

В странах с развитой экономикой доля компаний малого бизнеса в ВВП составляет не менее 50–60 %, в России же данный показатель равен 20–25 %. В дополнение к этому, малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30 % предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе. Более равномерное распределение малых фирм, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.

По мнению Н. Карповой, в 2012 году наметилась тенденция — малых предприятий закрывалось почти столько же, сколько открывалось на тысячу уже существующих. Усилия Правительства не помогли оправиться от последствий кризиса 2008 года, после которого число вновь открываемых малых предприятий сократилось и начало расти число закрытий.

структура малого бизнеса

Рис. 1. Структура российского малого бизнеса в 2012 году [5]

Львиную долю всех предприятий сферы малого бизнеса составляют предприятия торговли и ремонта — 28,02 %. На втором месте, с большим отрывом от остальных отраслей, идут предприятия сферы услуг и операций с недвижимостью, занимающие 20,6 % всех предприятий малого бизнеса России в 2012 году. Предприятия сферы строительства, сельского хозяйства в структуре российского малого бизнеса занимают высокие позиции, но с каждым годом теряют свою долю. Данная структура свидетельствует о недостаточном уровне развития малого бизнеса в производственной отрасли, особенно в наукоемких и инновационных сферах.

Н. В. Кетько полагает, что высокие темпы развития малого бизнеса именно в сфере торговли свидетельствуют о неэффективной государственной политике поддержки малых предприятий. Низкая концентрация малого бизнеса в производстве связана с тем, что в сфере торговли оборот капитала осуществляется быстро, риск банкротства низок и не требуется большой первоначальный капитал, а для малых предприятий промышленной сферы, напротив, требуются большие первоначальные вложения, позволяющие приобрести парк дорогостоящего производственного оборудования, а риски высоки.

Однозначно оценить вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не возможно. Не смотря на то, что доля малых предприятия в ВВП страны постепенно росла, составляя 10–12 % в 1997 году и 25 % в 2012 году, вклад малых предприятий в ВВП России уменьшился и составил 19 %.

Таким образом, в настоящее время в России наметилась негативная тенденция: малый бизнес не выполняет основные функции по внедрению эффективных инновационных проектов и диверсификации производства, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малые предприятия развивается в сфере торговли и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики России, так как значительно снижает её инновационный потенциал, и как следствие, конкурентоспособность на мировом рынке.

Малые предприятия в России, зачастую, не способствуют развитию реального сектора экономики, так как не выполняют функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10 % относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия сферы малого бизнеса практически не представлены. Отсутствуют связи между промышленным и научным секторами экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не внедряются на массовом производстве [2].

Можно выделить ещё один отрицательный фактор — массовое закрытие предпринимателями своих фирм. В первом квартале 2013 года по собственному желанию закрылось около 650 тыс. субъектов малого бизнеса. Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов. Число тех, кто принял решение закрыть предприятие, стало увеличиваться с декабря 2012 года.

В современных условиях все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности, особенно в сфере малого бизнеса. В сфере налоговой политики основными мерами должны быть: снижение ставок налога, предоставление налоговых льгот на инвестиции и внедряемые инновации, проведение политики ускоренной амортизации.

Отсутствие льготных условий кредитования малых предприятий, а так же эффективной государственной программы поддержки российского малого бизнеса, не позволяют ему развиваться в реальном секторе экономики.

Государство начинает демонстрировать адекватную реакцию на проблемы малого бизнеса. То, что сегодня наиболее беспокоит представителей малых предприятий, — крайне несовершенная нормативно-правовая база их деятельности — попало в поле зрения Правительства. В этой связи закономерно возникает вопрос о перспективах развития государственных программ поддержки малого бизнеса. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» следует, что на федеральном и муниципальном уровнях формируется трехуровневая (Федерация — область — город) система нормативного и законодательного обеспечения поддержки малого бизнеса.

Л. Ю. Грудцына считает, что для реализации программ развития малых предприятий необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства, так как одной из причин, препятствующих развитию малых предприятий в России, является отсутствие квалифицированного персонала.

Финансовая поддержка субъектов малого бизнеса и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы:

-       субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам;

-       бюджетные кредиты, займы и ссуды;

-       налоговые льготы;

-       государственные и муниципальные гарантии;

-       целевая финансовая поддержка.

Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ [1].

Рост российской экономики невозможен без развития малого бизнеса. Малые предприятия стали одним из важнейших секторов народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в стране. Важность поддержки малого бизнеса подтверждена мировым опытом. Государственная политика должна создавать условия для устойчивого роста малых предприятий. К мерам государственной поддержки малого бизнеса можно отнести финансовую поддержку, государственные кредиты, налоговые льготы и субсидии. Для улучшения положения малых предприятий в России, государство должно доработать законодательную базу, регламентирующую функционирование малых фирм, инициировать разработку эффективной системы кредитования малого бизнеса, стимулировать повышение уровня образования и квалификации работников. Особое внимание следует уделить внедрению на малых предприятиях российских инновационных разработок и переходу малого бизнеса из сферы торговли в сферу производства.

Литература:

1.                  Грудцына, Л. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» / Л. Ю. Грудцына, А. А. Спектор, Э. В. Туманов — М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. — 184 с.

2.                  Кетько, Н. В. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России / Н. В. Кетько, Р. Р. Зарафутдинов // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9. — С. 23–28.

3.                  Ромахина, И. А. Формирование и развитие малого бизнеса в современных условиях российской экономики / И. А. Ромахина // Вестник ТГПУ. — 2009. — № 5. — С. 65–67.

4.                  Хвостиков, А. Г. Малый бизнес в России: перспективы и надежды / А. Г. Хвостиков // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — С. 97–100.

5.                  Статистическое наблюдение малого бизнеса [Электронный ресурс] — Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, массовое производство, предприятие, реальный сектор экономики, сфера торговли, диверсификация производства, малый, российский малый бизнес.


Похожие статьи

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

малый бизнес, Россия, малая форма предпринимательства, массовое производство, предприятие, Краснодарский край, реальный сектор экономики, московская область, мировой рынок, социальная ситуация.

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Малый бизнес как фактор развития экономики | Статья...

Малое предпринимательство обеспечивает различные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики. Субьекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, в обеспечении занятости населения и диверсификации продуктов.

Значение предпринимательства в развитии регионального...

Пензенская область, среднее, Россия, предприятие, предприниматель, предпринимательство, предпринимательская деятельность, региональное развитие, сектор малого, государственная поддержка.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация

малый бизнес, предпринимательство, экономика России. Похожие статьи.

Значение малого бизнеса и предпринимательства...

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона.

Уровень диверсификации регионов страны во многом определяется сложившейся структурой экономики.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность...

Роль малого предпринимательства в экономике России

Малый бизнес — важный сектор экономики. Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса. Ведь когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад...

Похожие статьи

Малый бизнес как панацея для кризисной экономики

малый бизнес, Россия, малая форма предпринимательства, массовое производство, предприятие, Краснодарский край, реальный сектор экономики, московская область, мировой рынок, социальная ситуация.

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике...

малый бизнес, малое предпринимательство, малый, Россия, фирма, малое предприятие, предприятие, Российская Федерация, заработная плата, законодательная база.

Малый бизнес как фактор развития экономики | Статья...

Малое предпринимательство обеспечивает различные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

Малый бизнес имеет важное значение в экономике стран, ориентированных на любую разновидность рыночной экономики. Субьекты малого бизнеса играют важную роль в накоплении бюджета страны, в обеспечении занятости населения и диверсификации продуктов.

Значение предпринимательства в развитии регионального...

Пензенская область, среднее, Россия, предприятие, предприниматель, предпринимательство, предпринимательская деятельность, региональное развитие, сектор малого, государственная поддержка.

Значение малого бизнеса в России | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, США, предприятие, малый, оптовая торговля, Российская Федерация

малый бизнес, предпринимательство, экономика России. Похожие статьи.

Значение малого бизнеса и предпринимательства...

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона.

Уровень диверсификации регионов страны во многом определяется сложившейся структурой экономики.

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

Ключевые слова:малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства. Малое предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность...

Роль малого предпринимательства в экономике России

Малый бизнес — важный сектор экономики. Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса. Ведь когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад...

Задать вопрос