Библиографическое описание:

Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1037-1040.

Профориентацияявляется одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые из них становятся менее актуальными и востребованными, на смену приходят новые профессии будущего, многообразие которых порой удивляет. Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией и специальностью. Выбор профессии — это личностно-значимая проблема: это выбор образа жизни, пути развития, выбор судьбы.

Профессия — это устойчивый род трудовой деятельности, требующей определенной профессиональной подготовки, зависящий от выбора специальности в Вузе.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась не достаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж педагогических специальностей. Педагогическая специальность — это вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией [1].

Быть педагогом стало не модно, не престижно: зарплата невысокая, а ответственность за человеческие судьбы огромная. В связи с этим в настоящее время данная проблема более чем актуальна.

«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» [2, с.17].

А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе [3].

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию это — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

С позиции теории управления, процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается, как стремление личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе. Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе уделить особое внимание профориентации.

Приоритетными задачами профориентационной работы с молодежью являются:

-        изучение теории профориентации, включающую в себя: рассмотрение ее объектов, принципов, форм, методов, направлений, критериев эффективности;

-        изучение способов планирования профориентационной работы;

-        оценка деятельности по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией молодежи.

В настоящее время система профориентационной работы на педагогические специальности включает в себя деятельность по следующим направлениям:

-        профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию на профессию «учитель» Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей;

-        предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интереса к профессии учителя и педагогических способностей, ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. Профессиональная диагностика осуществляется посредством интервью, бесед, опросников, наблюдений;

-        профессиональное консультирование (индивидуальное и групповое), нацеленное в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны преподавателей вуза. Это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. В тоже время как пишет Г. А. Цукерман: «Всякое ригидное, окончательное самоопределение опасно для души подростка, как опасен жесткий корсет для растущего тела: возможны остановка и искажения тела» [4]. И задача педагога-профконсультанта как раз помочь личности научиться делать самостоятельный выбор в течение всей жизни;

-        профессиональный отбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. «Профессиональная пригодность» — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям [5]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, то мы сталкиваемся с профессиональной неполноценностью, от которой страдают и общество и личность;

-        профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у молодежи чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства Методы профессионального воспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования деятельности;

-        профессиональная адаптация, впроцессе которой осуществляется формирование новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными;

-        психологическая поддержка, включающая в себя методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы, а именно:

-        беседы о профессии учителя. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной специальностью или с группой педагогических специальностей, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся;

-        презентации педагогических специальностей. Презентации могут проводиться как преподавателями Вузов, так и студентами-выпускниками;

-        экскурсии в университет, на факультет педагогики и психологии, «дни открытых дверей», встречи с представителями педагогических специальностей;

-        приглашение учащихся на ответственные мероприятия, проводимые в стенах вуза, а также проведение школьных мероприятий совместно со студентами и т. д.;

-        игры по профориентации — это новое направление в профориентации молодежи когда создаются ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию — те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни, но они необходимы для педагогических специальностей;

-        составление профессиограмм, включающих описание данной профессии, специальности;

-        проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

-        индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися;

-        проведение недель по профориентации, конкурсов профессии, конференций.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. При неизменной общей цели, конкретные цели и задачи работы каждой школы зависят от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из направлений. Задача профориентации — помочь молодым людям выбрать будущую профессию в соответствии с собственными склонностями, интересами, желаниями и способностями. Именно точка пересечения индивидуальности молодого человека и требований профессии и должна быть основой для выбора.

Знания о педагогических специальностях учащиеся получают как в школе, так и в средствах массовой информации, от родственников, знакомых и др. При этом сведения о содержании профессии и ее значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание атмосферы недоброжелательности к ней. В связи с этим перед вузом, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача — исправить нелестное отношение к педагогическим специальностям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессии.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. В работе с учащимися используется комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной педагогической специальности (диагностические методические процедуры); во-вторых, возможность развития этих психологических качеств. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору педагогической профессии. Чтобы данная работа имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом.

Профессиональная ориентация на педагогические специальности станет эффективной, если данная деятельность будет проводиться в соответствии с данными принципами, к которым мы относим:

-        принцип сознательности (выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу);

-        принцип соответствия выбираемой профессииинтересам и склонностям личности (выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии, нарушение которого приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров);

-        принцип профессионального самоопределения (характеризует самостоятельную деятельность личности в процессе профессионального самоопределения);

-        принцип активности в выборе профессии (выражается в утверждении, что профессию надо активно искать самому, пробуя свои силы в различных областях);

-        принцип связи профориентации с жизнью, трудом, практикой, (предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии);

-        принцип систематичности и преемственности (профориентационная работа с 1 по 11 классы);

-        принцип взаимосвязи школы, семьи, педагогического вуза (предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности).

При этом профориентационная работа на педагогические специальности должна опираться на соблюдение следующих условий, а именно:

1)          воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности;

2)          взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы;

3)          дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

4)          оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, отход от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

5)          соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в педагогических кадрах.

К числу наиболее важных вопросов относятся и вопросы определения критериев эффективности профориентации. Внастоящее время эффективность профориентационной работы нередко определяется по тому, сколько учащихся выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним. Этот критерий важный, но недостаточный, например, запланированного количества абитуриентов можно добиться разными средствами, и в том числе не всегда оправданными с педагогической, социальной и психологической точек зрения. И если это показатель становится главной целью и самоцелью профориентации, причем без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся эта деятельность приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей.

Система профориентации молодежи является социальной системой, которая функционирует в обществе, а также подструктурой общей системы трудовой и профессиональной подготовки. Итак, профориентация — это общественный процесс, включающий в себя: профдиагностику, профотбор, профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию, профессиональное воспитание.

Таким образом, профориентация представляет собой системную деятельность, включающую целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления и другие структурообразующие элементы.

Достижение поставленной цели профориентации возможно и оправдано только при активной работе с молодежью, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом. Великое благо — заниматься любимым делом, когда рабочий процесс не отнимает твое личное время, а является его частью, рождая ощущение полноценной жизни, в которой каждый миг прожит не впустую.

Литература:

1.       Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых,- Брянск: БГУ, 2003.

2.       Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения,- М.: НПО «Модэк», 2002, 392 с.

3.       Сазонов А. Д., Калугин Н. И., Меньшиков А. П. Профессиональная ориентация молодежи,- М.: Высшая школа, 2009, 272 с.

4.       Цукерман Г. А. Психология саморазвития.- М., 1995.

5.       Пустовая Е. Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы. // Имидж, — М., № 2, 2002., С. 21–27.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle