Библиографическое описание:

Боровицкий А. М. Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного института внутренних войск МВД России // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 923-925.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникативные знания, коммуникативные умения, курсант, внутренние войска.

Основой территориальной целостности и поддержания правопорядка в государстве для любого цивилизованного общества является хорошо организованные, оснащенные силовые структуры. Российская Федерация не стала исключением и такой силовой структурой внутри страны являются внутренние войска МВД России, фундаментом которых выступают профессионально подготовленные разносторонне образованные офицерские кадры [2].

Известный общественный деятель и публицист М. О. Меньшиков в своей статье подчеркнул: «Подумайте: офицеры — душа армии. В действительности на них одних лежит оборона государства Российского». Офицер должен обладать пониманием политической культуры, общегосударственными и военными знаниями, иметь широкий кругозор и идейные позиции оставаясь постоянно надежным щитом своего Отечества [5].

Выдающийся полководец А. В. Суворов обязательным пунктом включал в обязанности каждого офицера изучение индивидуальных качеств воина, знание его способностей, уровня знаний и умений их применять на практике и передавать сослуживцам. Офицерам всех чинов предписывалось с первых дней прибытия молодого пополнения в подразделение «внушать солдатам любовь и привязанность к полку», укреплять в сознании позицию, что боевая слава и честь полка зависит от свершений каждого солдата и прибывает с ним постоянно и в ратном деле и на поле боя [9].

М. И. Драгомиров требовал от своих офицеров избегать «книжных слов», повседневно общаться и отдавать распоряжения наиболее доступным языком, на учебных занятиях и в боевой обстановке воспитывать веру солдат в боевой дух русского воина и его оружие, формирование сноровки в преодолении любых препятствий местности и т. д. Одним из основных убеждений М. И. Драгомирова считалось высказывание «кто не бережет солдата, тот недостоин чести им командовать» [6].

В современной России офицерские кадры для внутренних войск МВД России воспитываются в ведомственных высших военных учебных заведениях. С учетом современных задач, стоящих перед внутренними войсками, необходимо адекватно им совершенствовать профессиональную подготовку офицерских кадров. Особое внимание уделяется формированию коммуникативной культуры курсантов как будущих офицеров. За период прохождения обучения в военном институте внутренних войск МВД России курсант обязан, помимо овладения профессиональными навыками, развить в себе умения четко, грамотно, и объективно передать собеседнику (командиру, подчиненному или сослуживцу) информацию, необходимую для успешного выполнения поставленной служебно-боевой задачи [1, С. 113–117].

Анализируя специфические особенности порядка организации образовательного процесса и повседневной жизнедеятельности курсанта военного института внутренних войск МВД России следует отметить, что курсант в отличие от студента любого ВУЗа находится в постоянном психологическом напряжении. Это обуславливается определенным отрывом курсанта от привычного уклада жизни (перестройка режима питания и увеличением физических нагрузок), процессом адаптацией к новому окружения (воинскому коллективу), ограничением личного выбора передвижения и постоянного нахождения в окружении офицеров и наставником, профессорско-преподавательского состава осуществляющих контроль уровня овладения новыми знаниями на базе которых развиваются профессионально-значимые умения и навыки, в том числе и коммуникативные.

С учетом особенностей образовательного процесса в военном институте, коммуникативная культура курсанта рассматривается нами, как «...умение установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с подчиненными и сослуживцами» и предполагает наличие у курсанта военного института внутренних войск МВД России:

-          стремления постоянно повышать уровень собственной профессиональной и коммуникативной культуры, проводить рефлексию, развитие внутренней ориентированности на выстраивание эффективного взаимодействия с гражданами и сослуживцами;

-          ориентации на признание положительных качеств и значимости военнослужащего при выполнении поставленных задач, понимания и учета морально-психологического состояния каждого подчиненного в воинском коллективе, умения направлять подчиненный личный состав на совместную деятельность и достижения требуемого результата;

-          совокупности коммуникативных знаний и стремление приобретать новые коммуникативные знания;

-          конкретных коммуникативных умений применяемых в служебно-боевой деятельности в рамках установленных воинскими уставами правил взаимоотношения с соблюдением порядка подчиненности и социального статуса собеседника для грамотного и аргументированного донесения до последнего своего принятого решения;

-          владение профессионально-нормативной речью, исключающей лексические, орфографические другие нарушения искажающие восприятие и передачу профессиональной информации, умение предоставлять конструктивную обратную связь в процессе взаимодействия.

Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России выражается в его повседневной коммуникативной деятельности, другими словами в ходе взаимодействия с командирами (начальниками) и подчиненными в профессиональной плоскости передавая распоряжения и команды, в тоже время неформальном общении сослуживцами и гражданским населением в повседневной жизнедеятельности.

Для достижения наиболее эффективного взаимодействия и взаимоотношения с военнослужащими и гражданским населением в складывающихся ситуациях при выполнении служебно-боевых задач в ходе образовательного процесса у курсанта военного института внутренних войск МВД России формируются профессионально значимые коммуникативные знания, включающие в себя совокупность знаний норм, правил, приемов и методов общения их потенциала.

Успешное развитие коммуникативной культуры курантов требует не только высокого уровня овладения коммуникативными знаниями, но и сформированных на этой основе коммуникативных умений. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «коммуникативные умения» трактуется как: незавершенный навык [4]; направленную на достижение определенной цели деятельность, творческое действие, образующееся на основе развития знаний и навыков, понятие более широкое, чем навык [8]; элемент структуры коммуникативной компетентности [10, С. 216–220]; самостоятельная группа умений [3] и др. Иными словами умения — структурный компонент личности, сочетающий чувственные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества личности, формирующиеся и проявляющиеся в силу мыслительных, мнемонических, волевых, сенсомоторных и других действий, обеспечивая достижение поставленных целей деятельности не только в привычных, но и в изменившихся условиях ее протекания.

Опираясь на теоретические положения концепции общения, выстроенной Г. М. Андреевой и используя подходы Е. М. Алифаноной, А. К. Марковой, А. В. Мудрика, Н. В. Кузьминой, К. В. Левитана, М. И. Лисиной возможно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует курсанту военного института внутренних войск МВД России выстраивать продуктивное взаимодействие. В данный комплекс входят следующие умения: межличностной коммуникации; межличностного взаимодействия; межличностного восприятия. Первый вид умений включает в себя использование вербальных и невербальных средств общения, умение структурно излагать и без искажений передавать профессионально-значимую информацию и т. д. Второй вид умений представляет собой способность к установлению конструктивной обратной связи с подчиненными, оценки правильности понимания ими доводимого решения служебно-боевых задач. Третий вид характеризуется умением работать в воинском коллективе, воспринимать доводы подчиненных и прислушиваться к мнению, а также корректировать нежелательное поведение участников взаимоотношений, воздействовать на них таким образом, чтобы склонить их к своему решению.

Опираясь на теоретические исследования М. А. Паутовой [7] и др., а также анализируя профессиональную служебно-боевую деятельность офицера внутренних войск МВД России способствуют выявлению следующих групп коммуникативных умений курсанта военного института ВВ МВД России.

Умения планировать — умение прогнозировать, обоснованно проектировать с учетом профильных нормативных документов характер своих взаимодействий, направленных на выполнение служебно-боевых задач, а также специальных обязанностей.

Адаптационные умения — умение выстраивать коммуникативное взаимодействия с подчиненными и сослуживцами, умение корректировать свое поведение и перестроить взаимоотношения с субъектами взаимодействия с учетом непредвиденного изменения обстановки, либо складывающимися обстоятельствами.

Организаторские умения — умение сплотить воинский коллектив не ущемляя интересов подчиненных, создав благоприятную морально-психологическую атмосферу и стимулируя активное поведение и адекватную реакцию военнослужащих на выполнения поставленных служебно-боевых задач.

Управленческие умения — умение анализировать, мотивировать, осуществлять контроль за собственным морально-психологическим состоянием и соблюдением профессиональной лексики, преодолевать коммуникативные барьеры, контролировать развитие взаимоотношений и взаимодействия в подчиненном воинском коллективе.

Толерантные умения — умение конструктивно выстраивать взаимоотношения и взаимодействия с подчиненными и сослуживцами, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения и типа поведения.

Гностические умения — умение анализировать складывающуюся ситуацию, содержание и результаты служебно-боевой и повседневной деятельности каждого военнослужащего, достоинства и недостатки выполнения своих обязанностей по должности и выполнения задач подчиненными.

Таким образом, совокупность коммуникативных знаний и сформированных на этой основе коммуникативных умений и развитых коммуникативных навыков курсанта, как будущего офицера внутренних войск МВД России определяющихся характером выполняемой служебно-боевой деятельности способствуют обеспечению надежного и качественного выполнения поставленных служебно-боевых задач перед всем воинским коллективом.

Литература:

1.         Боровицкий А. М. Роль коммуникативной культуры курсантов в профессиональной деятельности (на примере военного института внутренних войск МВД РФ)//Профессиональное образование в современном мире. — 2013. — № 4 (11). — С. 113–117.

2.         Боровицкий А. М. Коммуникативная культура курсанта военного института внутренних войск МВД России как психолого-педагогический феномен//В Мире науки, культуры, образования № 2 (45) — 2014.

3.         Кукушин В. С.. Педагогические технологии: учебное пособие. Ростов н/Д: МарТ, 2002. 320с.

4.         Леонтьев А. Н.. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М. Политиздат, 1999. 304с.

5.         Меньшиков М. О. Письма к ближним. — СПб., 1908. — С. 778.

6.         Офицерская памятка: Мысли и афоризмы ген. М. И. Драгомирова о воен. деле. — Санкт-Петербург: тип. воен.-кн. маг. Н. В. Васильева, 1892

7.         Паутова М. А. Развитие коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. Дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Паутова Марина Аркадьевна; Место защиты: Сиб. гос. ун-т путей сообщ.- Новосибирск 2009. 213с.

8.         Платонов К. К.. Словарь терминов [Электронный ресурс] Режим доступа: htpp://www/uhr.rylindex/thesaurus-ja/4702,0 htul.

9.         Суворов А. В. Наука побеждать. — М.: Воениздат, 1987. — 39 с./ А. В. Суворов, П. А. Румянцев, М. И. Кутузов: документы и материалы. — Киев: Наукова думка, 1974. — 87 с.

10.     Чихачёв М. В. К вопросу о структуре коммуникативной компетентности личности// European Social Science Jornal = Европейский журнал социальных наук. 2013. № 6 (34). С. 216–220.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle