Библиографическое описание:

Иванова Я. Н. Образование в области экологической безопасности: предпрофильная подготовка школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 971-973.

С конца 60-х годов XX века внимание человечества привлечено к проблеме ухудшения экологической обстановки на планете. Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии изменения мировоззрения людей, изменения системы их ценностей, формирования экологической культуры среди широких слоев населения.

Ключевая идея современной трактовки понятия «экологическая культура» заключается в понимании единства экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленного на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой. В процессе формирования экологической культуры первостепенное значение принадлежит экологическому образованию. Цель экологического образования состоит в формировании экологической культуры на основе знаний о сущности экологических систем и путей их допустимого применения, понимания самоценности природы, необходимости ее сохранения для будущих поколений.

Вместе с тем на современном этапе возрастает и актуальность образования в области безопасности жизнедеятельности. «…Изучение содержания ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта — прим. авт.) показывает существенную значимость образования школьников в области безопасности жизнедеятельности, что отражено в требованиях к результатам освоения образовательной программы на личностном, метапредметном и на предметном уровнях» [2, с.37].

Экология и безопасность жизнедеятельности — сопряженные научные области. Одним из примеров такого сопряжения является экологическая безопасность — научное направление, относящееся и к экологической науке, и к науке о безопасности. Это означает, что образование в сфере экологической безопасности является составной частью и экологического образования, и образования в области безопасности жизнедеятельности. Актуальность вопросов интеграции школьного экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности подчеркивается рядом авторов (Костецкая Г. А., Vasileva T. V. и др.). При этом предлагается выделять единую образовательную область «экология и безопасность жизнедеятельности», как следствие такой интеграции [2, 3, 6].

Изучению вопросов экологической безопасности значительное внимание уделяется в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ). Содержание школьного курса ОБЖ основано на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды. Системный характер содержания и практическая направленность курса ОБЖ, возможность использования разнообразных организационных форм внеурочной и внеклассной работы с учащимися позволяют поставить образование в области безопасности жизнедеятельности в число приоритетных направлений развития современной школы.

Как вопросы экологической безопасности включены в содержание курса ОБЖ? Раздел учебной программы «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» предусматривает изучение опасных ситуаций, возникающих в природной, техногенной и социальной среде, правил поведения в природной среде, причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и способов выживания в таких случаях. Например, при изучении темы «Автономное существование человека в природе» в 6 классе учащиеся знакомятся с возможными случаями автономного существования человека в природных условиях, с проблемами по сохранению жизни и здоровья, возникающими при существовании человека в указанных условиях, и способами их решения. Тема «Нарушение экологического равновесия» (8 класс) направлена на ознакомление учащихся с видами загрязнений атмосферы, вод и почв, на изучение состояния природной среды района проживания, на обучение школьников способам защиты здоровья при нарушениях экологического равновесия.

Курс ОБЖ предполагает разнообразное использование краеведческого материала в процессе обучения, особенно при организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися: изучение радиационного фона на территории микрорайона и в помещениях школы, изучение состояния воздуха и водоемов экспресс-методами, мониторинг состояния природных объектов в местах проживания и т. д. Например, для регионов Санкт-Петербург и Ленинградская область является актуальным изучение на уроках ОБЖ вопроса о состоянии вод Финского залива как экологической проблемы северо-запада России.

Одно из направлений модернизации отечественного общего образования — введение профильного обучения. Профилизация обучения определяется необходимостью развития интересов учащихся в конкретной области знаний, их углубленного изучения, профессиональной направленности, что обусловливается социальным заказом общества. Подготовка к работе в профильной школе является важной составляющей профессионального образования будущих педагогов в области экологии и безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах Абрамовой В. Ю., Васильевой Т. В. и др. [1, 2].

Профильное обучение предполагает предпрофильную подготовку учащихся на завершающем этапе основной общеобразовательной школы. Профильное обучение и предпрофильная подготовка по экологической безопасности могут реализовать предметную интеграцию, которая позволит школьникам выработать целостную этико-экологическую позицию, подготовит учащихся к системному, научному восприятию мира и его экологических проблем, усилит у них потребности познания и активной природоохранной деятельности. Предпрофильная подготовка позволяет расширить область образовательных услуг для выпускников основной школы: увеличить долю самостоятельной работы с источником информации; увеличить количество видов учебной деятельности (подготовка и защита проектов, выпуск газет, участие в конкурсах, экскурсии, экспериментальная и исследовательская деятельность); создать условия для самопознания (психологические тесты и тренинги), для социализации личности.

В системе школьной предпрофильной подготовки ключевое значение имеют элективные курсы (или курсы по выбору учащихся). Они являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и последующих жизненных планов. Элективные курсы должны выполнять следующие функции: дополнять содержание профильного общеобразовательного учебного предмета (в качестве его «надстройки»); расширять содержание базовых общеобразовательных учебных предметов (в данном случае и экологии, и ОБЖ); удовлетворять познавательные интересы учащихся вне рамок выбранного профиля. Примеры тем элективных курсов в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности: «Какую воду мы пьем?», «Каким воздухом мы дышим?», «Природопользование», «Сохрани природу, а она сохранит Мир», «Безопасность продуктов питания».

Помимо элективных курсов, в предпрофильной подготовке школьников по экологической безопасности реализуются и другие формы обучения: внеклассная и внеурочная работа, экологические экскурсии. Внеклассная работа предполагает активную самостоятельную учебную деятельность школьников, что требует от педагога специальных профессиональных знаний и умений. Значимость профессиональной подготовки будущих педагогов к организации самостоятельной работы учащихся и методические аспекты такой подготовки нашли отражение в работах Р. И. Поповой, Т. А. Спицыной и др. [4, 5].

Среди видов внеклассной работы в педагогической практике популярны организация работы кружков, экологических клубов, групповая проектная и учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность в предпрофильной подготовке школьников занимает особое место. Цель такой деятельности — в приобретении учащимися исследовательских умений, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. В формате предпрофильной подготовки учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована, как в рамках элективных курсов, так и во внеклассной работе.

Экологическая учебно-исследовательская деятельность по своему содержанию является межпредметной. Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных курсов одной или нескольких образовательных областей. Межпредметное учебное исследование реализуется под руководством педагогов нескольких дисциплин. Такую работу могут совместно организовать, например, учителя ОБЖ, биологии и химии [5]. Как показывает педагогическая практика, целесообразно проведение ученических исследований, направленных на изучение экологических проблем района проживания, изучение состояния окружающей среды своего микрорайона, дома, школы. Большой интерес у школьников вызывает исследование качества питьевой воды, продуктов питания, загрязненности воздуха, радиационного фона и т. п.

Учебно-исследовательская деятельность школьников может быть организована как индивидуально, так и в малых группах, в том числе разновозрастных. При этом в педагогической практике отдается предпочтение групповым формам организации исследовательской работы учащихся. Результаты такой работы могут быть представлены на ученических конференциях, выступлениях на родительских собраниях, в местных газетах, издании информационных бюллетеней и т. д. Исключительно значимым для школьников является ознакомление с результатами их исследований администрации района проживания, руководителей заинтересованных предприятий. Такое ознакомление приводит к обсуждению с ответственными лицами реальных проблем и к разработке конкретных рекомендаций по улучшению состояния территории проживания.

Экологическая учебно-исследовательская деятельность школьников может осуществляться в рамках проектов, то есть выступать как составная часть проектной деятельности в школе. Часто такая деятельность организуется совместно с учреждениями дополнительного образования — домами творчества, экологическими центрами и т. д. Проектная деятельность не только содействует усилению познавательного интереса и мотивации учебной деятельности школьников, но и способствует развитию их коммуникативных умений, социализации и профессиональному самоопределению.

Таким образом, подготовка по экологической безопасности является неотъемлемой частью системы образования школьников в области экологии и безопасности жизнедеятельности. При этом важное место в такой системе должно быть отведено предпрофильной подготовке учащихся.

Литература:

1.         Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения //Молодой ученый, 2014. — № 2(61). — С.709–711.

2.         Васильева Т. В., Костецкая Г. А. Подготовка специалистов в области экологического образования в условиях многоуровневого обучения /Вестник Международной Академии наук //Материалы Международной конференции «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» /Специальный выпуск. — М., 2012. — С.109–111.

3.         Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. — № 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.

4.         Спицына Т. А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый, 2013. — № 8. — С.429–432.

5.         Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования, 2010. — № 5. — С.73–76.

6.         Vasileva T. V., Kostetckaia G. A. Education in the field of ecology and safety of vital activity: aspects of development //Journal of International Scientific Publications: Educational Alternatives, Volume 11, Part 3 /2013. — Published by Info Invest Ltd, Bulgaria, 2013. — P.76–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle