Библиографическое описание:

Кучеров Б. С. Любопытство как первоэлемент в развитии профессиональной самоактуализации // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 689-692.

Автор рассматривает процесс самоактуализации, как реализацию онтологической роли человека — центра перестройки бытия, а также взаимосвязь составляющих этого процесса с профессиональной деятельностью. Сущностными составляющими выделены: самовыражение, самоутверждение, самореализация. Их рассмотрение через призму профессиональной деятельности позволяет выделить профессиональную самоактуализации. Первоосновой самоактуализации рассматривается любопытство — психосоматическое проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса. Результатом исследования является вывод о необходимости внедрения профессионального любопытства, а также предоставления профессиональных путей для реализации самоутверждения и самовыражения в целях повышения профессионализма, и достижения полноты их жизни в существующих условиях.

Ключевые слова:самоактуализация, бытие, самовыражение, самоутверждение, самореализация, любопытство, намерение, интерес.

Лекарство от скуки — любопытство. Но лекарства от любопытства нет.

Дороти Паркер

В последнее время возрос интерес к проблемам самоактуализации личности в профессии. Это обусловлено высокой конкуренцией на рынке труда. Если человек занимается делом, которое ему по душе и вкладывает в это дело все свои знания, умения, навыки, он не только развивает их, но и качественно повышает степень своей профессиональной деятельности. С целью разобраться в особенностях этого процесса мы намерены затронуть в этой статье тему самоактуализации личности в профессии.

В теории С. Л. Рубинштейна человек представлен центром перестройки бытия, и его онтологическая роль состоит в том, что «субъект своим познанием и действием конструирует бытие» [1: 27]. В приложении к этой концепции идеи А. Х. Маслоу о самоактуализации, под которой он подразумевает потребность человека «... стать все более и более тем, кем он способен стать» [10: 2] мы находим, что в глобальном смысле самоактуализация является стремлением субъекта увеличить степень реализации себя в качестве центра перестройки бытия.

Перестройка бытия происходит в результате деятельности, и одним из мотивационных факторов активности являются потребности. А. Х. Маслоу иерархически структурировал все фундаментальные потребности человека [9]. Мы, в соответствии с его структурой потребностей, подразделили все виды деятельности субъекта, через которые субъект может конструировать бытие на:

1)                  деятельность достижения физиологически важных ценностей (физиологические потребности и потребность в безопасности);

2)                  деятельность достижения социальной значимости (потребности в любви, принадлежности);

3)                  деятельность, направленная на самоактуализацию (самореализация, самоутверждение и самовыражение личности).

Деятельность, описанная в первых двух пунктах приведенной выше классификации, в некоторой степени реализует онтологическую роль человека как «центра перестройки бытия». Однако наиболее полно, по нашему мнению, субъект может реализовать эту потенцию лишь в «самореализационном», «самоутверждающем» и «самовыражающем» виде деятельности. Рассмотрим «основы» такой деятельности более подробно.

Самовыражение, по нашему мнению, является врожденной потребностью субъекта в выражении внутреннего мира и привнесении его во внешний план бытия, то есть объективации себя в формах бытия. Этот процесс необходим для самопознания: формирования все более полного представления о своих сущностных особенностях. В связи с тем, что элементы самовыражения связывают внутренний мир субъекта, его «Я» и окружающую действительность, развитие таких связей, на наш взгляд, увеличит степень взаимодействия этих сред.

Деятельность, направленную на реализацию самоутверждения личности мы относим к третьему пункту нашей классификации в связи с тем, что зависит она от мировоззренческого выбора субъекта. Вслед за З. Фрейдом, К. Хорни и А. Адлером мы считаем, что самоутверждение — врожденное свойство человека, мотивационной доминантой которого выступает достижение максимальной полноты жизни, возможной в существующих условиях, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе [5]. Оно является и характеристикой, и закономерным следствием именно внутренней активности личности, несмотря на то, что хоть и в разной степени, но всегда связано с социумом, который необходим для выполнения сравнительной функции, и также для обоснования себя в пространстве бытия [14].

Самореализация же, является внутренним влечением личности к положительному развитию своего потенциала. К. Хорни считает, что когда это стремление нарушается (внешними, социальными, или иными препятствиями), человек становится невротиком, переживающим внутренний конфликт [7].

Мы считаем, что для динамичного развития процесса самоактуализации в человеке необходимо наличие и единство в формах реализации всех этих начал: как самоутверждения и самореализации, так и самовыражения.

Часто возникает проблема подмены понятий, когда рассуждая о самореализации, самоутверждении, или самовыражении, подразумевают процесс самоактуализации и наоборот. На наш взгляд, самореализация, самоутверждение и самовыражение являются лишь основными руслами для протекающего по ним глобального процесса самоосуществления (самоактуализации), но никак не отождествляют этот процесс.

Процессы самореализации, самоутверждения и самовыражения протекают одновременно в двух планах бытия субъекта. К первому, внешнему плану бытия, относится стремление человека применить себя в различных сферах жизнедеятельности: профессия, учеба, творчество, ремесленная деятельность, спорт, политика, общественная деятельность и т. д. Во внутреннем плане бытия происходит самосовершенствование человека: физическое, нравственное, интеллектуальное и духовное. Оба плана бытия взаимозависимы и изменяются под воздействием субъекта. Динамика их изменений, как мы считаем, отражает динамику процесса самоактуализации.

Самовыражение, самоутверждение и самореализация могут быть реализованы субъектом в совершенно разных сферах человеческой жизнедеятельности. Однако, многие люди большую часть своей жизни посвящают профессиональной деятельности. Это позволяет нам выделить особый вид самоактуализации: профессиональная самоактуализация.

Под термином «профессиональная самоактуализация», мы используем рабочие дефиниции А. Ю. Василенко, Л. Р. Шафигулиной и понимаем этот процесс как совокупность процессов:

1)      личностно-профессионального роста;

2)      профессионального самоосуществления;

3)      достижения социальной интегрированности через:

-               сознательное и целенаправленное выявление профессионально значимых качеств личности, их активизацию и творческого проявления в деятельности;

-               реализацию в труде общественных и личностных смыслов[2; 15].

Эти дефиниции, по нашему мнению, отвечают требованиям фундаментальных потребностей в рамках деятельности, описанной в третьем пункте нашей классификации.

Какой же механизм лежит в первооснове самореализационного русла самоактуализации? На наш взгляд это, в первую очередь, любопытство.

Любопытство порождает преднамерение и заинтересованность, которые в случае стечения обстоятельств (объективных условий) и субъективной предрасположенности, могут оформиться в намерения и интерес. После чего субъект вступает в борьбу за превращение намерения в действие. В случае, если это действие удовлетворит какую-либо из фундаментальных потребностей, то произойдет его закрепление в деятельности. Таким образом, в случае удовлетворения потенции самореализации и самоутверждения у субъекта может появиться новая возможность на пути к самоактуализации личности.

Здесь хотелось бы пояснить, каких взглядов на природу любопытства мы придерживаемся, каково его отличие от интереса, а также объяснить последовательность этих психических процессов.

С. Л. Рубинштейн под любопытством понимает тягу ко всему новому и анализирует данное явление как тенденцию манипулировать каждым познавательным предметом. Он считает любопытство проявлением ориентировочно-исследовательского рефлекса [13].

Эту точку зрения подтверждает мнение К. Д. Ушинского относительно того, что любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей субъекта области, и постепенно перерастает в любознательность. При этом, также, как и вслед за Д. И. Писаревым, мы рассматриваем «любознательность» в качестве синонимома «интереса» [11].

Для лучшего осмысления сути «любопытства» и его роли обратимся к лексическому значению этого слова, ибо как говорится nomina sunt consequentia rerum[1].

«Любопытный — кто любит допытываться, дознаваться до всего без надобности и пользы, старается узнать и увидеть все, без иной цели. Любопытствовать — желать узнать или увидеть что-либо. Любопытничать — быть любопытным, дознаваться и доискиваться до того, до чего нет дела» [4]. Здесь выявлены две особенности данного явления: стремление (желание) узнавать, «доискиваться», допытываться до чего-либо и стихийность этого процесса при отсутствии определенной цели познания.

Однако нельзя в достаточной мере приблизиться к пониманию одного из атрибутивных свойств всех разумных систем, через исследование только смыслового значения, обозначающего его слова. Любопытство — это живой процесс и несет в себе эмоциональную составляющую, а эмоция, как писал К. Г. Юнг: «... есть тот самый момент, когда сталь ударяет о кремень и выскакивает искра, поэтому эмоция является главным источником сознания. Без эмоции нет разницы между светом и темнотой или инерцией и движением» [6: 112]. Проявление любопытства имеет характерное яркое эмоциональное наполнение. Более того, ряд психолого-лингвистических исследований выявляют любопытство как одну из основополагающих координатных эмоций. Подобно любви, радости, страху, стыду и т. д. [12].

Е. Ю. Мягкова пишет: «Эмоции “сообщают нечто” о чем-то в нашем сознании, и эти репрезентации представляют собой интенциональные состояния» [12: 3]. Любопытство — производная ориентировочно-исследовательского рефлекса, а всякое рефлексивное состояние интенционально, т. е. направлено на некий объект. При этом интенциональность представляет собой структуру переживаний. Чем сильнее переживания (эмоции), тем к более резкому изменению соматических показателей (электрической активности мозга, функционированию кровеносной и дыхательной систем, превышению пульса) это приводит [3].

Этот факт указывает на задействованность в психическом механизме любопытства практически всех нейрофизиологических и соматических систем организма, которые влияют на организацию процессов мышления и деятельности, а также являются стимулом-побудителем (внутренним влечением, по К. Хорни) к развитию интереса и намерения одновременно в двух планах бытия субъекта [5; 8].

Реализация деятельности, сопровождающейся положительными эмоциями, приносит чувство глубокого внутреннего удовлетворения, что способствует её закреплению в сфере интересов субъекта. В обратной ситуации, если адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно, то возникает возможность развития психосоматических расстройств.

Когда человек начинает ощущать себя в привычной безопасности, т. е. когда он в достаточной мере ориентирован в пространстве бытия для решения ежедневных (привычных) задач. Взаимодействие с ориентировочно-исследовательским рефлексом в некоторой степени уменьшается, а соответственно и, следовательно, для субъекта возможна потеря связи любопытства о окружающей действительности. Это означает прекращение поиска новых путей для самореализации и самоутверждения личности, а соответственно и для её самоактуализации.

Подведем итог всем высказанным нами мыслям. Итак, любопытство — важнейший психоэмоциональный механизм, положительно влияющий на развитие и самоактуализацию личности; основанием которого является ориентировочно-исследовательский рефлекс. Поэтому, целесообразно утверждать, что для повышения профессионализма кадров в процессе их профессионального становления, необходимо направить усилия на «разжигание» профессионального любопытства в профессиональной деятельности и предоставить возможности для реализации потенций в самоутверждении и самореализации. Тогда, через профессиональную деятельность, человек получит возможность сделать свою жизнь максимально полной в существующих условиях, повысить профессионализм и реализовать онтологическую роль центра перестройки бытия.

Литература:

1.           Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна — М.: Наука, 1989. — 248 с.: ISBN 5–02–013315–9

2.           Василенко А. Ю. Самоактуализация личности как фактор профессиональной вовлечённости субъекта // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета, Тольятти, № 1 (8), 2012. — с. 83–87.

3.           Винник Д. В. Рефлексивные и интенциональные состояния сознания. Специфика и соотношение // Гуманитарные науки в Сибири, № 1, 2003. — c. 11–15.

4.           Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Дом Славянской Книги, 2011. — 3696 с.: ISBN 978–5-91503–149–3

5.           Деркач А. А. Акмеологический словарь — М.: РАГС, 2010. — 161 с.

6.           Зеленский В. В. Толковый словарь аналитической психологии — М.: Когито-Центр, 2008. — 336 с.: ISBN 978–5-89353–234–0

7.           Карен Хорни. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию — СПб: Б&К, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2000–318 с.: ISBN 5–88787–002–3

8.           Кэррол Э. Изард. Психология эмоций — СПб: Питер, 2007. — 464 с.: ISBN 5–314–00067–9

9.           Маслоу А. Г. Мотивация и личность — СПб: Питер, 2011. — 352 с.: ISBN 978–5-459–01029–9

10.       Маслоу А. Г. Самоактуализация — М.: Книга по Требованию, 2012. — 16 с.: ISBN 978–5-458–38050–8

11.       Меньшикова Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей // Вестник Томского государственного педагогического университета, Томск, № 1 (79), 2009. — с: 88–92.

12.       Мягкова Е. Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова — Курск: издательство: Курский государственный педагогический Университет, 2000. — 110 с.

13.       Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Питер, 2013. — 720 с.: ISBN 978–5-496–00617–0

14.       Сайкина Г. К. Самоутверждение личности как необходимый момент самоорганизации общества // Общество как система: самоорганизация, управление, менеджмент (соц.-филос.и эконом.вопросы), Казань, 1995. — с. 41–43.

15.       Шафигулина Л. Р. Качественные особенности самоактуализации личности молодого учителя // Казанский педагогический журнал, Казань, № 1, 2008. — с. 65–70.



[1] Имена суть производные от вещей (лат).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle