Библиографическое описание:

Логинова А. А., Онуфриева В. В. Профессиональное становление личности юношей и девушек в процессе обучения в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 700-701.

Актуальность данной проблемы определяется тем, что профессиональная деятельность играет важную роль в жизни каждого человека. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор, который соответствовал бы возможностям личности. Профессиональное самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

В настоящее время существуют специфические социально-психологические трудности в выборе своего профессионального будущего выпускниками школ. Специфичность этих трудностей связана с особенностями экономической ситуации в стране, обострением противоречий в общественном и индивидуальном самосознании, нестабильностью общепринятых социальных норм и критериев, формирующих систему ценностей в отношении профессии, все это затрудняет обоснованность профессионального выбора. Особенно остро проблема формирования профессионального самоопределения стоит в юношеском возрасте (16–18 лет), когда учащиеся должны принять решение о выборе профессии.

Эта проблема разрабатывалась рядом авторов: Ю. П. Поваренков, Л. М. Митина, А. Т. Ростунов, Т. В. Кудрявцев, Е. Ф. Зеер и т. д.

В работах Ю. П. Поваренкова исследуется подход о том, что профессиональное становление выглядит, как процесс формирования личности и деятельности профессионала [5].

В работе Л. М. Митинойосновополагающим в концепции является положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жизни. Л. М. Митина предлагает модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. Принципиальным для автора является отсутствие связи возраста личности и ее профессионального развития [2].

В работе А. Т. Ростунова при разработке концепции выдвинута задача создания эффективной системы управления формированием профессиональной пригодностью, под которой он понимает «совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, обеспечивающих наибольшую эффективность его общественно полезной деятельности и удовлетворенность своим трудом» [6].

В работах Т. В. Кудрявцеваособое значение при разработке стадиальной концепции придается кризисным ситуациям. По мнению автора, они обусловлены рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, изменением представлений о самом себе и построением новых [4].

Периодизация профессионального развития опирается на хронологический возраст индивида и ограничена временными рамками, что совпадает с представлениями Ф. Зеераопериодизации профессионального развития. В данной концепции в качестве основания для выделения четырех стадий профессионального развития используется социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности, что совпадает с представлениями о стадиальности В. Т. Кудрявцева. В общем, стадиальность профессионального становления Э. Ф. Зеера и Т. В. Кудрявцева имеют много общего.

Анализ психологической литературы показывает, что ведущие качества профессии социального педагога делятся на две подгруппы: общеделовые и профессионально-педагогические. К первой относятся: трудолюбие, энергичность, организованность в работе, деловитость, целеустремленность, настойчивость, инициатива, творческие способности и другие. В сущности, они нужны любому педагогу. Во вторую группу объединяются качества педагога-профессионала: знание педагогики и психологии, личное педагогическое мастерство [5].

Реализация социально-психологических функций зависит от наиболее представительной группы качеств — организаторских. Они разделяются на две подгруппы: администраторские и социально-психологические качества. В первую подгруппу входят те свойства личности педагога, которые необходимы для осуществления функций управления путем использования системы административных зависимостей, основанной на официально установленных правах и обязанностях, нормах и инструкциях. Во вторую подгруппу входят такие свойства личности как: умение анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать, принимать научно обоснованные решения, планировать, четко и ясно инструктировать, организовывать внутришкольный контроль, методическую и внеклассную работу, деятельность ученических организаций, родительского комитета, проводить собрания и индивидуальные беседы. [5].

Таким образом, обобщая точки зрения авторов можно утверждать,что личность социального педагога- психолога должна быть целеустремленной, настойчивой, инициативной, иметь творческие способности, быть решительной, твердой, уравновешенной, исполнительной и дисциплинированной, все эти признаки соответствуют социальному типу личности.

Целью эмпирического исследования являлось выявление профессиональной направленности личности студентов первого курса, личностных черт, оценивающих, готовность студентов к обучению по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика». Цель конкретизировалась путем постановки следующих задач исследования: провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального становления личности студента; выделить профессионально важные качества личности социального педагога; установить соответствие профессиональных качеств, направленности личности студентов выбранной профессии.

В качестве гипотезы исследования рассматривалось предположение о том, что личность может стать достаточно профессиональной в данной области, если будет присутствовать необходимый уровень мотивация, а так же склонность к профессии. В качестве объекта исследования рассматривалось профессиональная направленность личности студентов, а предметом выступало ее соответствие социально-педагогической профессии.

В исследовании участвовали студенты первого курса Владимирского государственного университета в количестве 28 человек: 3 юноши и 25 девушек, в возрасте 17–19 лет. Применялись методики: опросник ОПП Дж. Холланда, личностный опросник Р. Кеттелла 16 РF, методика ОТеЦ И. Г. Сенина.

На первом этапе исследования оценивалась профессиональная направленность студентов, для этого применялся опросник Дж. Холланда. Распределение типов личности представлено следующим образом: 72 %- социальный тип, 12 %- артистический, 12 %- предпринимательский, 8 %- интеллектуальный. Преобладающим у студентов является социальный тип личности, что соответствует литературным данным.

На втором этапе исследования выявлялись личностные качества студентов, выбравших профессию социального педагога, применялся опросник Р. Кеттелла 16 РF. Усреднение результатов в исследуемой группе показало, что преобладающими личностными чертами являются: смелость, предприимчивость, активность, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, стремление работать вместе с другими людьми. Но при этом имеется низкая самостоятельность и ориентация на социальное одобрение, т. е. студенты лучше себя чувствуют и предпочитают осуществлять деятельность вместе с группой. Сравнение полученных данных, имеющихся в литературе, показывает, что большая часть качеств соответствуют литературным данным.

На третьем этапе рассматривались мотивационные предпочтения и сферы их проявления у студентов, для этого применялась методика ОТеЦ И. Г. Сенина. В качестве терминальных ценностей студенты выделяют активные социальные контакты, которые предполагают реализовать в общественной жизни. Такая мотивационная установка соответствует профессии социального педагога и является основой для формирования профессиональной направленности личности студентов.

Таким образом, полученные в исследовании результаты позволяют верифицировать выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что личность может стать достаточно профессиональной в данной области, если будет присутствовать необходимый уровень мотивации, соответствующие профессии личностные качества и профессиональная направленность.

Существует дальнейшая перспектива разработки этой проблематики, которая может найти свое применение в плане рекомендаций по выбору профессии, при составлении программ тренингов, направленных на личностный рост, расширении коммуникативных навыков, взаимодействия, повышения стрессоустойчивости, дальнейшем формировании профессиональных качеств личности. На основе полученных результатов, можно проводить подобные мероприятия в школах, тем самым помогая в выборе профессии старшеклассникам.

Литература:

1.         Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1999.

2.         Личность и профессия: психологическое сопровождение и поддержка. /Под ред. Л. М. Митиной. — М., 2005.

3.         Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М., 2001.

4.         Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности /Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии: издается с 1955 года /Ред. А. М. Матюшкин,А. В. Брушлинский. — 1983. — № 2 март-апрель 1983. — с. 51–60.

5.         Поваренков Ю. П., 2002,Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М.: Изд-во УРАО, 2002.

6.         Формирование профессиональной пригодности/А. Т. Ростунов. — 1984.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle