Библиографическое описание:

Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.

Статья посвящена исследованию и интерпретации феномена личности и процесса личностного становления через призму синергетики.

Ключевые слова:личность, личностное становление, духовность, ценности, социальное творчество, социальная синергетика.

Article is devoted to research and interpretation of person and personal formation through the prism of social synergy.

Kew-words:person, personal formation, spirituality, valuables, social synergy.

Современное изменчивое общество имеет весьма разнородную структуру, предлагая современному человеку постоянно меняющиеся смыслы, ценности, стили поведения, связи, зависимости и др., число которых неуклонно возрастает. Все это делает процесс личностного становления нелинейным процессом. Вполне закономерно, что следуя за существенно изменяющимися условиями последнего, должны меняться и методы познания и исследования феномена личности и ее становления.

Как отмечает В. П. Шалаев, «глобальные проблемы современности, насущные проблемы общественной практики стали основной причиной выхода науки на новый виток интегративных поисков, в основе которых междисциплинарный подход, принцип дополнительности, логика интерпретаций и заимствований. В итоге, системно-синергетическая парадигма, связанные с ней методология и мировидение, есть адекватный состоянию современного общества отклик науки на актуальные вопросы человеческого бытия на рубеже ХХ-ХХ1 веков [13, С.200]. «Междисциплинарный синтез, интеграция и диалог наук (В. П. Шалаев) возможен в парадигмальном поле синергетики, одним из наиболее существенных свойств которого является «фронтальная полинаучная дисциплинарность, связанная со способностью вводить в диалог… все многообразие отраслей научных знаний и теорий по тем или иным вопросам, в т. ч. естествознание и гуманитарное знание, что характеризует ее как общенаучное направление» [14, С.186].

О проблематике, связанной с определением понятия личность и способами интерпретации данного феномена шла речь в нашей статье «Личность в центре философского дискурса». В ней говориться, в частности, о том, что личность — понятие расщепленное и всесторонне исследованное различными социальными и гуманитарными науками, поэтому необходим философский синтез, поиск общности, который даст основу для дальнейших исследований, сделает ее предметом мировоззренческого анализа [4]. «В противоположность направлению дисциплинарного расщепления познания синергетика, напротив, стирает существующие границы отдельных дисциплин. И тут может идти речь не только о синтезе гуманитарного и естественнонаучного подхода, но и — в более расширенном понимании — о синтезе разных моделей познания» [2, С.48].

Применение синергетической методологии в сфере гуманитарного познания обосновывалось такими учеными, как И. Пригожин, М. С. Каган, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, А. П. Назаретян, С. Гамаюнов и др. На наш взгляд, рост интереса к синергетике вполне объясним и неслучаен: авторы многочисленных публикаций, анализируя кризисные явления в различных сферах жизни российского общества, все чаще используют такие специфические понятия как:

-          система — единство элементов, подчиненных единой цели;

-          аттрактор — точка притяжения или цель, к которой стремится та или иная система;

-          бифуркация — раздвоение; момент развития системы, в котором она может поменять направление своего развития;

-          нелинейность — переход количества в качество, с появлением у исследуемой системы новых, до того не существовавших качеств;

-          когерентность — согласованное протекание любых процессов в системе (термин из физики);

-          хаос — в синергетике — часть жизненного цикла системы, условие ее развития;

-          антропный принцип — подход, выработанный в физике, математике, астрономии и философии ХХ века, приведший к пониманию неслучайности появления человека и связанный с идеей единства мира [11].

Что же может дать для понимания феномена личности синергическая методология? Как через эту призму видится сложный и противоречивый процесс личностного становления? Ответить на эти вопросы и является целью настоящего исследования.

Известно, что в рамках системного и синергетического подхода личность трактуется следующим образом:

-          личность — это живая нелинейная система, обладающая отличиями от небиологических линейных систем признаками жизни и своим поведением;

-          огромную роль в ее функционировании играют социокультурные факторы, воздействующие на все уровни системы. Личность — социально-интегрированная система;

-          личности присущ определенный набор механизмов саморегуляции, ведущую роль в котором играет управляющего фактора индивидуальная система ценностей личности; личность — саморегулирующаяся, самоуправляющаяся система;

-          личность способна «в процессах взаимодействия со средой к адаптивной самокоррекции и прогрессивной эволюции путем использования механизмов обратной связи» [9, С.4], т. е. это сложная самоорганизующая система, информационно упорядоченная; фундаментальными ее свойствами, как считает Э. С. Маркарян, являются: а) адаптивность, т. е. способность изменяться в соответствие с изменениями окружающей среды в целях самосохранения; б) руководствуясь определенными программами, активно стремиться к некоторому результату;

-          личность существует как компонент более высокой системы (общества) и ее функция не может быть рассмотрена в отрыве от нее. Между ними существует своеобразное динамическое равновесие. Всякое отклонение от него детерминирует активность системы «личность». Между личностью и обществом постоянно идет процесс обмена веществом, энергией, информацией (первое условие открытых самоорганизующихся систем);

-          личность — это система, становление которой характеризуется борьбой двух противоположных начал: стремлением к снятию напряжения, уравновешиванию взаимодействия с социальной средой, смягчению конфликта и восстановление прежнего уравновешенного состояния между индивидом и средой, но с другой стороны — поиском постоянного напряжения, постановкой и реализацией проектов, целей, задач, которые движут поведением личности. Борьба противоположных начал — условие развития личности (второе условие самоорганизующихся открытых систем). Это подтверждают и психологические исследования процесса развития личности: «В сложную структуру детерминации развития включается и диалектически противоречивое взаимодействие двух основных тенденций развивающегося психического — тенденции к устойчивости, к сохранению и воспроизведению уже сложившейся психологической системы (ее мотивов, целей, идеалов, ценностей) и тенденции к преобразованию, к качественному ее изменению, к формированию новых ценностей, планов, целей, свойств [1, С.16]

Все признаки личности, перечисленные выше в основных положениях синергетики: нелинейность, интегрированность, саморегуляция, самоуправление, открытость — характеризуют процесс личностного становления как процесс самоорганизации. Первый этап этого процесса — формальный аспект личностного становления — усвоение и воспроизводство уже существующего социального опыта, освоение в процессе воспитания определенных социальных ролей, адаптация к условиям культурной среды. Говоря другими словами, — это «одноплоскостное развитие», развитие в пределах одного и того же уровня» [1, C. 7]. Активность личности основана на осознании своих целей и мотивов, направлена на реализацию своих возможностей, раскрытие индивидуальных способностей, реализацию жизненных планов и задач. Целостность системы «личность» обусловлена подчинением всех элементов направленности. Чем устойчивее усвоенные личностью в процессе воспитания и адаптации ценности, тверже убеждения, идеалы, принципы, тем больше проявляется ее целостность и равновесие в системе «личность-общество».

Но в обществе постоянно происходят изменения, и это равновесие постоянно находится под угрозой нарушения. Адаптируясь к изменяющимся условиям, личность накапливает полезную информацию, повышает уровень своей организации, развивается. В этом смысле социальные изменения полезны для личности. Застой, отсутствие перемен-стрессоров во внешней среде неизбежно приводят, по мнению В. Н. Судакова, к регрессу личности [15, C.100]. Если изменения превышают возможности адаптивных механизмов личности, то они становятся источником напряжения. Личность переживает это как потерю смысложизненных ориентиров, разочарование в прежних целях и мотивах, негативное переосмысление имеющегося жизненного опыта и отношений, утрату идентичности (своего места в обществе и принадлежности к какой-либо социальной группе).

В сознании появляется «карта возможностей» — потенциальных путей развития, диапазон которых чрезвычайно велик: от высоких моментов творческого самовыражения до крайней степени деградации. В терминах синергетики это можно обозначить как хаос, «блуждание в эволюционных лабиринтах мышления и сознания» [6, C.111]; в результате «нарабатывается некий продуктивный ментальный мицелий (пересеченная, сложноорганизованная сеть ходов), который служит полигоном для свободного движения мысли, для ее выхода в иные измерения, на новые уровни» [6, C.113].

Прежняя целостная система «личность» утрачивает свою целостность, «рассыпается». Внутри нее происходит ревизия ценностей, пересматривается их статус в общей системе, они подлежат переоценке и переосмыслению, сравниваются и соотносятся с собственными возможностями (селекция и интеграция). Поведение личности в этот момент не соответствует прежним представлениям о ней, становится непредсказуемым и неожиданным. Обычные механизмы, детерминирующие поведение личности, дают сбой, и выбор одного из возможных путей развития зависит от флуктуаций. Флуктуации выводят личность на структуру-аттрактор и происходите ее самодостраивание. В бифуркационную фазу развития личности как сложной самоорганизующейся системы происходит выбор возможной дальнейшей траектории движения. Система «личность» утрачивает свои прежние качества, в ней распадаются сложившиеся связи и отношения, и формируется качественно новая личностная система. «Необходимы постоянный разброс и разнообразие элементов (подсистем), неурезанный, относительно противоречивый спектр индивидуальных и групповых интересов и действий, которые потенциально содержат в себе формы приспособления к различным вариантам будущего. Разнообразие обеспечивает гибкость системы, возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям. Разнообразие делает ее устойчивой к многовариантному будущему» [7, C.46]. В этой ситуации личность, на наш взгляд должна обладать духовным потенциалом, обладающим разнообразием элементов. Он является основой конструктивного выхода из кризисной ситуации.

Духовный потенциал формируется в процессе духовного становления личности. Источником его формирования является социокультурная среда: разнообразие духовной культуры общества, плюрализм ценностей, наличие в обществе альтернативных идеалов поведения и норм человеческих отношений, характеризующих культуру как сложное многоединство — с одной стороны; внутренняя духовная деятельность личности, способствующая формированию и расширению собственного духовного пространства — с другой. Общество может предлагать сколь угодно широкое разнообразие духовной культуры, ценностей и т. д., но если отсутствует «работа со смыслами» (В. Соловьев) внутри самой личности, духовное самостроительство личности, «духовное делание» (И. А. Ильин), то нельзя вести речь о духовном становлении личности в полном его понимании. Духовный аспект становления личности способствует тому, что «…пройдя через пестроту многообразия, человек может осуществить собирание самого себя на уровне, соответствующем изменившейся жизненной и исторической ситуации» [16, C.120].

Преодоление кризисной ситуации через призму духовного потенциала способно еще больше расширить и обогатить духовные возможности личности и выбрать ту доминирующую ценность, вокруг которой будет самодостраиваться, самосовершенствоваться и развиваться система «личность». На этом этапе процесс «перевзвешивания» заканчивается, и личность снова выстраивает свою целостность, отбрасывая все ненужное и располагая нужное в определенном порядке. «Происходит не просто объединение целого из частей, самоконструирование частей в целое, не просто проявление, «всплывание» более глубокой структуры из подсознания, а самовыстраивание целого из частей в результате усложнения этих частей [6, С.117]. Все это приводит к тому, что изменяется сама личность, ее идеалы, жизненные планы и цели.

Таким образом, духовный потенциал личности способствует конструктивному выходу из кризиса, мобилизации всех духовных сил личности, самообновлению и качественному изменению ее внутреннего мира, обретению ею новой формы целостности. «Неразрешимые ситуации несмотря (а точнее именно из-за) своей труднопереносимости и мучительности переживаний, оказываются подлинным богатством личности и средством ее развития… Они могут давать сначала «едва заметный» крен в развитии, который имеет следствием совершенной иную личность, чем та, которой она должна была стать… Он (человек) даже не «развивается», а именно изменяется, то есть преодолевает плоскостный, линейный и во много предсказуемый путь «развития», а обретает иные качества, иногда непредсказуемые» [5, С.60]. Это моменты своеобразного духовного созревания. Как считает Э. Эриксон, зрелая личность выходит из них «с усилившимся ощущением единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям», в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для нее людей» [17, C.100]. Такие моменты переживания бытия — это периоды синтеза личности, подобные творческому озарению.

Качественно новая целостная система «личность» проявляет произошедшие с ней изменения в своей деятельности и взаимодействии с другими. Начинается созидание человеком «таких форм общения и общественных отношений, а также таких их критериев и показателей, которые в совокупности обеспечивают максимальный простор для развертывания универсальной человеческой природы, продуктивно-творческих сил каждой человеческой личности и каждой социальной общности» (речь идет о социальном творчестве) [8, 109]. Но готова ли социальная система принять изменившуюся личность и взаимодействие с ней? Думается, что уровень такой готовности зависит от гибкости и открытости самого общества; от этих факторов зависит интенсивность новых противоречий, возникающих в нем. В совокупности создается новая почва для дальнейшего совершенствования обеих систем, для движения вперед. Общество нуждается в целостной, зрелой, духовно-развитой личности, а личность, в свою очередь, заинтересована в обществе, где ей не просто было бы комфортно, но где она могла бы максимально раскрыть свой жизненный потенциал, способствуя развитию, улучшению социальной системы.

Способность личности воздействовать на внешний мир зависит от уровня ее развития индивидуальности, одаренности и восприимчивости к внешним влияниям. Вот что говорит об этом Н. А. Бердяев и трудно не согласиться с ним, что все обозначенные нами изменения и переживания в кризисный период личностного становления свойственны не худшим, а лучшим людям: «Развитие мысли и утончение души сопровождается усилением страдания, большей чувствительностью к боли не только душевной, но и физической. Несчастье, страдание, зло… могут способствовать пробуждению внутренних сил. Без боли и страдания в этом мире человек опустился бы и животное в нем победило бы. Это заставляет нас думать, что страдание в этом мире не есть только зло, последствие зла и выражение зла» [3, С.292].

Итак, кризис закономерен, и сточки зрения синергетической теории — это бифуркационная фаза в процессе личностного становления, где определяется дальнейший путь развития. Для нее характерно предельное выражение хаоса, «смятение духа», борьба с самим собой. Здесь находится поворотная точка, и выбор дальнейшего пути во многом зависит от степени развитости духовного потенциала личности. Конструктивный выход из кризисной ситуации, в свою очередь, обогащает духовный потенциал, способствует его развитию, и дает новые возможности для взаимодействия с социальной системой, выстраивания новых взаимоотношений, социального творчества в самых различных его проявлениях. Негативное разрешение кризисной ситуации в процессе личностного становления, на наш взгляд в значительной степени связано с недостаточным уровнем духовного развития личности и способно привести к крайне негативным последствиям.

Таким образом, описание процесса личностного становления в терминах синергетической методологии позволяет дополнить философское осмысление процесса личностного становления существенными параметрами, детерминантами, способами интерпретации.

Литература:

1.         Анциферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона//Принцип развития в психологии. М., 1978;

2.         Багдасарян В. Э. Историческая миссия синергетики// Методологические основы социальной синергетики и ее социальные аппликации. Выпуск 1. М., 2010;

3.         Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого// Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993;

4.         Виноградова И. В. Личность в центре философского дискурса//Молодой ученый, 2014, № 2

5.         Воловикова М. И. О едва заметных различиях/ Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993;

6.         Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание//Вопросы философии, 1994, № 2;

7.         Князева Е. Н., Курдюмов С. П. синергетика: начала нелинейного мышления//Общественные науки и современность, 1993, № 2;

8.         Матвеева А. И. [и др.] Духовность, личность, социальное партнерство: социально-философский аспект. Екатеринбург, 2012;

9.         Маркарян Э. С. Культура как способ социальной самоорганизации. Пущино, 1982;

10.     Мухамеджанова Н. М. Личность в зеркале синергетики. Электронный ресурс: credonew.ru/concept/view/408/56;

11.     Никифорова А. Синергетика — это просто. Индивидуально-ориентированная учебная программа для студентов. СПб., 2008;

12.     Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986;

13.     Шалаев В. П. Синергетика социального управления: учебное пособие Йошкар-Ола, 2005;

14.     Шалаев В. П. Синергетика как поле парадигмальных поисков современного научного знания//Социальная синергетика: теоретические и практические аспекты, Йошкар-Ола, 2004;

15.     Судаков В. Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания личности. Свердловск, 1991;

16.     Человек и духовность (отв. ред. В. Г. Федотова). Рига, 1990

17.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle