Библиографическое описание:

Кулясова Ю. А. Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1053-1055.

Неблагополучие семей можно рассмотреть самостоятельным социально-психологическим феноменом, который выступает как фактор детей с девиантным поведением. Семейное неблагополучие — комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [3,с.57].

Семейное неблагополучие приводит к психической травматизации детей, агрессии, трудностям в сфере общения, увеличению правонарушений, педагогической запущенности. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль [2,с.138].

М. И. Рожков отмечал, что ребенок, который проживает в неблагополучной семье, несмотря на то, что имеет биологических родителей, фактически остается сиротой, потому что асоциальное поведение родителей, потенциал воспитания не реализуется, семья становится источником личностной психотравматизации [1,с.93].

Эти дети бывают часто скрытыми, недоверчивыми, свои истинные переживания и чувства сдерживают, самооценка занижена, идут на контакт с трудом с социально значимым взрослым, зачастую у них не сформированы навыки элементарного общения, они не контролируют своё поведение. В связи с этим выявление неблагополучных семей представляет собой важную и одновременно сложную задачу для социального педагога. Необходимо помнить, что у таких детей тип восприятия отличается от взрослых, они не фиксируют своё внимание длительное время, очень быстро устают. В результате этого методы традиционной социальной диагностики, такие как интервью, беседа становятся неэффективными, поскольку ребенку очень сложно выражать свое мнение, свои чувства и мысли в силу возрастных особенностей и эмоционального состояния.

Для изучения особенностей детей из неблагополучных семей нами было организовано стандартизированное наблюдение за поведением и взаимодействием младших школьников в свободной обстановке в условиях социально-реабилитационного центра. Наблюдение было проведено на основе таких показателей поведения детей:

1.      Эмоционально-преобладающего фона взаимодействия;

2.      Количественного, преобладающего вида агрессивных действий;

3.      Повода и частоты проявления обиды;

4.      Взаимодействие со сверстниками в своей группе.

В результате наблюдения за детьми выявилась группа школьников с повышенной тревожностью, конфликтностью, сложными взаимоотношениями в количестве 10 человек.

У детей преобладал негативный фон общения со сверстниками — частое недовольство, грубые крики, игнорирование действий и желаний партнеров и др. Именно такие ребята провоцируют конфликтные ситуации, обижают сверстников или обижаются сами, что показывает повышенный уровень тревожности, конфликтности, сложные взаимоотношения со сверстниками. Для проверки полученных результатов используется экспертная оценка социального педагога и воспитателей.

Для исследования восприятия ребенком внутрисемейных отношений и межличностного отношения была использована проективная методика — тест межличностного отношения Рене Жиля. Целью данной методики является изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношение с окружающими [4,с.116].

Анализ полученных результатов показал, что в отношении ребенка к окружающим доминируют отношения к матери (48,7 %), отношение к сестрам и братьям (23 %), а затем к отцу (18,1 %). Менее выражено отношение к дедушке и бабушке (10,2 %). В характеристике самих детей преобладает социальная адекватность поведения (79,7 %), наименее выражена закрытость (20,3 %).

Рис. 1. Результаты методики Рене Жиля

Для выявления типичных форм поведения ребенка в конфликтной ситуации была использована методика К.Томаса, позволяющая исследовать уровень и направленность конфликтности. Целью методики является изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации [4, с.116].

По данным тестирования можно сказать, что у детей в неблагополучных семьях наблюдается высокий уровень соперничества (37,3 %) и приспособления (32,1 %). А вот на компромисс (17,9 %) и сотрудничество (12,7 %) как выявилось дети из неблагополучных семей идут с трудом.

Рис. 2. Результаты методика К. Томаса

Для выявления уровня школьной тревожности была использована методика Филлипса, позволяющая определить уровень тревожности у ребенка. Цель методики заключается в изучении характера и уровня тревожности, связанной со шкалой у детей младшего и среднего школьного возраста [4,с.117].

Тест подразделяется на следующие шкалы:

-       уровень тревожности;

-       общая тревожность в школе;

-       переживание социального стресса;

-       фрустрация потребности в достижении успеха;

-       страх самовыражения;

-       страх ситуации проверки знаний;

-       страх несоответствовать ожиданиям окружающих;

-       низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

-       проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Рис. 3. Результаты методики Филлипса

Из представленной диаграммы следует, что у детей в неблагополучных семьях преобладает уровень тревожности в школе, в переживании социального стресса, самовыражения, боязнь в отношениях с учителями.

Обобщая показатели диагностического исследования следует отметить, что у детей в неблагополучных семьях наблюдается высокий уровень тревожности; низкий уровень приспособленности к окружающим; низкий уровень сотрудничества.

Это негативно сказывается на формировании личности ребенка и требует вмешательства грамотных специалистов, чьи усилия будут направлены на разработку комплекса мероприятий по снижению уровня тревожности и конфликтности. Создание ситуаций успеха, повышение самооценки и формирование позитивной мотивации позволяют ребенку стать более уверенным в себе. Использование поощрения и включения в конструктивное взаимодействие со сверстниками способствует достижению положительных изменений в личностном развитии.

Литература:

1.         Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.: табл. — (Коррекционная педагогика).— Библиогр.: с. 231–236.— ISBN 5–691–00588-X.

2.         Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.: ил. — (Психология для всех).— Библиогр.: с. 282–285.— ISBN 5–691–01083–2

3.         Т. И. Шульга. Работа с неблагополучной семьей./ Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2007. — 256 с. ISBN: 5–7107–8539–3

4.         Попова Е. А. Социальная диагностика детей из неблагополучных семей посредством проектно-графических тестов // Психология, социология и педагогика. — Январь 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/01/103 — ISSN 2309–1649

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle