Библиографическое описание:

Морозова Г. В., Журавлева И. В. Развитие налоговой системы России в условиях формирования инновационной модели экономического развития (на примере Республики Мордовия) // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 584-587.

На современном этапе развития экономики приоритетной задачей является ее инноватизация. Инертность и исчерпанность прежней модели экономики, имеющей преимущественно экспортно-сырьевую направленность, свидетельствуют о необходимости ее модернизации. Приоритетным направлением модернизации является рациональное встраивание в мировое сообщество путем переориентации на инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики. Налоговая система — сложное эволюционирующее образование, тесно связанное с развитием государства и экономики, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. В условиях рыночных отношений налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов. Более 20 лет прошло с того времени, как была создана налоговая система современной России. За это время кардинально изменились не только наша экономика, но и общество, претерпел также значительные преобразования и сам институт государства. Все эти изменения постоянно актуализировали задачу приведения налоговой системы в соответствии с непрерывно меняющейся социально-экономической обстановкой в стране. На данный момент развития экономики ее модернизация заявлена как одна из самых приоритетных задач, стоящих перед современным обществом.

Так, налоговая политика Республики Мордовия призвана служить инструментом обеспечения последовательного развития экономики республики, стимулирования инвестиционной деятельности и спроса на инновации. В соответствии с этим основными целями налоговой политики Республики Мордовия являются наращивание налогового потенциала и создание условий для стимулирования предпринимательского, инновационного и инвестиционного климата.

Льготы по налогам несут экономическую, стимулирующую и социальную функции. За счет высвобожденных, в результате снижения налогового бремени, финансовых ресурсов ряд предприятий смогли увеличить собственную материально-техническую базу, фонд оплаты труда, как за счет увеличения заработной платы, так и за счет увеличения количества рабочих мест, налогооблагаемую базу по налогам. Кроме того, предоставление льгот предприятиям развивающих направлений экономики улучшает инвестиционную привлекательность региона, что является одним из основных условий для его социально-экономического развития.

За 2012 г. оценка эффективности налоговых льгот Министерством финансов не была произведена, поэтому оценку произведем за 2008–2011 гг. В этот период объем предоставленных налоговых льгот в абсолютном значении увеличился на 792,23 млн. руб. или 97,3 %, достигнув в 2011 г. 1607,87 млн. руб. (таблица 1) [1–4]. Основными причинами такой динамики являются увеличение количества льготных категорий и рост налогооблагаемой базы по указанным налогам.

Таблица 1

Динамика суммы и удельного веса налоговых льгот в РМ в 2008–2011 гг.

Наименование показателей

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего предоставлено льгот, в т. ч.:

814,94

930,29

1228,07

1607,87

100,0

100,0

100,0

100,0

по налогу на прибыль организаций

54,74

37,93

57,98

52,21

6,7

4,1

4,7

3,2

по налогу на имущество организаций

754,51

877,39

1152,25

1533,54

92,6

94,3

93,8

95,4

по транспортному налогу

5,69

5,86

5,79

6,35

0,7

0,6

0,5

0,4

по налогу, взимаемого в связи с применением УСН

-

9,11

12,05

15,77

-

1,0

1,0

1,0

Наибольший удельный вес в структуре налоговых льгот (92,6–95,4 %) на протяжении всего исследуемого периода занимала льгота по налогу на имущество организаций. Причем за 2008–2011 гг. общий объем таких льгот вырос на 779,03 млн. руб. или более чем в 2 раза (таблица 2) и составил в 2011 г. 1533,54 млн. руб.

Таблица 2

Динамика изменения суммы региональных налоговых льгот в РМ за 2008–2011 гг.

Наименование показателей

Абсолютное изменение, млн.руб.

Темп роста, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

2011 г. к 2008 г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2011 г. к 2010 г.

2011 г. к 2008 г.

Всего предоставлено льгот, в т. ч.:

115,35

297,78

379,8

792,93

114,2

132,0

130,9

197,3

по налогу на прибыль организаций

-16,81

20,05

-5,77

-2,53

69,3

152,9

90,0

95,4

по налогу на имущество организаций

122,88

274,86

381,29

779,03

116,3

131,3

133,1

203,2

по транспортному налогу

0,17

-0,07

0,56

0,66

103,0

98,8

109,7

111,6

по налогу, взимаемого в связи с применением УСН

9,11

2,94

3,72

15,77

-

132,3

130,9

-

Льготой по налогу на имущество организаций пользуются в основном органы государственной власти РМ, органы местного самоуправления и учреждения, финансируемым из республиканского бюджета РМ и (или) местных бюджетов; производители и переработчики сельскохозяйственной продукции, не перешедшие на уплату ЕСХН; организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты РМ; предприятия, обновившие собственные основные фонды и др.

По налогу на прибыль организаций объем предоставленных льгот снизился за 2008–2011 гг. на 2,53 млн. руб. или 4,6 %, составив в 2011 г. 52,21 млн. руб. Наиболее востребована льгота была следующими льготными категориями: организации, реализующие приоритетные инвестиционные проекты РМ, осуществляющие в качестве основного вида деятельности финансовый лизинг, осуществляющие экспортные операции, пивоваренное производство.

Итак, оценка результативности проведения налоговой политики РМ посредством исследования выполнения еюстимулирующей функции показала, что в регионе применяются налоговые льготы по налогу на прибыль организаций, транспортному налогу, налогу на имущество организаций (занимают основную долю среди налоговых льгот) и налогу, применяемому в связи с применением УСН. Оценка динамики предоставленных льгот по указанным налогам за 2008–2011 гг. выявила рост их совокупного объема на 97,3 % (до 1607,87 млн. руб.), что было обусловлено увеличением льгот по всем налогам, за исключением льгот по налогу на прибыль организаций. Большинство льгот подтверждает свою эффективность и необходимы для дальнейшего стимулирования соответствующих производителей Республики Мордовия.

Особое место в системе косвенного регулирования (финансирования) регионального развития отводится налоговому стимулированию. Стимулирующая функция региональной налоговой политики должна реализовываться через эффективную систему инвестиционных налоговых и других фискальных льгот и преференций. Причем назрела необходимость применения новых подходов к их использованию.

Во-первых, целесообразно применять налоговые льготы инвестиционного характера на основе трехстороннего соглашения между налогоплательщиком, уполномоченным органом субъекта РФ и налоговым органом.

Во-вторых, необходимо увязать сроки использования инвестиционных льгот с показателями оценки их результативности (эффективности). Такая оценка должна осуществляться путем сравнения за 3–5 лет показателей нормативной (плановой) и фактической эффективности, рассчитываемых как отношение базового экономического показателя роста (увеличение реализации продукции и т. д.) к сумме потерь бюджета от применения налоговой льготы.

В-третьих, следует провести соответствующую работу по оценке целесообразности налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных законодательством субъектов РФ, в том числе применение инвестиционной льготы по налогу на имущество организаций и срок ее использования. Для инвесторов со средними и незначительными объемами капитальных вложений наличие налоговых льгот является более существенным: в этом сегменте возрастает роль налоговых преференций в механизме привлечения инвестиций.

В-четвертых, в целях поддержки инновационной деятельности следует освободить на три года от налога на имущество энергоэффективное оборудование. Однако, эту льготу придется принимать на федеральном уровне, поскольку у регионов мало заинтересованности в уменьшении своей налоговой базы.

В-пятых, для повышения роли налога на прибыль в стимулировании регионального развития можно предложить следующие меры:

-              использовать коэффициент 3, повышающий нормы амортизации при ее исчислении нелинейным способом по высокотехнологичному оборудованию, используемому для технического перевооружения и модернизации производства, по оборудованию, предназначенному для разработки и внедрения инновационных технологий и инновационных продуктов, а также разрешить налогоплательщикам не возвращать примененную амортизационную премию в отношении названного выше оборудования, увеличив ее размер с действующих 30 % до 50 % сумм амортизации;

-              установить для участников региональных инновационных кластеров, участников долгосрочных региональных целевых программ и участников венчурного финансирования минимально допустимую региональную налоговую ставку — 13,5 %;

-              применить к отдельным налогоплательщикам (по решениям, согласованным на федеральном уровне), участвующим в реализации на территории субъекта РФ федеральных адресных инвестиционных целевых программ и ведомственных целевых программ инновационного направления, порядка полного освобождения от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет (налоговых каникул);

-              освободить от налога на первые 5 лет научно-производственные, научные и инновационные малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

В-шестых, для целей развития малого предпринимательства в регионе необходимо для его субъектов, перешедших на упрощенную систему налогообложения, во-первых, снизить ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 14 %; во-вторых, установить для малых инновационных, научных, научно-производственных предприятий ставку единого налога в размере 0 %.

Решение о предоставлении налоговых преференций не может распространяться на все производственные предприятия, поэтому требуется определить отраслевые приоритеты. Для большей информационной прозрачности регионы должны публиковать информацию о перечне перспективных территорий, что позволит быстрее и с меньшими издержками выбирать площадку для реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, налоговая система не может эффективно функционировать длительное время в неизмененном виде. Изменения в экономике страны, в финансовой политике государства требуют проведения соответствующих преобразований и в налоговой системе. Эффективность функционирования налоговой системы заключается в адаптации ее к экономическому положению страны, в благоприятном воздействии на экономическое развитие страны.

Литература:

1               Оценка эффективности налоговых льгот 2008 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Мордовия. — Режим доступа: http://mfrm.moris.ru/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,39/Itemid,54.

2               Оценка эффективности налоговых льгот за 2009 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Мордовия. — Режим доступа: http://mfrm.moris.ru/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,57/Itemid,54.

3               Оценка эффективности налоговых льгот за 2010 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Мордовия. — Режим доступа: http://mfrm.moris.ru/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,39/Itemid,54.

4               Оценка эффективности налоговых льгот за 2011 год [Электронный ресурс] // Министерство финансов РМ. — Режим доступа: http://mfrm.moris.ru/ component/option,com_docman/task,cat_view/gid,57/Itemid,54/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle