Библиографическое описание:

Данилова С. В., Максимов М. С. Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 496-500.

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости. В работе описаны современные способы и инструменты повышения доходов местных бюджетов.

Ключевые понятия: местный бюджет, доход, инвестиции, муниципальное унитарное предприятие, бюджетный кредит, муниципальные заимствования.

В Российской Федерации по данным на 2012 год 87 % субъектов федерации имеют дотационное обеспечение, из них 59 % находятся в первой группе бюджетного выравнивания[1]. Дотационность консолидированного бюджета субъекта РФ свидетельствует о том, что большая доля муниципалитетов, входящих в его состав, не обеспечены собственными доходами и также являются дотационными. Кроме того, даже в регионах, не входящих в список дотационных, наблюдаются муниципальные образования, не способные обеспечить себя собственными доходами в полном объеме, что подтверждается данными таблицы 1.

В таблице представлены исполнения бюджетов городских округов входящих в состав различных субфедеральных территорий, с отличными экономико-отраслевыми спецификами. Так, например, город Нижневартовск подведомственен Ханты-Мансийскому Автономному Округу — Югре, не входящего в реестр дотационных субъектов. Однако бюджет данного города до 2012 года имел дефицит и около половины доходов бюджета сформировано за счет межбюджетных ассигнований. Все это свидетельствует о недостаточности собственных средств муниципального образования.

Аналогичная ситуация складывается и с бюджетом города Хабаровск, входящего в состав Хабаровского края, консолидированный бюджет которого на 50 % состоит из дотационного обеспечения.

Данные бюджета города Санкт-Петербурга свидетельствуют о том, что данная проблема не чужда и бюджетам городов федерального значения, относящиеся, согласно Бюджетному кодексу, ко второму уровню бюджетной системы РФ.

Таблица 1

Исполнение бюджетов некоторых городских округов Российской Федерации в 2010–2012 гг., в млрд. руб.[2]

Показатель

2010

2011

2012

Нижне­вар­товск

Санкт-Петер­бург

Хаба­ровск

Нижне­вар­товск

Санкт-Петер­бург

Хаба­ровск

Нижне­вар­товск

Санкт-Петер­бург

Хаба­ровск

Доходы

11,3

313,8

12,1

13,3

358,4

11,8

13,1

373,5

14,8

из них МБТ

5

32,6

4,2

6,8

36,9

3,5

6,3

46,8

7,4

Расходы

13,4

324,8

12,5

13,5

361,8

12,6

13,01

375,7

15,3

Дефицит/

профицит

-2,1

-11

-0,4

-0,2

-3,4

-0,8

0,09

-2,2

-0,5

Доля МБТ в доходах

44 %

10 %

35 %

51 %

10 %

30 %

48 %

13 %

50 %

Иными словами, одна из основных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления — это ограниченность бюджета в денежных ресурсах, что не только замедляет развитие муниципалитета, но и зачастую не позволяет покрывать текущие нужды в полном объеме.

В настоящее время доходы бюджетов муниципальных образований складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Поскольку местные бюджеты имеют двухзвенную систему: бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений, а также бюджеты городских округов, на территории которых не создаются другие муниципальные образования, то доходы местных бюджетов следует рассматривать в трех аспектах: доходы бюджетов городских и сельских поселений, доходы бюджетов муниципальных районов и доходы бюджетов городских округов.

Налоговые доходы, подлежащие зачислению в местные бюджеты, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Налоговые доходы местных бюджетов, в % от поступлений[3] [1]

Налог

Тип местного бюджета

Городские и местные поселения

Муниципальные районы

Городские округа

Налоги, закрепленные за бюджетами органов местного самоуправления

Земельный

100

100*

100

На имущество физических лиц

100

100*

100

Отчисления от федеральных и региональных налогов

НДФЛ

10

20

30

НДФЛ

30*

Специальные налоговые режимы

ЕСХН

35

35

70

ЕСХН

70*

ЕНВД

100

100

Зачисляется в полном объеме по месту администрирования

Государственная пошлина

100

100

100

*взимаемого на межселенных территориях

Из таблицы видно, что непосредственно закрепленными за доходами местных бюджетов являются только два налога, в среднем формирующих лишь 10–13 % всех налоговых доходов. В целом все налоговые поступления в бюджеты органов местного самоуправления формируют порядка 40–43 %, что явно является недостаточной величиной для финансирования расходов, связанных с реализацией закрепленных полномочий.

Рассмотрим механизм формирования доходов по неналоговым источникам. Неналоговые доходы местных бюджетов закреплены ст. 41, 42, 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Таблица 3

Неналоговые источники доходов местных бюджетов, в % от поступлений[4] [1]

Источник

Бюджеты городских и местных поселений

Муниципальных районов

Городских округов

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных

100

100

100

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных

100

100

100

доход от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями

100

100

100

часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

по факту

по факту

по факту

плата за негативное воздействие на окружающую среду

40

40

за пользование водными ресурсами

100

100

до разграничения государственной собственности на землю доходы от передачи в аренду, продажи прав на заключение аренды, а также от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены:

— в границах поселений

50

50

— в границах межселенных территорий муниципальных районов

100

— в границах городских округов

80

доходы от передачи в аренду, продажи прав на заключение аренды, продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с указанными земельными участками поступают в бюджеты

40

50

50

Штрафы

— за нарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в бюджеты муниципальных районов и городских округов по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа)

50

50

50

— за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

50

50

—иные

100

100

100

В большинстве случаев указанных выше доходов не достаточно для покрытия расходных обязательств муниципальных образований. Для выравнивания платежного баланса вышестоящие звенья бюджетной системы передают в доходы органов местного самоуправления следующие отчисления: дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; субсидии — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета; субвенции — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки [1].

Однако с учетом даже этих поступлений большинство местных бюджетов закрываются с дефицитом, покрываемым за счет следующих средств:

-          муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

-          кредиты, полученные от кредитных организаций;

-          бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-          поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

-          изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета [1].

Решение исследуемой проблемы лежит через увеличение доходов бюджета.

Увеличение доходов может происходить по двум направлениям:

во-первых, через увеличение налоговых поступлений;

во-вторых, по средству увеличения неналоговых доходов.

Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер. Это связано, в первую очередь, с сильной правовой ограниченностью местных бюджетов в налоговой сфере; во вторую, увеличение налоговых ставок вызовет отрицательный общественный резонанс. Вследствие этого органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет лишь по средству возврата недоимок.

В современных условиях реальное решение данной проблемы осуществимо через увеличение поступлений по статьям неналоговых доходов, главным отличием которых от налоговых доходов является отсутствие законодательной базы администрирования. В этой связи, поступление неналоговых доходов зависит от инициативности и находчивости органов местного самоуправления.

Одним из возможных путей увеличения от неналоговых источников может быть увеличение поступлений от имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности и земель собственность на которые не разграничены.

Управление данными видами имущества осуществляется разными подразделениями исполнительной власти. Такая данность затрудняет администрирование денежных средств, в связи с рядом причин: не выработана единая система оценки объектов, учета арендаторов и взимания рентных платежей; отсутствие механизмов реального воздействия на неплательщиков.

Упорядочение организации администрирования данных доходов сопряжено с реорганизацией управленческого механизма и выработкой единых методических подходов к формированию рентных платежей. В расчет величины арендной платы следует закладывать величину стоимости объекта, оцененной в соответствии с федеральным стандартом и законом об оценочной деятельности. Кроме того, для расчета величины арендной платы необходимо закладывать регулирующий коэффициент. Повышающий коэффициент должен применятся для более доходного имущества — высокоплодородных земель; строений, находящихся в центре города и имеющие удобные подъезды и т. д. Для менее доходного имущества, например, передача целинных земель в пользование инвесторов на арендной основе — понижающий.

Кроме того, необходимо ускорить разграничение государственной собственности на земли собственность на которые не разграничена. Это позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета и как следствие этого увеличить доходы бюджета.

С целью увеличения доходов бюджета необходимо усилить контроль за уплатой арендных платежей и ужесточить административную ответственность (см. таблицу 4).

Таблица 4

Объем недополученных арендных платежей в бюджет города Нижневартовска в 2010–2012 гг[5], в тыс. руб. [3]

Статья

2010

2011

2012

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (по договорам социального найма)

113,2

252,9

81,7

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений)

0,1

0

0

Итого

113,3

252,9

81,7

По данным таблицы видно, что бюджет города ежегодно недополучает суммы арендных платежей, безусловно, в общем объеме доходов их доля не значительна. Однако для дотационного бюджета в условиях государственной политики повышения самостоятельности местных бюджетов, необходима максимальная мобилизация доходов.

Кроме того, считаю, что разграничение собственности на землю, инвентаризация земельных участков, упорядочение системы кадастров так же приведет к увеличению собственных доходов бюджета.

Также необходимо провести реструктуризацию муниципальной собственности в части муниципальных предприятий. Реализация данного пути лежит через отчуждение неэффективных предприятий при сохранении прибыльных активов.

В настоящее время наблюдается сокращение величины муниципальных унитарных предприятий через приватизацию, ликвидацию и укрупнение в форме присоединения убыточных муниципальных предприятий к более рентабельным. Данная тенденция прослеживается во многих муниципалитетах страны в связи с вступлением в силу Федеральных Законов № 178- ФЗ от 30 ноября 2001 года «О приватизации государственного имущества» и № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (см. таблицу 5).

Таблица 5

Численность унитарных предприятий в городе Нижневартовске в 2009–2012[6] [3]

Показатель

2009

2010

2011

2012

На начало года

16

14

12

12

Изменения

1-признано банкротом;

1-казенное предприятие реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение

Присоединение двух унитарных предприятий;

1-преобразовано в акционерное общество

1-ликвидировано;

1-реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение

На конец года

14

12

12

10

Реформирование процедуры управления МУПами должно производится целенаправленно и осуществляться посредством передачи части контрольных компетенций в области производственной деятельности именно отраслевым муниципальным исполнительным органам власти, а также в обязательном порядке с помощью введения системы краткосрочного планирования — бюджетирования. Внедрение системы бюджетов по основным расходным статьям муниципальных унитарных предприятий обеспечит эффективность контрольной деятельности [2].

Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества. Например, передача в долгосрочную аренду земельных участков или объектов нежилого фонда с правом последующего выкупа, но данная процедура должна реализовываться на торгах. Договора аренды муниципального имущества следует ставить под особый контроль органов исполнительной власти, так как возможна последующая передача имущества в субаренду по завышенным расценкам и дальнейшее его использование по нецелевому назначению [2].

Одним из слабо используемых способов роста доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, так как не сформировано действенных инструментов направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Однако общеизвестно, что инвестиции в производственные проекты, объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост не только неналоговых доходов бюджетов, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий должно осуществляться с учетом прогнозов развития на долгосрочную перспективу, так как отсутствие перспектив не создаст фундамента для эффективной реализации инвестиционных проектов.

Повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований следует одновременно осуществлять в нескольких направлениях, каждое из которых предполагает применение особых методов и инструментов.

Общераспространенными в теории и практики государственной и муниципальной инвестиционной политики способами улучшения инвестиционного климата являются:

1)        внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот;

2)        привлечение органов местного самоуправления к реализации востребованных инвестиционных проектов за счет использования бюджетных источников финансирования инвестиций и размещения муниципальных займов;

3)        участие в инвестиционных программах субъектов предпринимательства путем использования муниципально-частного партнерства и элементов самообложения юридических и физических лиц. [2].

Таким образом, наполнение бюджетов муниципалитетов доходными источниками — это актуальная и сложная проблема, требующая разрешения не только на местном уровне, но и участия субфедереальных органов власти. Ограниченность доходов местных бюджетов связанная с нормами Бюджетного кодекса РФ, но данная ситуация в большей степени затрагивает налоговые доходы. В формировании неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают большими полномочиями, что позволяем им повысить эффективность и собираемость доходов от использования муниципальной земли и объектов недвижимости.

Литература:

1.                  Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.01.2014 г.)

2.       Куцури Г. Н. Управление неналоговыми доходами муниципальных образований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/uecs-38–382012/item/1017–2012–02–09–10–43–43 (дата обращения 12.02.2014 г.)

3.       Официальный сайт администрации и Думы Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.n — vartovsk.ru (дата обращения: 15.03.2014).



[1] Рассчитано авторами на основе данных представленных на официальном сайте Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL:  http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/09/ Rezultaty_raspredeleniya_dotatsiy_na_vyravnivanie_budzhetnoy_obespechennosti_na_2012-2014_gg..pdf (дата обращения 12.12.2013 г.)

[2] Рассчитано авторами. Данные приведены на основе официально публикуемых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

[3] Составлено авторами.

[4] Составлено авторами.

[5] Данные приведены только по городу Нижневартовску по причине того, что данная информация указывается только в детализированном бюджете, а на сайтах Администраций муниципалитетов публикуется лишь укрупненный вариант исполнения бюджета.

[6] Данные приведены только по городу Нижневартовску по причине того, что анализируемая информация не является обязательной для публикации на сайте Администрации и предназначена для внутренних пользователей. Однако описанная тенденция подтверждается публикациями Администраций о проведении акционирования МУПов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle