Библиографическое описание:

Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1189-1192.

Современный мир требует активного, инициативного и востребованного гражданина, а педагогика должна следовать этой цели. Дети требуют большого внимания к себе, им необходим практический момент изучения учебного материала, поэтому преподаватели ищут и применяют разные методы, но особенно интересен метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности.

Метод проектов разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Джоном Дьюи, его учеником В. Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. русский педагог С. Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов [1].

В наше время метод проектов стал самым популярным и эффективным в образовании и нацелен на воспитание активной, инициативной личности.

Целью проектной деятельности является:

-       понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов;

-       повышение мотивации учащихся при выполнении заданий;

-       развитие творческих способностей;

-       формирование чувства ответственности;

-       развитие коммуникативных способностей в групповой работе;

-       создание условий для сотрудничества между учителем и учащимися.

Теперь понятно, что учителя русского языка и литературы считают одной из наиболее эффективных форм работы, формирующих личность учащегося, развитие его способностей, умение договариваться и сотрудничать со всеми субъектами учебного процесс, именно метод проектов. В технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод принадлежит к числу наиболее эффективных.

Сложнее всего определиться с темой проекта, нужно сделать все, чтобы ребятам было интересно работать в этой теме, чтобы она была актуальной и значимой в теме урока. Эта тема, представленная односторонне в школьном курсе или дающая только общее представление о каком-либо явлении, или это может быть только один из аспектов темы, то есть такая тема и вытекающие из нее проблемы, решение которых невозможно найти в учебнике [2].

Что же может стать содержанием исследования по литературе?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. На уроке презентации дают возможность визуально воспринимать материал и точнее понимать его или дополнительно узнать что — то. Во время работы над проектом ребята дополнительно прикасаются к тому или иному материалу, то есть вольно или невольно изучают сопутствующие темы, что расширяет знание и кругозор учащихся.

Иначе обстоит дело с исследованиями по русскому языку. Изменения в языке происходят очень медленно, и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват.

Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста.

Но при сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, на мой взгляд, является проектной методики в урок, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы.

Конечно, подобное решение требует от педагога особо тщательной подготовки при организации проектной деятельности. Тема, которая выносится на проектирование, в данной ситуации должна быть посильной, и ее исследование не должно требовать слишком объемной работы, что связано с краткими сроками выполнения. Но проект от этого не проигрывает, так как первостепенное значение имеет не совершенное школьниками открытие «мирового масштаба», самым главным будет овладение ими навыками исследовательской работы, предусматривающей определенную последовательность действий, умение ориентироваться в огромном мире информации, действовать в команде и самостоятельно, вырабатывать собственное мнение, представлять результаты своего труда.

Из основных видов проектов обучения языку и литературе можно взять следующие:

1.                  Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы.

2.                  Мини-исследование.

3.                  Индивидуальный проект.

Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей учащегося теме и подходящий для индивидуальной работы. Например, при изучении романа — эпопеи Л. Н. Толстого была дана тема: «Кутузов и Наполеон в романе». Необходимо было выписать из текста описания героев, смешать их под номерами и предложить остальным учащимся на уроке определить о ком идет речь. Еще проект — интервью с Наполеоном и Кутузовым. Такой тип проекта предполагает знание текста, умение с ним работать и тонко «вмешаться» в текст, точнее понять содержание.

У. –М. И., во время Бородинского сражения вы говорили заведомо неправду, что французы отбиты везде, почему?

К. — Вы понимаете, что такое паника? «Солдаты и офицеры должны быть уверены в положительном исходе сражения, иначе — поражение».

У. — М. И., Вы после Бородинского сражения упомянули турок.

К. — Да, я сказал: «Будут они, т. е. французы, лошадиное мясо жрать, как турки». И я оказался прав.

У. — Надеялись ли Вы разбить Наполеона?

К.- «Разбить — нет, а обмануть — надеялся».

У. — Как?

К. –Чем дольше пробудет Наполеон в Москве, тем вернее наша победа.

У. — Какую роль вы отвели Тарутинскому маневру?

К. — «Ну, теперь отступлению конец. Дальше ни шагу назад. Тарутино должно войти в историю не только России, но всей Европы, а река Нара станет для Наполеона тем же, чем была для Мамая Непрядва».

У. — В чем вы видели спасение России после Бородинского сражения?

К. — На военном Совете мне пришлось принять очень тяжелое, но единственно правильное решение — отступление. «Необходимо было сохранить армию, восполнить потери и освободить и Москву, и Россию от врага».

У. — Вы, после того, как побежали французы, сказали солдатам добрые слова, поблагодарили их за трудную и верную службу… и пожалели французов?

К. — Да, я сказал, что трудно им, но недолго осталось. «Выпроводим гостей, отдохнем тогда. Вам трудно, да все же вы дома; а они — видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».

У. –И последний вопрос: «Почему вы не пошли с армией в Европу? Вы прогнали Наполеона, нужно было его разбить?»

К. — Нет, «я выполнил свой долг — прогнал Наполеона с земли русской, а дальше — не мое дело».

Считается, что последний тип — проект на основе работы с литературой — является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т. д. [3].

На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка. Проводился урок русского языка на тему: «Художественные и изобразительные средства языка на примере стихотворения Б. Пастернака «Февраль». На основе этого стихотворения писались синквейны. Результаты были интересные, например:

1.      Февраль

2.      Черный, предвесенний.

3.      Оттаивает, течет, плачет.

4.      Напоминает о приближающейся весне.

5.      Предвестник марта.

При изучении темы «Фразеологизмы» даю по нескольку фразеологических оборотов и делю класс на группы, они готовят материал из словарей, интернета, учебников, собирая материал о происхождении фразеологизма, создание рисунков по данному фразеологизмов.

Работу над проектом начинаем на занятиях, дети продолжают ее дома, а презентация осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. Если слабый обучающийся в состоянии изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы, а сильный сумел сделать «маленькое открытие», значит, цель достигнута.

Учителя — словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности.

Примерами проектов по языку и литературе, использующимися как форма внеурочной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовки творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т. п. Ребята с удовольствием пробуют себя творчески, так прошло мероприятие в форме литературной гостиной: «Я верю в чистую любовь», посвященное творчеству русских поэтов 19 века. Ребята предложили сделать главным героем одного из них, студент, не признающий и не понимающий поэзию, попадает на бал во сне и знакомится с жизнью и творчеством поэтов. Ребята — артисты не только читали стихотворения, но и танцевали на балу, изучили и использовали этикет 19 века, нашли наряды, придумали прически. Интерес к литературе появился не только у участников, потому что после мероприятия возникло много вопросов у учащихся — зрителей по творчеству, личной жизни поэтов, желание узнать побольше об их жизни и творчестве. Цель была достигнута: через себя ребята приняли и поняли учебный материал.

Вывод: проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Ребята любопытны, хотят реализовать свои способности, а проектная работа позволяет исключить формальный характер изучения языка и литературы и активизировать учащихся для достижения практического результата. Такая работа интересна, эффективна и результативна.

Литература:

1.                  Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.

2.                  http://www.ed.gov.ru/

3.                  http://www.school.edu.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle