Библиографическое описание:

Погадаева Е. В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 711-713.

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) предъявляет определенные требования к уровню развития своих сотрудников.

На основании анализа требований, предъявляемых к личности сотрудника, можно утверждать, что эффективный сотрудник — это прежде всего зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек, с высоким интеллектом, эмоционально устойчивый, способный адекватно воспринимать действительность, контролировать себя и др. [3], то есть обладать высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.

Это связано с тем, что с точки зрения ученных, данный феномен составляет основу успешности жизнедеятельности человека, оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности и межличностных взаимодействий; на формирование и проявление лидерских качеств. Несмотря на возросший интерес ученных к проблеме эмоционального интеллекта, до сих пор нет общепринятой дефиниции, не разработана интегративная теория, объясняющая в единстве внутренние механизмы, структурные особенности социальной, эмоциональной и регуляторной компетентности, ее функции в профессиональной деятельности.

В отечественной психологии предлагается двухкомпонентная структура эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Р. А. Эльмурзаева подчеркивает, что эмоциональный интеллект, как основа профессиональной компетенции, имеет свою специфику связанную с особенностями трудовой деятельности [10].

Рассмотрим это на примере некоторых компонентах эмоционального интеллекта.

Деятельность сотрудников УИС подразумевает непосредственное взаимодействие с осужденными, требующее проявление эмпатии. Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека [7]. Способность к эмпатии позволяет сотруднику не только понять эмоциональное состояние осужденного, но и иметь возможность оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз в отношении его поведения в той или иной ситуации. Более того, проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру по взаимодействию приводит к установлению психологического контакта между сотрудником и осужденным. Наличие определенной степени доверия у осужденного к сотруднику приводит к искренности в беседе, а также обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий со стороны сотрудника.

Но, в то же время необходимо учитывать, что работа в УИС — это вид государственной службы, которая имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, деятельность сотрудников УИС регламентирована рядом документов, обязывающих сохранять служебную тайну и, следовательно, проявлять сдержанность в профессиональном общении. Во-вторых, учреждения УИС относятся к закрытому типу учреждений, в связи с чем у сотрудников ограничен круг общения. Их деятельность является напряженной и стрессогенной, так как необходимо проявлять постоянную готовность к действиям в экстремальных ситуациях, взаимодействовать с осужденными, с одной стороны вникать в их проблемы, оказывать помощь в их разрешении, а с другой подавлять проявления у них негативных личностных качеств, требовать подчинение режиму.

Названные особенности служебной деятельности в УИС во многом обусловливают снижение эмпатийности, так как требуют от сотрудников проявления эмоциональной сдержанности, устойчивости к стрессу, самоконтроля, во многих ситуациях дистанцированного общения с осужденными и коллегами [5].

Сотрудники УИС должны не только понимать эмоциональное состояние осужденных, но и уметь прогнозировать их поведения, то есть обладать проницательностью.

Факторам, способствующим снижению и повышению способности к быстрому и адекватному восприятию других людей в деятельности УИС, посвящена работа А. В. Рогова. Повышения уровня проницательности сотрудников УИС, с точки зрения ученого, предполагает знание субкультуры осужденных: жаргона, значения татуировок, существующей иерархии взаимоотношений, влияние срока нахождения в исправительном учреждении, вида совершенного преступления, криминального статуса на личность и т. д. Но при этом среди причин неадекватности восприятия сотрудниками осужденных ученый выделяет, установку, т. е. заранее сформировавшееся предвзятое отношение к спецконтингенту, которая может носить как личностный, так и общественный характер [3].

Установка воспринимать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной. И в ней тогда с большим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориентации. А. В. Рогов определяет «стереотипизацию» как восприятие и оценку осужденных по отдельным поведенческим характеристикам или частным внешним признакам, достраивание целостного образа на основе сформированных ранее стереотипов, относя ее к факторам, негативно влияющим на проницательность.

А. В. Рогов также делает акцент на влияние на проницательность такого механизма психологической защиты, как проецирование, рассматривая проекцию как следствие познавательной пассивности, т. е. нежелания узнавать людей [9].

На эффективность служебной деятельности сотрудников УИС влияет не только умение понимать других людей, но и себя, то есть рефлексия. Традиционно рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность человеческого интеллекта объективировать психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Ряд исследователей (З. Фрейд, К. Юнг, Д. Нейджер, Д. Холмс, Т. Ньюком, Г. М. Андреева, А. В. Карпов, С. Л. Рубинштейн, Д. Узнадзе) подтверждают значение рефлексии в переработке и усвоении информации, определяют ее роль как обеспечивающего механизма самоконтроля и ответственного поведения личности. Таким образом, функционирование рефлексии обеспечивает формирование профессионально зрелой позиции личности, основанной на самопознании и постоянной работе над собой, необходимых для ее профессионального развития.

В профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений имеют место все виды и функции рефлексии, поскольку для осуществления собственной профессиональной деятельности сотрудник становится участником различных интеракций. Так, например, социальные взаимодействия на различных уровнях (подчиненные, коллектив, коллега, руководитель) обеспечивает коммуникативная рефлексия, интерперсональные отношения сотрудника с социальным окружением (информационное взаимодействие, кооперация, самооценка и т. п.) — кооперативная, личностная, интеллектуальная рефлексии, а предметную область деятельности (решение профессиональных задач, поставленных руководством, оценка выполнения собственной деятельности, анализ ситуации на рабочем месте и в учреждении и т. п.) «обслуживают» интеллектуальная, личностная, ситуационная, ретроспективная, перспективная и другие виды рефлексивности личности. В процессе профессионализации сотрудник исправительного учреждения должен научиться принимать и выполнять поставленные задачи, в ходе решения которых в его сознании формируются представления о требованиях, предъявляемых к нему как к специалисту. Однако, проводимые исследования свидетельствуют о том, что у сотрудников с большим трудовым стажем уровень рефлексии ниже, чем у молодых сотрудников [5].

С точки зрения Ю. В. Синягина, определение эмоционального интеллекта позволяет рассматривать данный феномен как эмоционально-волевую особенность личности. Эмоциональная составляющая выражается в аффективном компоненте: в чуткости к людям, развитой эмпатии и умении сопереживать, в чувстве собственного достоинства. Волевая составляющая данного элемента отвечает за способность противостоять внешнему давлению [8].

А.В Пищелко подчеркивал, что сотрудникам УИС приходится систематически выдерживать и преодолевать высокие физические и эмоциональные нагрузки, действовать в условиях межличностного противоборства, применяя волевые усилия, устранять эмоциональные проявления, негативно воздействующие на эффективность деятельности. Значимость высокого уровня эмоционального интеллекта у сотрудников обусловлено тем, что в условиях продолжительной экстремальной ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке, удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками и методами саморегуляции.

Автор выделил следующие компоненты эмоционального интеллекта необходимые для действий сотрудников в экстремальных ситуациях:

1.                  умение подбирать слова, строить высказывания, придавать им нужную интонацию,

2.                  способность владеть своим лицом, выражением глаз, позой, движениями при общении.

3.                  умение взаимодействовать с людьми, эмоционально заряженными, агрессивными, угрожающими местью, совершением суицида, имеющими психические расстройства [4].

Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС:

-          данный феномен предполагает наличие компетенций в различных областях психологии (пенитенциарной, трудовой, экстремальной, общей психологии);

-          высокая значимость данного феномена для эффективной служебной деятельности;

-          специфические условия службы в УИС могут способствовать снижению ряда показателей эмоционального интеллекта.

Литература:

1.                  Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 301с.

2.                  Димитров, А. В. Основы пенитенциарной психологии / Димитров А. В., Сафронов В. П. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 176 с.

3.                  Кабардов, М. К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности // Способности и склонности: комплексные исследования / под ред.

4.                  Э. А. Голубевой; НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР –М.: Педагогика, 1989. — С. 103–127.

5.                  Пищелко, А. В. Психолого-педагогические проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих наказания / А. В. Пищелко, В. И. Белослуднее. — М.: Домодедово, 1996. — 186 с.

6.                  Профессионально важные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы: Монография / Под общ. ред. О. Н. Ракитской. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012. — 110 с.

7.                  Психогимнастика в тренинге / Н. Ю. Хрящева. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.

8.                  Психология общения: курс лекций / под ред. М. И. Станкина.-М.: Институт практической психологии, 2006.-296 с

9.                  Психолого-диагностическое обеспечение профессиональной переподготовки кадров государственной службы: Учебно-методическое пособие. // сост. Синягин Ю. В., Яблокова Е. А., Мельничук А. С. — М.: РАГС, 2000. — 38 с.

10.              Социально-психологическая компетентность основных категорий сотрудников в уголовно-исполнительной системе и опыт ее повышения посредством проведения социально-психологических тренингов / ред. А. В.Рогов. — Владимир: УФСИН России по Владимирской области, 2006. — 178 с.

11.              Эльмурзаева, Р. А. Реализация эмоционального интеллекта в трудовой деятельности/ Р. А. Эльмурзаева // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — № 3–2011 — С. 95 -102.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle