Библиографическое описание:

Шорина А. В. Развитие рефлексивной компетенции у будущих бакалавров психологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1138-1141.

П. Г. Щедровицкий называет компетенции мыслительными управляющими надстройками над деятельностью. Он понимает под компетенциями структуры управления деятельностью, базирующиеся на способности мышления, рефлексии, коммуникации, понимании. По его мнению, они способны ответить на вопрос, как встроить свою деятельность в текущий контекст (социальный, кооперативный, институциональный, коммуникативный, и т. д.) [16]. Отмечается, что выпускник может быть знающим, умеющим, способным, но оставаться совершенно некомпетентным специалистом, так как не умеет ориентироваться в новой ситуации [16].

В Примерной основной образовательной программе высшего профессионального образования отражены результаты ее освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. «Профессиональная компетентность психолога», по мнению Исаевой Н. А., выявляется при анализе реалий современной психологической профессии» [3,с. 369–371].Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 «Психология» будущий бакалавр психологии готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология» прописаны следующие профессиональные компетенции психолога квалификации «Бакалавр» в области практической деятельности. В область практической деятельности выпускника-бакалавра входит:

1)         реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии,

2)         отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов,

3)         описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы,

4)         осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий,

5)         выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска,

6)         психологическая диагностика уровня развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека,

7)         прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования развития познавательной, мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях,

8)         ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности [18]. Данные компетенции имеют свою специфику применительно к бакалавру сферы образования.

Одним из ведущих показателей компетентности личности, ее конкурентоспособности и успешности в профессиональной деятельности, по мнению С. А. Синельникова, является ее способность к реализации деятельности рефлексивного характера [10].

Высшая школа сегодня предъявляет к выпускнику новые требования: способность к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, готовность к креативно- преобразовательной деятельности, способность ориентироваться в незнакомой ситуации. Осознанное отношение человека к себе и своей деятельности формируется рефлексивными умениями.

Теоретический анализ показал, что в современной науке накоплено большое количество работ, посвященных феномену рефлексии. Его экспериментальный, прикладной, теоретический и методологический аспекты изучены достаточно подробно (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Ю. Н. Кулюткин, И. Н. Семенов, В. Ю. Степанов, В. В. Рубцов, О.С Анисимов, М. Э. Боцманова, А. З. Зак, А. В. Захарова, Н. И. Гуткина, В. И. Слободчиков, В. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий, А. В. Карпов, Г. С. Красовский, В. Е. Лепский). П. Г. Шедровицкий считает, что рефлексия обладает аналитическим и развивающим потенциалом, она меняет и развивает отношение личности к опыту, закладывает основу изменения и развития любой ее деятельности, в частности профессиональной [16].

Существует также значительное количество работ, касающихся формирования рефлексивных компетенций воспитателей, педагогов, военнослужащих. При этом выполнены лишь единичные работы по формированию рефлексивных компетенций у психологов (О. С. Сазонова (2006), Н. Г. Баженова (2006)). Отсутствуют исследования по формированию рефлексивных компетенций у будущих бакалавров психологии, хотя согласно новому федеральному образовательному стандарту данный вопрос является первоочередным. Следовательно, вопрос формирования рефлексивных компетенций у будущих бакалавров психологии является весьма актуальным.

Необходимость сформированности рефлексивных компетенций у будущих бакалавров психологии отмечается рядом авторов. Так, например, Р. В. Овчарова включает в классификацию профессиональных компетенций психолога, следующие: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, оценочные, рефлексивные, подразумевающие самоанализ собственной личности, деятельности и общения [7, с.43].

Как отмечает Абрамова Г. С. рефлексивные умения необходимы психологу при осуществлении им психологического консультирования. Таким образом, психологу необходимо осуществлять рефлексию на содержание полученной в ходе взаимодействия психологической информации, а также на содержание обобщенной психологической теории, на научное содержание понятий нормы психического развития, психического здоровья, на содержание своей Я- концепции и т. д. [1, с.21]

Проблеме становления и развития рефлексивной компетентности посвящены работы современных исследователей (Ю. Бабаян, О. Байдаровой, А. Гаврилова, М. Марусинец, К. Нор, О. Полищук, Г. Поляковой, С. Степанова, И. Семенова, С. Сидорова, И. Стеценко). С точки зрения В.Н Раскалинос, «роль рефлексивной компетентности в переосмыслении личностного и профессионального опыта велика, она способствует формированию новых профессиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие» [14].

В. И. Стенькова подчеркивает, что в круг профессиональных компетенций психолога входят специальные, персональные, коммуникативные и рефлексивные компетенции [11]. Деятельность рефлексивного характера выступает как главный показатель ее компетентности, конкурентоспособности, успешности в реализации профессиональной деятельности.

Рефлексивная компетенция, как отмечает Кушеверская Ю. В., характеризуется как системообразующий компонент профессионально-педагогической компетентности, определяемая как качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять оценку своих действий, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению максимальной ее эффективности и результативности [4].По мнению В. Н. Журко, рефлексивные компетенции являются основой становления профессиональной рефлексии. Без них не представляется возможным «создание нового знания, понимания, новых способов деятельности» [2].

Совокупность рефлексивных умений, навыков и способов, входящих в структуру профессиональной компетентности специалиста, образует их устойчивый комплекс — рефлексивную компетенцию будущего бакалавра психологии, основной функцией которой является осуществление им контрольно-оценочной деятельности на себя. Эффективность данного вида контроля зависит от способности психолога к рефлексии, позволяющей осознанно и объективно анализировать свои поступки, суждения, поведение, осуществлять осмысление и переосмысление своей деятельности, правильности постановки целей и использования методов, приемов, средств, своего опыта. Рефлексивная компетенция характеризуется такими психологическими качествами как: самокритичность, самооценка, самоконтроль, самоанализ. [13].

Анализируя подходы к проблеме рефлексии, Р. М. Чудинский, Н. В. Лукъянчикова отмечают, что в настоящее время существуют два подхода к трактовке рефлексивных процессов: рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности; рефлексия как понимание смысла межличностного общения. Показателями сформированности рефлексивной компетенции являются: умение осуществлять деятельность рефлексии, характер рефлексивных процессов — самоанализ своей учебной деятельности и анализ деятельности других обучающихся, самопонимание и понимание других обучающихся, самоинтерпретация и интерпретация других обучающихся. [15]. Развитие рефлексивных компетенций рассматривается как условие формирования профессиональной «Я- концепции» студентов. Д. Сьюпер определил профессиональную Я-концепцию как «набор характеристик самовосприятия, осознаваемых индивидом как профессионально релевантные» [17]. Профессиональная «Я-концепция» психолога формируется постепенно, на последовательно сменяющих друг друга этапах профессионализации. Она проходит не только определенный исторический, но и онтогенетический путь развития. Предпосылки рефлексивного сознания проявляются уже в раннем и дошкольном детстве, но и для их развития требуется организация рефлексивной образовательной среды. В школьные и послешкольные годы ее значение в целях развития рефлексивного сознания и рефлексивных качеств человека как личности и профессионала еще более возрастает [5].

По мнению Т. Г. Неруш, благодаря профессиональной рефлексии, психолог осознает себя в профессиональной роли психолога, которая требует от него определенного набора способностей и профессионально важных качеств личности, «представление о себе из смутного и обобщенного становится более четким и структурированным» [6, с. 87]. Отмечается, что развитие профессиональной «Я- концепции» психолога происходит наиболее интенсивно в процессе обучения в вузе. Развитие профессиональной «Я-концепции» психолога результативно если процессе подготовки для будущих бакалавров психологии в вузе: 1) осуществляется постоянное стимулирование самопознания, самовосприятия, самоанализа и самооценки студента, 2) для успешного овладения механизмами рефлексии и саморазвития используются методы активного социально-психологического обучения. Например, психологический тренинг, используемый в процессе подготовки будущих бакалавров психологии обнаруживает несколько развивающих эффектов: способствует активизации процесса самопознания и саморазвития личности; помогает лучшему пониманию себя и других; способствует повышению уверенности в своих силах; корректирует профессиональную «Я-концепцию» каждого студента, делая ее более адекватной и т. д. [6, с.87].

Как отмечает, Г. Е. Смирнова, психологический тренинг, являясь особой формой обучения способствует созданию психолого-педагогических условий для осознания студентами смысла профессии психолога, а также своей миссии в ней, осмысления и освоения нужных компетенций, освоения методов целенаправленного личностного и профессионального саморазвития [9].

Во время индивидуальных консультаций для развития рефлексивных умений эффективно Применение SWOT-анализа. SWOT — это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Он имеет в виду отображение своих сильных и слабых сторон, обнаружение своих собственных возможностей и угроз невыигрышного положения. Студенту необходимо провести анализ своих индивидуальных особенностей, профессиональные области, которые он хорошо знает, ту сферу, в которой он некомпетентен. Такой SWOT-анализ способствует активизации процессов самопознания, поиска способов компенсации слабых сторон [6]. В основе модели лежат четыре вопроса: «Что я могу сделать? Что бы мне хотелось сделать? Что я мог бы сделать? Чего ожидают от меня другие?» Подобные вопросы помогут сделать студенту — будущему бакалавру психологии соответствующие выводы по дальнейшему развитию своей личности.

Одним из эффективных путей решения проблемы развития рефлексивных компетенций студентов как будущих специалистов и профессионалов является разработка и внедрение в процесс высшего профессионального образования рефлексивно-деятельностных моделей и технологий обучения, включающих как учебные спецкурсы и спецпрактикумы по психологии рефлексии, тренинги по развитию профессионального самопознания и самосознания, так и современные инновационные рефлексивно-деятельностные технологии (рефлексику и рефлепрактику).

Рефлексивно-инновационные методы, разрабатываемые в рефлексивно-гуманитарной психологии и рефлексивно-деятельностной педагогике и акмеологии направлены на интенсивное постижение и перестройку личностно-профессионального опыта студентов [5]. Поиск методов и средств актуализации и инициации рефлексивных процессов, содействующих профессиональному становлению, продуктивной деятельности и личностному росту, является насущным требованием настоящего времени [5].

Итак, развитие рефлексивной компетенций у будущих бакалавров психологии возможно при организации в вузе рефлексивной образовательной среды, способствующей «запуску» рефлексивных механизмов профессионального самоопределения и профессиональной самореализации как важнейших условий развития личности и ее профессионализма [5].

Литература:

1.                  Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. -М.: Международная академия,1995, с.21.

2.                  Журко В. Н. Педагогическое обеспечение процесса формирования рефлексивных умений у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения: автореферат дис…канд. пед. наук.- Москва, 2012.- 24 с.

3.                  Исаева Н. А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика, 2011. — C. 369–371.

4.                  Кушеверская Ю. В. Формирование рефлексивной компетентности студентов в образовательном процессе педагогического колледжа: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2007

5.                  Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г. С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева.– Красноярск, 2012. — 125 с.

6.                  Неруш Т. Г. К вопросу о профессиональной рефлексии психолога// Психология и экономика 2006, № 5, с87.

7.                  Овчарова Р. В. Практическая психология образования, 2003,м, Академия, с 43.

8.                  Раскалинос В. Н. Материалы Международной научной конференции «Достижения науки за последние годы. Новые наработки., Польша, Варшава, 28 декабря 2012 г. — 30 декабря 2012 г

9.                  Смирнова Г. Е. Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга// Вестник Московского государственного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2010. № 4.

10.              Синельников С. А. Формирование рефлексивных умений на этапе вузовского обучения в педагогическом взаимодействии «преподаватель-студент»: автореферат дис… канд. Пед. Наук., Тверь., 2012.-25с.

11.              Стенькова В. И. Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетентности будущих психологов, преподавателей психологии: дисс... канд. пед. наук., Улан-Удэ, 2007.- 215 с.

12.              Траилин Г. Н. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессиональной переподготовки: дис.... канд. психол. наук: Краснодар, 1997.- 190 c.

13.              Ушакова Е. Л. Формирование рефлексивной компетенции будущего учителя как средства преодоления затруднений в педагогических ситуациях// Научно-теоретический журнал «Научные проблемы гуманитарных исследований» Выпуск 3–2012

14.              Чистякова Е. Г. Методологические основы формирования профессионально значимых качеств бакалавра направления «педагогическое образование»// Вестник Новгородского государственного университета, 2012, № 70.

15.              Чудинский Р. М., Лукъянчикова Н. В. Формирование оценочной компетенции обучающихся на ступени основного общего образования// Социально-экономические процессы № 2 (048), 2013.

16.              Щедровицкий П. Г. Лекции оразвитии.2-я лекция (г. Ереван, Центральный Банк Республики Армения, 21 мая 2005 года) [Электронный ресурс] URL: http://uchebalegko.ru/v8560.

17.              Super D. E. Self-concepts in vocational development // D. E. Super. Career development: Self-Concept Theory. New York: College Entrance Examination Board, 1963. P. 1–16.

18.              Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». М., 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle