Библиографическое описание:

Храмов Р. В. Система профилактики профессиональных деструкций у будущих бакалавров в образовательном процессе вуза // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 722-725.

В статье обоснована необходимость разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций у молодых специалистов на ранних этапах профессионализации в ВУЗе. Рассматриваемая в статье педагогическая система, позволяет организовывать диагностическую, профилактическую и коррекционную работу с молодыми специалистами в образовательных учреждениях.

Ключевые слова:профессиональные деструкции, профилактика, педагогическая система.

В настоящее время наибольшее внимание в научной литературе уделяется проблемам профессионализации личности. Как и любой другой процесс, профессионализация имеет свои этапы развития, периоды, кризисные проявления и конфликты, что особенно ярко выражено на ранних этапах профессионализации, начальных курсах высшего профессионально обучения.

Говоря о профессиональных деструкциях, мы подразумеваем такие феномены как несовпадение ожиданий и реального характера профессиональной деятельности, трудности в получении необходимой квалификации, внутриличностные конфликты, противоречия в мотивационной сфере, рассогласованность мотивов и ценностных ориентаций молодого специалиста, ряд социальных факторов, в первую очередь начало самостоятельной независимой взрослой жизни, безусловно, является серьезной стрессовой ситуацией. Одним из ведущих факторов проявлений деструкций является несовпадение представлений о своих действительных профессиональных возможностях и реальных профессиональных качествах. [1]

На ранних этапах профессионализации, в частности на первых курсах обучения высшем учебном заведении происходит переоценка ценностей, например к получаемым навыкам и всей будущей профессиональной ценности в целом, так же происходят изменения и в мотивации. Если учеба в старших профильных классах школы отражает лишь некоторые нюансы будущей профессиональной деятельности, то обучение в ВУЗе имеет четкую профессиональную направленность. На этапе обучения в ВУЗе мы можем отметить существование стыка учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. В этот момент происходит соприкосновение реального настоящего и ожидаемого будущего, вызывая первое серьезное проявление профессиональной деструкции — кризис учебно-профессиональной ориентации. Вчерашний школьник переживает сильный стресс, погружаясь в профессиональную среду, в виду того, что раньше его обучение носило не ориентированную, а скорее общую направленность.

Переживание данного кризиса влечет за собой ряд последствий, таких как изменение профессиональных намерений, изменение своего отношения к будущей профессии. Многие студенты испытывают разочарование в будущей профессии, неудовлетворенность в получаемых знаниях, изучаемых учебных курсах и программах, у них падает интерес к обучению в высшем учебном заведении. В этом случае можно говорить о кризисе профессионального выбора. Но стоит отметить, что его возникновение возможно, как на первых, так и на самых последних курсах обучения студента. Обучение год за годом либо развеивает, либо наоборот может усиливать социально-профессиональную неуверенность в профессии. Необходимо также отметить, что формой проявления внутриличностных конфликтов неудовлетворенности профессиональной деятельностью может являться асоциальное и девиантное поведение студента.

На основе теоретического анализа мы можем выделить факторы, предшествующие возникновению профессиональных деструкций и кризисам им предшествующим на ранних этапах профессионализации молодых специалистов [2]. Это возрастные и физиологические изменения, такие как ускорение нервных импульсов, гармоничное развитие всех органов организма, изменения психики, социально-профессиональной ситуации, погружение в учебную и профессиональную среду, социальные условия жизни студента, важные события, происходящие в личной жизни молодого специалиста. Кризисы могут различаться по степени их выраженности, динамичности, а так же по последствиям, которые они могут вызывать за собой.

Рассмотрев природу и причины возникновения профессиональных деструкций на ранних этапах профессионализации, то есть на ранних курсах высшего учебного заведения, можно судить об их видах, таких как:

-        мотив выбора (мотив направленный в неправильное русло, или же имеющий негативную направленность);

-        деструкции ожидания (особенно на ранних этапах в виду несоответствия ожидаемой реальности действительно);

-        деструкции психологических защит (отрицание, проекция, идентификация, отчуждение);

-        эмоциональные деструкции (возникающие в виду психологического напряжения, вызванного неудовлетворенностью сложившейся ситуацией);

-        деструкции стагнации («застоя», в виду снижения темпа профессионального развития);

-        интеллектуальные деструкции (снижения уровня интеллекта, в виду отсутствия востребованности определенных навыков индивида в профессиональной деятельности);

-        индивидуальный «предел» развития индивида (который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией);

-        акцентуации характера (ярко выраженные определенные черты);

-        появление стойких деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания)

Исходя из всего вышесказанного следует отметить необходимость профилактической деятельности на ранних стадиях профессионализации в образовательном процессе ВУЗа. Информирование молодых специалистов, студентов и бакалавров о существующих рисках, обучения их методам и методикам, а так же технологиям преодоления и профилактики профессиональных деструкций [2]. Умение прогнозировать и предупреждать возникновение профессиональных деструкций, а так же их последствия, является обязательной чертой специалиста работающего над собственным профессиональным успехом и становлением, а так же является определяющим фактором профессиональной компетентности.

Появление определенных профессиональных деструкций неизбежно влечет за собой снижение продуктивности труда, снижает профессиональную мотивацию, изменяется взаимоотношение студента с сокурсниками, ухудшается психоэмоциональное состояние в целом. Постоянное нахождение в состоянии стресса может повлечь за собой развития тех или иных акцентуаций характера, повышенный уровень тревожности снижает стрессоустойчивость, на первый план выходит неудовлетворенность собой и своими профессиональными качествами. [2]

Следует отметить, что профессиональным деструкциям наиболее подвержены профессии социономического типа «человек-человек», в первую очередь психологи, чему способствует высокая психологическая и умственная напряженность, колоссальная предрасположенность к риску, а так же крайне высокая профессиональная ответственность [3]. Профессионально важными качествами психологов являются хорошо развитые коммуникативные способности, высокая стрессоустойчивость, эмпатийность, организационные навыки, дисциплинированность, настойчивость, требовательность к себе и окружающим. Наиболее доминирующими качествами будут являться активность личности, обаяние, честность, гуманизм, такт, эрудиция, дисциплинированность, а так же, желание работать со школьниками и студентами. Стоит выделить и группу качеств препятствующих продуктивному профессиональному становлению на ранних этапах профессионализации, это такие качества как неорганизованность, невнимательность, упрямство, низкая коммуникабельность, предвзятость, ограниченность, безразличие, безответственность, безыдейность.

Основная стрессовая нагрузка педагогов, как настоящих, так и будущих, ложится на их эмоциональную сферу, мыслительные и психические процессы, такие как мышление, память, восприятие, внимание. Исходя из этого, стоит отметить, что от сформированность профессиональных качеств молодого специалиста будет зависеть продуктивность учебной и педагогической деятельности, ее эффективность и успешность усваиваемой информации.

Анализ существующих на данный момент исследований профессиональных деструкций позволяете отметить, что самоконтроль, профилактические методики, развитие в себе качеств устойчивых к появлению деструкций является ключевым моментом профессиональной состоятельности молодого специалиста. Данные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены: проявления профессиональных деструкций негативно сказываются, деформируют образовательный и трудовой процесс специалиста, но чем больше его опыт в данном вопросе, а так же самоконтроль и саморефлексия, тем выше вероятность коррекции и работы с профессиональными деструкциями. [4,2,5]

В настоящий момент в педагогической и психологической науках отсутствует целостная концепция или педагогическая система профилактики и преодоления профессиональных деструкций, а так же какие-либо конкретные рекомендации с учетом специфики различных профессий. Анализ современного состояния проблемы профессиональных деструкций показал парадоксальную ситуацию в виде колоссальной потребности в профилактической и коррекционной работе с профессиональными деструкциями на всех этапах профессионализации личности, а в частности на ранних этапах профессионализации, и недостаточной разработанности методов, методик, педагогических систем профилактики профессиональных деструкций. Исходя из этого, мы можем судить об актуальности разработки педагогической системы профилактики профессиональных деструкций в образовательном процессе вуза.

Отличительной чертой возникновения профессиональных деструкций на ранних этапах профессионализации будет являться уровень получаемых знаний и получаемая информация. Чем сильнее открывается профессия для студента, чем сильнее он погружается в будущую профессиональную среду, тем естественно сильнее уровень стресса по отношению к новой, ведущей и доминирующей теперь, деятельности. Как уже отмечено выше, характер и степень профессиональных деструкций будет зависеть, от характера профессиональной деятельности, на ранних этапах профессионализации это процесс обучения и вхождения в специальность. Детерминантами будут выступать возрастные психофизилогические изменения, приходящиеся на сложный период становления личности молодого специалиста 17–19 лет, а так же полная занятость учебным процессом, появление профессиональной усталости. [3].

Подразумевая под педагогической системой — взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности, мы видим основной целью профилактику профессиональных деструкций, реализуемую в высшем учебном заведении. Работа с молодыми людьми, в данном направлении позволит им адаптироваться к новым формам профессиональной деятельности, высокому уровню информационной загруженности, содействовать их психическому и личностному развитию.

Педагогическая система профилактики профессиональных деструкций включает следующие взаимосвязанные компоненты:

1.             Информационный (информирование студентов о профессиональных деструкциях, их разновидностях, причинах их возникновения, их детерминантах, их последствиях для личности и профессиональной деятельности, формирование профессиональной компетенции);

2.             Диагностический (выявление профессиональных деструкций на различных этапах обучения в вузе, их особенностей, их динамики и т. д.);

3.             Обучающий (обучение рефлексии, распознанию, аутодиагностике и способам профилактики и коррекции профессиональных деструкций).;

4.             Консультирование (Проведение бесед, семинаров и деловых игр со студентами)

5.             Профилактический (профилактическая работа со студентами, направленная на предотвращение профессиональных деструкций). Данный этап включает в себя

6.             Коррекционный (коррекция профессиональных деструкций на различных этапах обучения в вузе).

Данная система — это последовательность этапов деятельности преподавателя и студентов по реализации и поставленной цели, средств достижения поставленной цели, совокупности применяемых организационных форм обучения. Это система приемов и методик психолого-педагогического изучения, обучения, влияния и воздействия на студентов, объединенных одной целью профилактики профессиональных деструкций в образовательном процессе вуза

Таким образом, педагогическая система профилактики профессиональных деструкций включает в себя консультативные, профилактические и коррекционные мероприятия. Грамотная работа в данном направлении позволит повысить качество подготовки студентов на начальных курсах обучения в высшем учебном заведении, обучить студентов навыкам работы с возникающими профессиональными деструкциями, а так же подготовить их к условиям быстро меняющейся внутренней и внешней профессиональной среды.

Литература:

1.      Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психол. журнал. — 1997. –№ 6.1. — C. 35–44.

2.      Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — С. 240.

3.      Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высш.учеб.заведений /Е. А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.

4.      Борисов, П. П. Компетентностно_деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг. — 2003. — № 1. — С. 58–61.

5.      Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. В. Сериков, В. А. Болотов // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 32–40.

6.      Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций./ Т. Г. Неруш //Известия Саратовского университета. — 2012. Т. № 3 С.83–87.

7.      Неруш Т. Г. Профессиональная рефлексия как механизм профилактики выгорания психологов./ Т. Г. Неруш//Психология и экономика. — 2008. Т.1. № 1–2. С.70–75.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle