Роль тьютора в системе дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 31.03.2014

Статья просмотрена: 5346 раз

Библиографическое описание:

Шамсутдинов, Р. Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р. Р. Шамсутдинов, А. Р. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1134-1135. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9835/ (дата обращения: 18.04.2024).

Данная статья даёт возможность работникам системы образования получить общее представление о специфике работы тьюторов в системе дистанционного образования, а так же раскрывает необходимость внедрения этой роли во все учебные заведения, использующие дистанционное обучение.

Ключевые слова: образование, повышение квалификации, информационные технологии, дистанционное обучение, тьютор.

Подготовка преподавателей для системы дистанционного обучения, как правило, не включена в учебные программы вузов и институтов повышения квалификации, в то время как потребность в таких специалистах возрастает с каждым днём. [1]

Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины.

Многообразие разнородных образовательных предложений, даже при всей их доступности для студента, еще не задает необходимым образом реализацию принципа открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.

В некоторых формах дистанционного образования, особенно в открытых университетских курсах, почти или даже совсем не используются телеконференции, мало работы в группах, мало или совсем нет взаимодействия межу студентом и преподавателем в реальном времени. Успех дистанционной формы обучения во многом зависит от преподавателей дистанционного обучения, их профессионализма. Совершенно очевидно, что для реализации дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических работников встает важнейшая задача подготовки тьюторов для дистанционного обучения.

В последние годы появились работы, в которых обсуждаются вопросы расширения спектра функционально-ролевых представлений о педагогической деятельности и введении таких позиций и ролей преподавателя, как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, тьютор и др. Во многих случаях тьютор — единственный человек, с которым студент контактирует по вопросам дистанционного образования. Тьютор является помощником преподавателя, посредником между лектором (профессором) и обучающимися, выполняя скорее не педагогическую, а организаторскую функцию. Тьютор взаимодействует со студентом на индивидуальной основе по почте, по мере того как студент прорабатывает содержание курса по учебно-методическому руководству и другим материалам. Тьютор не обязательно является разработчиком курса, он только представляет его содержание.

Задачи тьютора заключаются в том, чтобы помочь получить максимальную отдачу от учебы; отслеживать и корректировать индивидуальный маршрут обучаемого; совместно оценивать выполненные учебные модули; проводить групповые обсуждения полученных результатов; поддерживать заинтересованность в обучении на протяжении всего учебного курса. Основной задачей тьютора является активизация процесса обучения.

Тьютор, как функциональная единица в учебном процессе, предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения. Возможность получения уникальных знаний и опыта и непосредственного применения учащимися учебных материалов в практике реализации конкретных должностных обязанностей, определяет эффективность обучения.

Можно отметить некоторые важные функции, реализуемые тьютором:

-                        обсуждение содержания курса;

-                        предоставление обратной связи об успехах студента;

-                        оценка заданий/тестов;

-                        помощь студенту в планировании работы;

-                        мотивирование студента;

-                        разрешение административных вопросов;

-                        контроль над проектами;

-                        проведение занятий «лицом к лицу»;

-                        хранение записей студента;

-                        взаимодействие с администрацией от лица студента.

В исследовании М. Г. Мура [2, с. 66–69] акцентируется внимание на следующих ролях преподавателей, работающих в системах дистанционного образования:

1.                 Преподаватель подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения, и создать комфортную психологическую обстановку;

2.                 Преподаватель содействует обучению, помогая всем студентам эффективно общаться и внимательно слушать, с тем, чтобы направлять студентов на пути к достижению их учебных целей;

3.                 Преподаватель руководит студентами, помогая студентам полнее включиться в образовательный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая студентам задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;

4.                 Преподаватель управляет процессом обучения, следя за успехами студента, его деятельностью и качеством работы, и помогает решать возникающие сложности;

5.                 Преподаватель является экспертом в преподаваемой предметной области, постоянно оценивая и обновляя свои знания, которыми он делится со студентами;

6.                 Преподаватель является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, с тем, чтобы студент мог достичь целей обучения, и помогает студентам преодолевать препятствия;

7.                 Преподаватель представляет студентам мотивацию учебы, побуждая их применять свои идеи на практике, вовлекая их в обсуждения, требующие размышлений, и интерактивные дискуссии; поддерживает студентов в их исследованиях и начинаниях;

8.                 Преподаватель является новатором в области обучения, разрабатывает курсы, учебные пособия, и системы оценки знаний, с тем, чтобы применить широкое многообразие педагогических стратегий, учитывающих социо-экономические факторы, и различные культуры студентов. Это означает применение различных техник и технологий преподавания с тем, чтобы обогатить процесс обучения.

Основными составляющими тьюторской технологии являются «организация условий для становления индивидуальной образовательной программы учащихся и ее сопровождение» [3, с. 2]

Технологии тьюторского сопровождения помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры и т. д.).

Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным “посредником” между подопечным и возможностями “мира”, “социума”.

Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т. д.).

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, официально работающих в должности «тьютор», сколько о педагогах, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

В заключении можно сказать, что главная задача системы повышения квалификации на сегодня заключается в оказании помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.

Литература:

1.      Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Программа специализированного учебного курса / Моисеева М. В., Троян Г. М. — М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

2.      Information and Communication Technologies in DistanceEducation Specialized Training Course, © UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2002 All Rights Reserved ISBN, рр. 66–69

3.      Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. — Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, студент, дистанционное образование, Преподаватель, процесс обучения, успех студента.


Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

модель, преподаватель, дистанционное обучение, дистанционное обучение студентов, эта, система, процесс обучения, юридическое направление, метод обучения, дистанционное образование.

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Однако дистанционные методы обучения с помощью радио и телевидения имели существенный недостаток − обучаемый не мог получать обратную связь от преподавателя.

Дистанционное обучение – способ получения образования

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда». Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Профессиональный стандарт требует от преподавателя СПО не только необходимых знаний «…современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологий электронного и дистанционного обучения...

Оценка целесообразности использования дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, образовательный процесс, дополнительное образование, учащийся, студент, обучение, высшее учебное заведение, образовательное учреждение, учебный процесс.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Дистанционное образование — это обучение, при котором взаимодействие ученика и преподавателя между собой осуществляется на расстоянии. При этом процесс обучения отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы...

Похожие статьи

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

модель, преподаватель, дистанционное обучение, дистанционное обучение студентов, эта, система, процесс обучения, юридическое направление, метод обучения, дистанционное образование.

Современное дистанционное обучение. Преимущества...

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, образовательный процесс, самообразование, психолого-педагогические особенности, личность, студент, преподаватель, дистанционная форма обучения.

История развития дистанционного обучения | Статья в журнале...

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Однако дистанционные методы обучения с помощью радио и телевидения имели существенный недостаток − обучаемый не мог получать обратную связь от преподавателя.

Дистанционное обучение – способ получения образования

Дистанционное обучение студентов педагогических вузов по дисциплине «охрана труда». Дистанционное обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

дистанционное обучение, дистанционное образование, обратная связь, сетевая технология, обучающийся, обучение, сфера образования, учебный процесс, Региональный Центр, система.

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале...

дистанционное обучение, дистанционное образование, информационное общество, учебный процесс, знание, преподаватель, дистанционная форма обучения, очное обучение, образовательный центр, работа.

Персональный сайт как средство взаимодействия преподавателя...

Профессиональный стандарт требует от преподавателя СПО не только необходимых знаний «…современных образовательных технологий профессионального образования (обучения предмету), включая технологий электронного и дистанционного обучения...

Оценка целесообразности использования дистанционного...

дистанционное обучение, дистанционное образование, образовательный процесс, дополнительное образование, учащийся, студент, обучение, высшее учебное заведение, образовательное учреждение, учебный процесс.

К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения...

Дистанционное образование — это обучение, при котором взаимодействие ученика и преподавателя между собой осуществляется на расстоянии. При этом процесс обучения отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы...

Задать вопрос