Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 19.03.2014

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Лемешева, Е. М. Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации / Е. М. Лемешева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 670-673. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9830/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье поднят вопрос о процессе вхождения индивида в неоязыческое сообщество, конструировании впоследствии этого идентификации с сообществом, ценностных ориентациях, представлений о сакральном и допустимых поведенческих стратегиях.

Ключевые слова:идентичность, идентификация, неоязычник, неоязыческое сообщество, индивид, социальная группа, сакральное.

В социологии идентичность — это «один из важнейших механизмов социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивидом себя с определённой группой или общностью» [1, С.46]. Идентификация, согласно социологическому словарю, есть «установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков [2, С.93]. Личностная классификация окружающего социального мира, в том числе других людей и сообществ, по принципу «Я тождественен или близок с этим», «Я понимаю это», «Я разделяю взгляды на это» является необходимым условием социальной жизни актора, который активен в своем поиске и соотнесении себя с сообществом. Впоследствии идентификация становится определённым маркером в выборе субъектом партнёров по социальному взаимодействию, его поведенческих стратегий и ценностных программ. Поэтому выбор определенной религии для исповедания подразумевает не просто выбор Бога, но и реально существующей социальной группы верующих, с которой актор связывает себя не только через культовые, но и внекультовые социальные действия, что не может не учитываться в контексте изучения неоязычества.

В среде единоверцев неоязычник ищет и находит помощь и поддержку не только в осуществлении коммуникативного взаимодействия с миром сакрального, но и в профессиональном выборе, поиске партнёра для создания семьи с определенным взглядом на её функции, например, на число детей в семье и их воспитание, в отношении к сфере политики и к государству.

С другой стороны, процесс идентификации происходит обоюдно. Нео-языческое религиозное сообщество, исповедуя языческий культ, ориентировано как на совместное его отправление, так и на личность верующего. Последний, стремясь удовлетворить в рамках религиозного сообщества собственные потребности — коммуникативные, социальные, сакральные, оказывается в более благоприятной ситуации, нежели индивид, не являющийся членом подобного сообщества. Отличаясь от основной массы окружающих ментально и культурально, такой член неоязыческого сообщества не оказывается в ситуации отчуждения от общества, а тем более в социальной изоляции. Напротив, неоязыческое сообщество становится для него таким типом общественной группы, членство в которой самоценно для индивида. Ведь именно в нём, в сообществе, «общение в процессе коллективного отправления культа», [3, С.68] имеющее мировоззренческую и трансцендентную природу, даёт направление его мыслям и действиям, способствует формированию системы представлений как теологического, так и социального свойства, преобразуя через религиозное сознание индивида его конкретные поведенческие практики, характерные именно для неоязычников как «типичных» представителей своей социальной группы.

Социальной идентификации — то есть установлению тождественности собственной социальной группы с подобными же социальными группами на основании конкретных социальных параметров религиозные сообщества подвергаются в двух направлениях — извне и изнутри. Извне — когда их оценивают и интерпретируют результаты их деятельности такие социальные институты как общество и государство и определяют границы их полномочий в сферах правовой, общественно-политической, социально-культурной, о чём пойдёт речь ниже. Изнутри социальная идентификация затрагивает взаимоотношения индивида — члена языческого сообщества и самого этого сообщества как социальной структуры. Основой подобной идентификации становится потребность неоязычника в установлении собственного статуса и в определении общих аксиологических оснований отправления культа внутри сообщества, в получении подтверждения факта соответствия собственных религиозных взглядов на мир и на священное взглядам других членов сообщества.

При этом особенностью идентификационного процесса является сочетание высокой степени индивидуализации интериоризованного язычником знания о сакральном и религиозном опыте, с одной стороны, и его потребности в дальнейшей экстериоризации полученных знаний о сущности сакрального в своём сообществе и в обществе в целом, с другой стороны. Таким образом, индивидуальное становится сначала групповым, а затем и социальным, и неоязычник представляет себя в качестве социального субъекта, чьи повседневные, обыденные поведенческие практики одобряются религиозным сообществом и не противоречат социальным нормам как таковым.

Социальная идентификация неоязычника имеет своим результатом такой взгляд на социальную реальность, который, формируясь под действием неоязыческого сообщества, становится «неотъемлемой частью приверженности группе» [4]. Именно неоязыческое сообщество становится для верующего той социальной группой, «чьи мнения, убеждения и способы действий являются решающими при формировании собственных мнений, убеждений и способов действий» [4], а следовательно данная социальная группа становится для него референтной, наиболее значимой, именно на её установки неоязычник ориентируется. Между тем её члены — граждане своей страны, жители той или иной конкретной местности, работники определённых предприятий и учреждений, представители своего социальной слоя — половозрастного, этнического, образовательного и т. п. Иными словами, несмотря на то, что неоязыческое сообщество объединяет вера в трансцендентное, оно базируется на сугубо социальных основаниях и является по сути своей одной из разновидностей социальных групп.

Осуществляемая идентификация неоязычника имеет свою специфику, отличную от процесса идентификации индивида с другими социальными группами — культурными, половозрастными, социально-территориальными и т. д. Сущность её проявляется в том, что в сознании индивида, только приобщившегося к неоязычеству, происходит не просто переоценка существующей в его сознании системы ценностей, социальных установок и жизненных смыслов. Заново формируется жизненная история, и всё то, что предшествовало конверсии, то есть «обращению в религию», воспринимается как неудачный жизненный сценарий, который следует переписать заново.

В соответствии с концепцией А. Шюца, сущность идентичности в том, что «субъект находит в своём окружении не только вещи, но также и других субъектов; он предполагает, что они являются личностями со своим окружением, но, тем не менее, имеют отношение к тем же самым объектам, к которым имеет отношение и он» [5, С.288]. Следовательно, идентичным может быть восприятие не только того или иного социального актора, но и того мира, в котором он находится — мира вещей, деятельностей, природы, техники и т. д. К тому же процесс обретения идентичности, как его понимает Шюц, характеризуется тем, что актор начинает воспринимать определённое социальное окружение как своё «необходимое дополнение»: «Мы не могли бы быть личностями не для Других, ни даже для самих себя, если бы не могли найти общее с Другими окружение как необходимое дополнение интенциональной взаимосвязанности наших сознательных жизней» [5, С.289]. Здесь важен акцент на осознанности происходящего, на добровольном объединении поисковых усилий верующих, направленных на глубинное постижение Себя, своего Духа, личности Другого, испытывающего аналогичные переживания и обладающего сходными социальными представлениями и взглядами.

Идентификационный процесс для неоязычника имеет особое значение потому, что посредством членства в группе, тождественной с ним по ценностям в целом и отношению к божественному в частности, он ощущает себя полноценным участником социального процесса, находит своё место в социальном пространстве. Здесь уместно привести суждение П. Бергера и Т. Лукмана о сущности идентичности, сформулированное в работе «Социальное конструирование реальности»: «Мы не только живём в одном и том же мире, мы участвуем в бытии друг друга» [6]. При этом бытие можно трактовать и в сугубо житейском смысле, и более расширительно, через участие индивида в функционировании самых различных сфер социальной жизни. Сама идентичность, как отмечают указанные исследователи, «объективно определяется как размещение в определённом мире, и она может быть субъективно усвоена лишь наряду с этим миром» [6]. Таким образом, в ходе приобщения к неоязыческому сообществу неоязычник действует в двух пространствах — объективном и субъективном, вступая в контакт, как с реальными людьми, так и с их системой религиозных представлений и ценностей.

В этом смысле интересна теория этапности формирования идентичности американского психолога Д. Джексона, дифференцировавшего процесс формирования идентификации в сознании индивида в такой последовательности: «1 этап — рост привлекательности группы для её члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе; 2. деперсонализация — размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы («Мы») и меньше в терминах уникального индивидуума («Я»); 3. восприятие зависимости себя от группы — вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы; 4. ощущение межгрупповой конкуренции — восприятие другой группы как конкурирующей с собственной группой» [7, С.102].

По отношению к идентификации с неоязыческим сообществом можно говорить о том, что первые три этапа, обозначенные Дж. Джексоном, совпадают с процессом альтернации, который в терминологии Бергера и Лукмана есть коренное преобразование субъективной реальности индивида [6]. Процесс роста привлекательности неоязыческого сообщества, религиозной стороны его деятельности сопровождается ресоциализацией, то есть отказом от своего прошлого социального опыта и суждений, с этим опытом связанных. Причина данного явления в том, что неоязычество как религия формирует у неофита иной, отличный от привычного взгляд на мир социального и трансцендентного, и тогда опыт социального взаимодействия, полученный до вступления в сообщество, перестаёт отражать новое мировоззрение верующего.

В момент альтернации для желающего стать членом неоязыческого сообщества особенно необходима эмоциональная поддержка со стороны тех, идентичность с кем он желает приобрести. Практика изучения неоязыческих сообществ показывает, что данная особенность приводит к тому, что в нео-языческое сообщество приходят семьями, когда необходимость в ресоциализации переживается не столь остро, так как «прежние» значимые социальные связи переходят с верующим в новый для него социальный мир, а условия альтернации наиболее психологически благоприятны.

Следствием четвертого этапа идентификации индивида с неоязыческим сообществом — этапа межгрупповой конкуренции является возникновение в сознании верующего этноцентризма, интерпретируемого Шюцем как «позиция, при которой точкой отсчёта является собственная группа, а все остальные рассматриваются относительно неё» [5, С.274], что устанавливает «стандарт, на основе которого мы-группа определяет свою ситуацию и жизненную стратегию» [8, С.68]. Отсюда начинается размежевание неоязыческих сообществ с иными социальными группами, статус которых понижается согласно формирующейся в сознании неоязычников «табели о рангах».

На практике данный процесс выливается в такое восприятие социального мира, которое, используя термин У. Самнера, формирует «обычаи мы-группы, принятые как хорошие и правильные способы обращения с вещами и людьми» [8]. Они считаются само собой разумеющимися, потому что, «будучи социально одобренными, не требуют ни объяснения, ни обоснования» [5, С.277]. Таким образом, в сознании неоязычника укореняется идентичность религиозная, поглощая все прочие идентичности или располагаясь в ряду с некоторыми другими идентичностями.

Процесс идентификации многосторонен, обусловлен социальными связями и социальными отношениями индивида с его окружением. В данном конкретном случае это отношения с представителями отдельных социальных групп, к которым принадлежит, и это, прежде всего, род/семья, религиозное сообщество и профессиональное сообщество, как его микросоциум, а также и с государством и с обществом в целом, его социальными институтами и социальными общностями. Результатом подобного включения в социальную среду становится обретаемая социальная идентичность, в которой выделяются «три главных компонента: классификация, соотнесение и сравнение» [9].

Интегративность данной характеристики личности очевидна: Я и Другой взаимно дополняемы в сообществе — как на уровне ощущений и восприятий, так и на уровне взаимодействия. Следовательно, тот же неоязычник, находясь в своём религиозном сообществе, ориентируется на ценности и установки своего ближайшего окружения, а с ним и на ценности иных социальных групп, более удалённых от него, включая иные религиозные общности, интернализуя их опыт, сравнивая его со своим и обнаруживая как различия, так и сходство.

Напрашивается вывод о том, что неоязыческое сообщество и, в частности, неоязычник должны рассматриваться в процессе конструирования ими социального мира, осознаваемого в ходе интеракций с другими членами неоязыческого сообщества и социумом в целом. Акцент на субъективном выражении социальной реальности для нас — наиважнейший. То, что социальным актором представляется как наиболее значимое, что обусловлено личностно и соотносится с его моделью мира, выступает как реально существующее в его сознании, предопределяет выбор им определённых поведенческих практик, регламентирующих взаимодействие с окружающим социумом.

Литература:

1.         Симонова О. А. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. № 3.

2.         Социологический энциклопедический        словарь. на рус., англ., немец., франц. и чешс. Языках /под ред Г. В. Осипова. М., 2000.

3.         Яблоков, И. Н. Методологические проблемы социологии религии/ И. Н. Яблоков. — М. 1972.

4.         Бергер П. Социология как способ времяпрепровождения [электронный ресурс]. — Библиотека учебной и научной литературы. М., 2005. — Режим доступа: http: // www.Sbiblio.com/biblio/archive/berger_soc/ 00.aspx. (дата обращения: 08.12.2012).

5.         Шюц А. Смысловая структура повседневного мира (очерки по феноменологической социологии). М., 2003.

6.         Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [электронный ресурс].- Библиотека учебной и научной литературы. М., 1995.- Режим доступа: URL: http:// www.sbiblio.com (дата обращения: 15.03.2012).

7.         Берёзин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.

8.         Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М., 2006.

9.         Chen Yan, Xin Li Group identity and Social Preferences [электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.people.exeter.ac.uk (дата обращения: 17.11.2012).

Основные термины (генерируются автоматически): неоязыческое сообщество, религиозное сообщество, сообщество, социальная группа, группа, неоязычник, социальный мир, том, идентификационный процесс, социальная идентификация.


Ключевые слова

индивид, идентификация, идентичность, неоязычник, неоязыческое сообщество, социальная группа, сакральное., сакральное

Похожие статьи

Статьи по ключевому слову "неоязычник" — Молодой учёный

"неоязычник": Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г. — Лемешева Е. М. Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации.

Статьи по ключевому слову "идентификация" — Молодой учёный

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации. Молодой учёный №12 (146) март 2017 г. — Комилова М. О., Бешимова Р.

Неоязыческие религиозные сообщества как объект...

Библиографическое описание: Лемешева Е. М. Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации // Молодой ученый.

Социальная и личностная идентификация в условиях...

Идентификация и процессы, связанные с ней, играют значимую роль в жизни человека как личности. Благодаря идентичности человек в какой-либо степени отличается от других людей, но также с помощью нее объединяется в социальные группы с другими людьми по...

Особенности ведения сообществ в социальных сетях

Безусловное условие ведения групп в социальных сетях, это качественный контент. Чтобы ваше сообщество читали, его просто необходимо качественно оформлять. И речь идет не только об аватаре и меню группы.

Молодая семья как объект социальной работы | Статья в журнале...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека.

Проблемы определения мотива ненависти или вражды...

Учитывая, что термин «социальная группа» по своему происхождению является социологическим, заметим, что общепризнанной

Таким образом можно выделить такие признаки социальной группы как взаимодействие, самоидентификация и идентификация.

Похожие статьи

Статьи по ключевому слову "неоязычник" — Молодой учёный

"неоязычник": Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г. — Лемешева Е. М. Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации.

Статьи по ключевому слову "идентификация" — Молодой учёный

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации. Молодой учёный №12 (146) март 2017 г. — Комилова М. О., Бешимова Р.

Неоязыческие религиозные сообщества как объект...

Библиографическое описание: Лемешева Е. М. Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации // Молодой ученый.

Социальная и личностная идентификация в условиях...

Идентификация и процессы, связанные с ней, играют значимую роль в жизни человека как личности. Благодаря идентичности человек в какой-либо степени отличается от других людей, но также с помощью нее объединяется в социальные группы с другими людьми по...

Особенности ведения сообществ в социальных сетях

Безусловное условие ведения групп в социальных сетях, это качественный контент. Чтобы ваше сообщество читали, его просто необходимо качественно оформлять. И речь идет не только об аватаре и меню группы.

Молодая семья как объект социальной работы | Статья в журнале...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации.

Коренные народы Севера как объект социального служения...

Неоязыческие религиозные сообщества как объект социальной идентификации. Социальная работа Церкви как важнейшее условие социализации человека.

Проблемы определения мотива ненависти или вражды...

Учитывая, что термин «социальная группа» по своему происхождению является социологическим, заметим, что общепризнанной

Таким образом можно выделить такие признаки социальной группы как взаимодействие, самоидентификация и идентификация.

Задать вопрос