Библиографическое описание:

Султанова Т. А. Прогностические аспекты деятельности школы по профилактике аддиктивного поведения учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1111-1114.

Современная социально-экономическая ситуация в российском обществе является кризисной и характеризуется наличием нищеты, беспризорности, правовой незащищенности несовершеннолетних. При этом особую актуальность приобретает проблема преодоления аддиктивного (зависимого) поведения подростков, поскольку его сложный кумулятивный характер ставит под угрозу физическое, психическое и моральное здоровье подрастающего поколения. Одним из возможных путей разрешения представленной проблемы является раннее прогнозирование аддиктивного поведения учащихся, создание и внедрение в жизнедеятельность школы профилактических моделей его преодоления.

Проблеме изучения аддиктивного поведения личности посвящен ряд работ зарубежных исследователей [9]. Так, K. Blum, St. Sussman, M. Freimuth рассматривают явление аддиктивного поведения с точки зрения клинических проявлений как «состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания к тому или иному лекарственному препарату» [9]. При этом аддикция позиционируется как синоним зависимости. Полемизируя с представителями данного подхода, отечественные ученые дифференцируют категории «аддиктивное поведение» и «аддикция» на основе причинно-следственной связи [2, 3, 4, 6]. Так, алкоголизм, являясь одной из форм аддиктивных реализаций, рассматривается как болезнь, к возникновению которой привели аддиктивные формы поведения.

Аддиктивное поведение исследователи относят к одному из типов донозологической, т. е. доболезненной формы девиантного, выражающегося в уходе от реальности посредством изменения психического состояния разными способами [6, 7]. Такое поведение связывается со злоупотреблением различных веществ, включая алкоголь и курение табака, изменяющих психическое состояние человека до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Об аддикции же речь идет в тех случаях, когда помимо психологической проявляются признаки физической зависимости.

Обратимся к определению Ц. П. Короленко, согласно которому аддиктивное поведение является одной из форм деструктивного [3]. Его суть заключается в наличии у человека стремления к уходу от реальности и развитию интенсивных эмоций путем изменения собственного психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах, активных видах деятельности. Согласно данному определению представляется возможным выделить несколько видов аддикций:

- химические, связанные с использованием в качестве аддиктивных агентов, изменяющих психическое состояние человека, веществ, вызывающих органические поражения (алкоголь, бензин, клей, наркотики, табак и т. д.);

- нехимические, предполагающие развитие зависимости от производимых субъектом действий и сопровождающих их псевдопозитивных эмоций (азартные игры, отношения, сексуальные пристрастия, аддикции избегания, работоголизм, трата денег, интернет-зависимость, спортивные занятия, религиозный фанатизм и т. д.);

- промежуточные, возникающие в результате пересечения сфер химической и нехимической аддикции (нарушение пищевого поведения).

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию к сочетанию и трансформации друг в друга. Данный факт доказывает общность механизмов их функционирования.

В контексте развитого аддиктивного поведения все чувства и действия человека сконцентрированы на способах реализации пагубных стремлений. Даже мысленное представление объекта зависимости вызывает чувство эмоционального возбуждения, волнения, подъема, а в ряде случаев формируется повышенная агрессивность. Таким образом, достигается начало желаемого эмоционального изменения. Зарождаясь в глубине психики, аддиктивная активность характеризуется установлением эмоциональных отношений и связей с окружающей средой — людьми и неодушевленными предметами или деструктивной активностью. Происходит замена межличностных эмоциональных отношений проекцией эмоций на предметные суррогаты.

В аддиктивном поведении проявляются попытки человека устранить психологический дискомфорт способами, содержательно нетипичными и неодобряемыми традиционным обществом, не подчиненными правовым, моральным, этическим культурным и другим общепринятым нормам. Вместе с тем данная поведенческая активность только создает иллюзию решения проблем, спасения от стрессовых ситуаций путем своеобразного избегания переживаний последних, а затем приводит к глубочайшим разочарованиям и потрясениям.

Различные виды негативной поведенческой активности, имея общее аддиктивное начало, специфичны по своему содержанию, развитию и последствиям, как для человека, так и для общества в целом. В этой связи особый интерес представляет система превентивных мер, предусматривающая ранее выявление, изучение, оценку начальных признаков отклоняющегося поведения и условий его формирования. Основной акцент профилактических и коррекционных мероприятий, на наш взгляд, должен быть сделан на воспитательные меры воздействия.

Мировая практика показала, что наиболее эффективными в контексте предупреждения зависимого поведения несовершеннолетних признаны образовательные программы профилактики, разработанные на основе сочетания психосоциальной и каузальной моделей [8]. Первая — психосоциальная — реализует био-, психо-, социальный подход предупреждения аддиктивной активности личности. Ее реализация объединяет усилия разных специалистов образовательных учреждений и предполагает комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на формирование у подростков личностных ресурсов, ориентации на здоровый образ жизни, действенной установки отказа от связи с аддиктивным агентом. Среди приоритетных задач такой профилактической программы следует выделить развитие умений и навыков решения конфликтных ситуаций и противостояния групповому поведению. Основными способами реализации данных задач являются обучение социальным навыкам и оказание адекватной психолого-педагогической поддержки.

Вторая модель — каузальная — ориентирована на выявление и устранение причин аддиктивного поведения. В фокусе профилактической работы оказываются не химические вещества и вызываемые ими эффекты, а люди и анализ причин зависимого поведения.

Целевой группой образовательных профилактических программ является обучающаяся в школах, колледжах, вузах и других образовательных учреждениях молодежь. При этом следует отметить, что наиболее уязвимыми в формировании зависимого поведения являются школьники. Причину этому мы видим в том, что в подростковый возрастной период личность еще не обладает устоявшимися стратегиями поведения в отношениях со взрослыми и сверстниками, испытывает трудности социальной адаптации. В сложный момент физиологического и психического развития подростку присуще стремление понять себя, свои возможности и особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и свою индивидуальность.

Эмпирические данные подтверждают, что психологические потребности подростка в социально приемлемом стиле жизни, успешной деятельности, личном эмпатийном общении, принятии и ощущении собственной значимости и защищенности зачастую находят удовлетворение только в девиантных группах [5]. Проводя достаточно много времени со сверстниками, школьники формируют направленность собственного поведения, которое в большинстве случаев оказывается отклоняющимся.

Современная школа, осуществляя образовательную и воспитательную деятельность, обладает кадровыми, информационными, методическими и другими видами ресурсов реализации профилактических программ. Она может служить базой проведения мероприятий по работе с группами подростков повышенного риска в контексте проявления зависимого поведения. Профилактическая работа образовательного учреждения должна способствовать изменению отношения школьников к своему здоровью, формировать направленность личности на здоровьесберегающее поведение, прививать навыки самозащиты подростка, реализуемые в потенциально рискованных ситуациях.

Разработка и реализация образовательных профилактических программ по предупреждению аддиктивного поведения школьников предполагает раннее прогнозирование зависимого поведения, последующее определение и обоснование возможных путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках поставленной цели. Прогностический характер данной деятельности обусловлен тем, что в образовательном процессе школы не представляется возможным реализовать весь спектр альтернативных воздействий, учесть все педагогические взаимосвязи, определенно предсказать влияние субъективного фактора. Прогнозирование как функция теоретического способа отражения будущего образовательной практики составляет основу практического преобразования настоящего и реализуется в форме исследования, предполагающего разработку концепции, модели, программы, плана учебно- воспитательной деятельности будущего. Так, разработка нормативного прогноза, предполагающая фиксирование некоего оптимального состояния исследуемого педагогического объекта на период основания и упреждения средствами целеполагания, позволяет реализовать обратную экстраполяцию тенденций из данного условного будущего и выявить альтернативные пути достижения оптимума. Таким образом, и сама профилактическая деятельность по предупреждению аддиктивного поведения школьников носит вероятностный характер.

Логика прогностической деятельности по разработке профилактической программы предупреждения аддиктивного поведения школьников соотносится с общей логикой педагогического прогнозирования [1] и включает такие этапы, как аналитико-ориентационный, технико-организационный, прогнозно-ретроспективный, прогнозно-диагностический, прогнозно-проектировочный, верификационный, корректировочный (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика этапов прогнозировании профилактической программы предупреждения аддиктивного поведения школьников

Этапы

Характеристики

Аналитико-ориентационный

Цель: выявление объекта, субъекта и задач прогнозирования в контексте создания профилактической программы.

Содержание: организуется проблемно-ориентированный анализ состояния профилактической деятельности образовательного учреждения, определяются периоды основания и упреждения прогностических целей и задач, выявляются препятствия реализации превентивных мер, проверяется соответствие информационных, кадровых, материально-технических и других условий поставленным задачам.

Результат: общая идея деятельности по совершенствованию профилактической работы со школьниками, включающая описание объекта, предмета и субъекта прогнозирования.

Технико-организационный

Цель: создание документа, фиксирующего цели и задачи прогноза и регламентирующего порядок его разработки.

Содержание: разработка и обоснование оптимальных путей предупреждения аддиктивного поведения школьников, на основе сложившихся тенденций, конкретных организационно-педагогических условий и альтернатив.

Результат: задание на прогноз, сформированное на основе анализа существующих в образовательном учреждении условий.

Прогнозно-ретроспективный

Цель: конкретизация прогнозного фона изучаемого объекта на основе исследования состояния внешней и внутренней среды образовательного учреждения.

Содержание: выстраивание системы взаимодействия образовательного учреждения с различными социальными структурами: семьей, управлениями образования, культуры, внутренних дел, центрами психолого-медико-социального сопровождения, средствами массовой информации; исследование личностного, ситуационного и средового уровня проявления аддиктивной активности личности.

Результат: спектр объективных и субъективных факторов внешней и внутренней среды, оказывающих прямое и косвенное влияние на предполагаемый объект воздействия

Прогнозно-диагностический

Цель: систематизированное описание объекта прогнозирования, т. е. профилактической деятельности, и прогнозного фона, направленное на выявление тенденций их развития и разработки моделей деятельности.

Содержание: диагностика предрасположенности учащихся к потреблению аддиктивных агентов и патологическому поведению; качественная и количественная обработка полученных результатов; определение состояния исследуемого объекта и педагогический диагноз; прогнозирование тенденций и перспектив развития изучаемого объекта; выбор психолого-педагогических методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя.

Результат: конкретизация требований к профилактической работе в учреждении

Прогнозно-проектировочный

Цель: непосредственная разработка программы профилактики и определение критериев и показателей эффективности ее реализации.

Содержание: определение цели, содержания и технологии реализации профилактической работы в образовательном учреждении.

Результат: программа профилактики аддиктивного поведения школьников.

Верификационный и корректировочный

Цель: выявление направлений совершенствования прогностической профилактической модели.

Содержание: оценивание на основе опроса экспертов эффективности прогностической модели, ее достоверности, обоснованности и последующая корректировка, т. е. внесение необходимых изменений в прогностическую модель.

Результат: параметры корректировки прогностической модели.

Таким образом, современное образовательное учреждение, как социальный институт, активно влияющий на формирование и развитие личности подростка, обладает кадровыми, информационными, методическими и другими видами ресурсов реализации профилактических программ. Оно может служить базой проведения мероприятий по работе с группами подростков повышенного риска в контексте проявления зависимого поведения. Этапность прогностической разработки профилактической деятельности по предупреждению аддиктивного поведения школьников обеспечивает осознание работниками образовательного учреждения сущностных аспектов проблемы зависимого поведения, его детерминантных механизмов, факторов риска и протекции.

Литература:

1.    Боруха, С. Ю. Прогностический подход к разработке комплексной программы развития вуза / С. Ю. Боруха, С. А. Ряднова, Ю. В. Бовкунова // Высшее образование в России. — 2012. — № 2. — С. 63–70.

2.    Жукова, М. В. Профилактика аддиктивного поведения как актуальная проблема дошкольного образования / М. В. Жукова // Вестник ЧГПУ, 2009. — № 12. — С. 36–42.

3.    Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии, 1991. — № 1. — С. 8–15.

4.    Личко, А. Е. Подростковая наркология: руководство для врачей / А. Е. Личко, В. С. Битенский. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.

5.    Максименкова, Л. И. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте как психологическая проблема / Л. И. Максименкова // Вестник Псковского государственного университета. — Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки, 2008. — № 5. — С. 126–130.

6.    Малыгин, В.Л., Патологический гемблинг, интернет-зависимость: особенности клиники и нозологической принадлежности. / В. Л. Малыгин, А. Б. Искандирова, Е. А. Смирнова // Медицинская психология в России, 2010. — № 1. Режим доступа: http://www.medpsy.ru. — 01.12.2013.

7.    Ураков, И. Г. Наркомания: мифы и действительность / И. Г. Ураков. — М.: Медицина,1990. — 64 с.

8.    Шапиро, Б. Ю. Подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи / Б. Ю. Шапиро, Е. Б. Царапкина. — М.: Проект «Здоровая Россия 2020», 2005. — 200 с.

9.    Substance and Behavioral Addictions: Co-Occurrence and Specificity / Edited by St. Sussman. — Basel, Switzerland: Editorial Office MDPI AG, 2012. — 212 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle