Библиографическое описание:

Папулова Е. Г., Дрозд К. В. Социальная адаптация первоклассников к условиям школьной жизни // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1057-1060.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение.

Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и деятельности ребенка — новые контакты, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменению подвергается вся прежняя жизнь ребенка: все его внимание сосредотачивается на учебе, школе, школьных делах, заботах и требованиях. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.

В современных условиях усложнению данной ситуации способствуют: снижение воспитательного влияния семьи, быстрый темп жизни общества и поступление множества противоречивых сведений из средств массовой информации. Жизнь в обществе требует от ребенка подчинения собственных интересов интересам всего общества.

Все это подрывает знания младшего школьника об окружающем мире, и в связи с этим требуется помощь в социальной адаптации к условиям школы и школьного коллектива, то есть помощь в осознании себя в новом для него окружении и создании прочных, доверительных взаимоотношений в нем.

По мнению Мардахаева В. М., «социальная адаптация — активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» [4, с.12].

Для успешной социальной адаптации к школе, малышу необходимо будет включиться в новые условия школьной жизни, а именно, в отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная работа в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе, и, следовательно, нуждаются в педагогической поддержке со стороны учителя, социального педагога, психолога и родителей.

Следует отметить, что адаптация младших школьников находится в центре внимания многих наук: педагогики (О. С. Газман, И. П. Подласый, Н. Б. Крылова и другие), социальной педагогики (М. А. Галагузова, А. В. Мудрик, Л. В. Мардахаеви другие), психологии (А. В. Петровский, В. Б. Шапарь, Б. Г. Мещеряков и другие), физиологии (М. В. Антропова, М. М. Безруких и другие).

Социальная адаптация первоклассника к школе происходит не сразу, а постепенно, со временем. Сложность в приспособлении организма ребенка к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую организм вынужден «оплатить» за достигнутые успехи, безусловно является необходимым и учет всех факторов, которые способствуют социальной адаптации ребенка к школе, или же наоборот, замедляющих ее, мешающих активному приспособлению.

По мнению В. Р. Ясницкой, подавляющее большинство первоклассников, готовы к обучению в школе. Желание получения новых знаний и опыта, осмысление важности изменения прежнего статуса: «я уже ученик!», готовность выполнять поставленные перед ним задачи, помогают ребенку сознательно принимать требования, предъявляемые учителем, касающиеся его взаимоотношений со сверстниками, поведения, нового режима дня, получаемых знаний, иерархии дел и т. д. В начале школьной жизни выполнение и соблюдение новых правил, являются трудной задачей для первоклассника, но он воспринимает их как общественно значимые и необходимые, что облегчает процесс его социальной адаптации и социализации в целом [7, с.57].

Важно так же понимать, что требования соблюдения определенных правил и норм поведения первоклассником не должны носить эпизодический характер и зависеть от настроения. Учитель начальных классов должен четко и конкретно разъяснить предъявляемые требования не только самим ученикам, но и их родителям. Важным условием социальной адаптации детей так же служат разъяснительные беседы социального педагога и психолога как с учениками, так и с родителями. На такого рода беседах должны быть подробно освещены изменения, характерные для поступающих в первый класс детей (их новые позиции, права, обязанности) [6, с.44].

Школьник, который не знает, что можно ожидать от учителя, и какую деятельность он может выполнять сам, начнет выяснять данную информацию методом проб и ошибок. С. Храмова приводит такой пример данной ситуации: «я сделал что-то — учитель молчит, теперь это — тоже молчит, а вот теперь получил замечание, значит «это» делать мне нельзя. Если у педагога не сложилось четких критериев, то в другой раз он может «это» пропустить и не сделать замечания, а сделать замечание за «то», на что в прошлый раз даже не обратил внимания. В следствии этого, ребенок долго будет определять методом новых проб и ошибок, например, правила поведения.

Требования соблюдения правили норм, принятых в школе, не должны обращаться для ребенка некими запрещениями и вызывать негативное отношение. Наоборот, дети при помощи педагогического коллектива школы и родителей стараются разобраться и постичь правила, выделяя наиболее важные, наиболее значимые. Коллективу школу важно давать первоклассникам не только знания о нормах и правилах поведения уже в первые дни обучения, но и спланировать и построить процесс воспитания так, чтобы он содействовал возникновению и развитию у ребенка определенных нравственно этических заключений.

Важно подчеркнуть, что школьная жизнь носит коллективный характер, поэтому первоклассник должен обладать навыками общения со сверстниками, умением работать вместе и действовать сообща [6, с.44].

М. М. Безруких подчеркивает, что подавляющее большинство детей шести — восьми летнего возраста быстро осваиваются в новом коллективе, знакомятся, строят взаимоотношения, осуществляют совместную деятельность, но все же заметны элементы конкуренции и соревновательности. Некоторые первоклассники испытывают проблемы с построением взаимоотношений со сверстниками, часто остаются в стороне, играют в одиночестве и избегают групповой деятельности. Учитель начальных классов, социальный педагог и психолог должны организовать знакомство детей, создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания [2, с.172].

Л. П. Баданина, говорит о том, что в формировании взаимоотношений и продуктивной деятельности между детьми, а так же самого отношения к школе и педагогическому коллективу, важную роль, на этапе социальной адаптации к школе, играет не только школьный педагогический коллектив, но и родители первоклашек. Так как каждый из родителей проходили обучение в школе, и у них есть опыт, собственная система организации учебной и воспитательной деятельности, которая известна им со времени собственного обучения. Школа является постоянно изменяющимся организмом. В связи с этим важно, чтобы родители были осведомлены о тех правилах и законах, по которым функционирует школа. Таким образом удастся избежать двойных стандартов, которым может быть подвергнут ребенок со стороны семь и школы, что может усложнить и без того тяжелый период в жизни первоклассника [1, с.40].

В школе ребенок должен ощутить, что ему комфортно, интересно и весело среди одноклассников, так как ему очень важна их оценка, их отношение к нему. Каждому первоклашке хочется быть незаменимым другом и внушать доверие своим одноклассникам. Положительные эмоции, которые ребенок получает от общения со сверстниками, главным образом, отражаются на его поведении и ускоряют и облегчают социальную адаптацию [1, с.40].

Отношение социального педагога к ребенку является ориентиром взаимоотношений в классе. Безусловно, дети в классе имеют разный уровень интеллектуального, личностного и психического развития, поэтому педагог не должен акцентировать свое внимание на недостатках детей, а так же выделять «любимчиков». Для того что бы поддержать детей в период социальной адаптации, учитель должен формировать и развивать интересы детей, и поддерживать дружеские взаимоотношения между членами класса. Важным моментом является, восприятие ребенком школы, как доброжелательного, всегда готового помочь коллектив сверстников, младших и старших товарищей.

От взаимоотношения педагога и ученика зависит не только социальная, но и психологическая адаптация первоклассника. В связи с поступлением в школу, педагог является неким авторитетом для ребенка, который отодвигает на второе место даже авторитет родителей. Педагог не просто взрослый человек, а авторитетный наставник, который требует соблюдения правил поведения. Первоклассники прекрасно осознают данный факт. Они осознают дистанцию, которая есть между ними и педагогом, принимают его статус и отличают его от других взрослых. Так же нужно учесть тех детей, которые не осознают условность отношений между учителем и учеником (в основном это дети шести лет). В таких случаях не нужно наказывать, педагогу необходимо завоевать доверие. Поэтому важно применять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Большое значение во взаимоотношении педагога и ученика, а так же учеников между собой, имеет оценка учителем успехов и неудач ребенка. Психологические особенности восприятия первоклассником оценки может автоматически перенестись на оценку его личности в целом. Этому так же содействует реакция, как сверстников, так и близких ему людей.

Все эти факты, по мнению М. В. Шакуровой, свидетельствуют об огромной ответственности, которую несет педагог за ту или иную оценку как личности, так и деятельности ребенка [5, с.150].

В современных школах, на начальном этапе адаптации первоклассников не используются отметки для оценивания деятельности детей, так как такая ситуация может стать психотравмирующей, а вследствие этого, вызвать затруднение в адаптации к школе. Но на практике педагогам трудно отойти от такого эффективного метода оценивания, поэтому на замену оценкам приходят различные картинки, значки, символы.

Несомненно, что успехи каждого учащегося должны быть замечены педагогом, а вот неудачи, недочеты и недостатки делать достоянием общественности не стоит.

Первоклассники остро ощущают даже самую малую несправедливость со стороны педагога, потому что находятся в некой эмоциональной зависимости от него. Часто в корне неправильным и ухудшающих социальную адаптацию ребенка является то, что педагог недоволен учеником, который нарушает принятые в школе требования и нормы, и высказывает свое отношение, непосредственно к личности ребенка, а не к конкретному поступку. Вызывая родителей, педагог не принимает во внимание его эмоциональное состояние и вовсе не считается с его самолюбием [3, с.37].

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что показателями социальной адаптации младших школьников к условиям школьной жизни, являются: сформированность адекватного поведения, установление доверительных взаимоотношений как со сверстниками, так и с педагогическим коллективом, а так же освоение навыков социально значимой деятельности.

Литература:

1.                  Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Образование в современной школе.- 2003. — № 6. — С. 37–45.

2.                  Безруких, М. М. Ребенок идет в школу: Учебное пособие / М. М. Безруких, С. П. Ефимова.- 4-е изд., перераб.- М.: 2000. — 247 с. ISBN: 5–7695–0684–9.

3.                  Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова.- М.: МГППУ, 2007. — 96 с. ISBN 5–94051–023-Х

4.                  Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский цент «Академия», 2002. — 368 с. ISBN: 5–7695–0882–5

5.                  Шакурова, М. В. Социальное воспитание в школе: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Шакурова; под ред. А. В. Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. ISBN 5–7695–1538–4

6.                  Шкуричева, Н. Совместная деятельность — успешная адаптация // Начальная школа: газ.издательского дома «Первое сентября».- 2007.- № 14. — С. 43–46.

7.                  Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. /В. Р. Ясницкая. — М.: Академия, 2004. — 352 с. ISBN: 5–7695–1644–5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle