Библиографическое описание:

Гостева А. Ю. Особенности взаимодействия социального педагога с неблагополучными семьями в СОШ // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 940-943.

Научный руководитель Мухина Татьяна Константиновна, старший преподаватель

Родительская семья является первичной социальной средой индивида, средой социализации. С точки зрения А. Адлера, семейная атмосфера, взаимоотношения в семье, ценностные ориентации и установки родителей являются первым фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей. Именно в семье человек получает первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родительская семья является наиболее доступным образцом наблюдения, который при определенных условиях становится образцом для подражания. [1,29]

К сожалению, неблагополучие в семье является одной из самых актуальных проблем современной России. Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Зачастую родителям самостоятельно сложно решить проблемы, возникающие в семье.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. [2,21]

Семейное неблагополучие многообразно. Это не только ссоры, взаимное непонимание, пьянство родителей и т. д. Это и недостаток родительской любви к ребенку, причинами которого могут быть не только перечисленные факторы, но и многое другое. [3,12].

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). [5,10]

Социальный педагог как сотрудник школы, создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. Основной задачей социального педагога школы является социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и школой. [4] Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков. В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

1. По структуре

Полные семьи

Неполные семьи

1) с одним ребенком;

2) с 2 (однополыми);

3) с 2 (разнополыми);

4) с 3 детьми;

5) многодетная (с 4 детьми и более);

6) дети сводные;

7) дети неродные;

8) в том числе с бабушкой, дедушкой

1) одинокая мама;

2) родители разведены;

3) одинокий отец;

4) опекун.

2. По материальной обеспеченности семьи:

-           очень высоким материальным достатком;

-          с высоким материальным достатком;

-          со средним материальным достатком;

-          с низким материальным достатком;

-          нуждающиеся (за чертой бедности).

3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:

1) социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

— воспитательно сильная

2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

— воспитательно неустойчивая;

— воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними

3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении

— воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

— воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой

4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

— маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией,

наркотической зависимостью);

— вступающая в конфликт с законом;

— преступная;

— психически отягощенная

4. По взаимоотношениям:

-          гармоничная;

-          компромиссная;

-          неустойчивая;

-          мнимая;

-          конфликтная;

-          резко конфликтная;

-          потребительская;

5. По семейной ориентации:

-          на деятельность;

-          общение;

-          самоудовлетворение (эгоистические).

Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

2. «Залюбленное детство»

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок — центр семьи, неоправданная идеализация его родителями

Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир

4. «Задавленное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость,постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

5. «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор — каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие к взрослым, уход в себя

Для работы с неблагополучной семьей представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

1-й этап — Организационный. Основной метод работы на данном этапе — это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи. Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы.

2-й этап — Деятельный. Происходит мобилизация ресурсов семьи. Ставятся и, по мере сил и возможностей, решаются следующие задачи: нормализация семейных отношений, принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Для ребенка в данный период организуется реабилитационная среда: работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы), либо вне ее, в рамках социально-реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с организованными посещениями родственников; выявление желания и возможности возвращения в семью.

В социальном плане, при необходимости, возможна активизация усилий членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация родительских ролей). При этом, по запросу семье изыскивается возможность оказания адресной социальной (бытовой, материальной, денежной) помощи, а также помощи в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости). После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи. Данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи как объекта воздействия.

Основа профилактической и коррекционной работы — формирование навыков и ценностей здорового образа жизни. Здесь же можно говорить и о вторичной профилактике — предотвращении рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

3-й этап — Контрольный. Выявляется динамика развития семьи, исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении определенного периода времени проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит креабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, организовывать межведомственный подход к реабилитационному процессу, а также создавать банк проблемных ситуаций. Что позволяет вырабатывать алгоритм работы применительно не к типу ситуации, а ориентируясь на определенную семью и подбирать соответствующие формы и методы работы. [4,147–151]

Литература:

1.                  Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с. ISBN 5–89939–101–4

2.                  Шульга, Т. И.Ш95 Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие /Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 254, с. ISBN 5–7107–8539–3

3.                  Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара. М., 1985.

4.                  Справочник социального педагога: 5–11 классы / Авт.-сост Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАШ, 2007. -336 с. — (Педагогика. Психология. Управление). ISBN 5–94665–498–5

5.                  В. М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 271 с.: ил. — (Психология для всех).ISBN 5–305–00089–0.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle