Библиографическое описание:

Федотенков Д. Г. Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 623-627.

Раскрывается понятие инновационной логистики, ее роль и влияние на развитие отечественной экономики. Произведен анализ сегодняшнего состояния логистических инноваций и формирования логистики, сформулированы свои трудности, плюсы и перспективы в становлении логистики в целом.

Ключевые слова:инновации, инновационная логистика, логистика, логистизация, логистическая система, экономика.

The article discloses the notion of innovative logistics, its role and influence on the development of domestic economy. The current state of logistic innovations and the formation of logistics are analyzed, the difficulties, positive sides and prospects in the formation of logistics in general are formulated.

The key-words: innovations, innovative logistics, logistics, logistigation, logistic system, economy.

Во второй половине ХХ в. мир стал другим, человечество пошло по новому пути развития постиндустриального и информационного общества, чем и была вызвана экономическая революция. Из истории нам известно, что, как правило, социально-экономическая революция — это различные специфические технологии, отношения в производстве, различные системы производственно-технологической сферы. В обществе постиндустриальном перед нами картина другая, главную роль играют системы компьютеризации, информационные технологии и наукоемкие технологии высокого уровня, как результат новых принципов многих областей науки, ведущих современный мир к созданию и организации новой экономики — инновационной.

В основе развития инновационного типа экономики лежит целенаправленный поиск нового, реализация нововведений в сфере науки, что повышает эффективное функционирование производства. Сегодня с учетом больших возможностей науки и техники, глобальной компьютеризации, высочайших технологий инновации главный вектор в развитии современной цивилизации.

Для инновационной экономики, характерны трансформация материального производства и постоянно меняющаяся технологическая основа. Существует базовая система инновационной экономики, которая включает в себя информационные и производственные технологии и компьютеризированные системы, которые в корне трансформируют производственные системы, технологии, различные средства в области производства информации и повышают интеллектуальную деятельность.

В. В. Путин, будучи еще на посту премьер-министра Российской Федерации, в своей программной статье «Нам нужна новая экономика» в газете «Ведомости» за 30 января 2012 г. подчеркнул: «Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы. Инвестируя в конкурентоспособность передовых отраслей экономики, Россия решает и глобальную социальную задачу: развития креативного класса и формирования пространства для его реализации. Но есть огромные сектора, где наша технологическая и организационная культура застряла в прошлом веке. И не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудования, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. Самые крупные из таких секторов — это, конечно, строительство и транспорт» [1].

По словам главы государства, мы еще раз говорим о том что, на пути своего экономического развития наша страна взяла курс на инновационное развитие, что в свою очередь требует эффективного управления. Российская Федерация в условиях современности требует новые системы и механизмы управления, которые ведут нас к повышению инновационной экономики.

В последние времена было принято достаточно большое количество документов на уровне федеральной и региональной власти по развитию инновационных систем но, к сожалению, их внедрение пока еще не принесло своих плодов. Приведем статистические данные, о том что: «удельный вес промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации в России не превышает 10 %; удельный вес инновационной продукции в общем объеме произведенной предприятиями продукции в среднем составляет менее 5 %; удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме произведенной предприятиями продукции составляет менее 2 %» [2].

Одним из главнейших свойств инноваций можно считать научно-техническую новизну, которая в свою очередь оценивается не только по технологическим параметрам, но и с рыночных позиций. Инновации и различные нововведения присутствуют только в разработке чего-то нового, но и в области управления, финансов, логистики, маркетинга, информации, что подтверждает всеобъемлющий характер инноваций [3].

В нашей стране сегодня существует необходимость перехода к стратегии инновационного развития, которая приобретает характер общемировой проблемы. Вступление нашей страны в ВТО и развитие международных и экономических стандартов ведут к увеличению потребности в качественных логистических услугах. В настоящее время современные логистические методы требуют комплексного инновационного подхода в сфере хранения и обработки информации.

Российская экономика переживает непростой период и требует выхода из сложившейся экономической ситуации. Одним из путей, как показывает мировой опыт, является построение инновационной логистики, логистических систем и методов в управлении логистикой. По мнению многих ученых в области экономики, логистическая система в итоге считается сложной экономической системой, а наиболее важная часть логистической деятельности инновационная логистика. Присоединение России к Всемирной торговой организации стало инструментом в интеграционном развитии мирового экономического пространства. Очень часто инновационную логистику рассматривают в числе понятий интеграции, глобализации и интернационализации. Инновационная логистика идет по пути повышения уровня управления логистическими процессами в связи с применением различных инноваций, направленных на улучшение качества обслуживания потребителей, на рост эффективности логистических процессов и на снижение различных издержек. Из данного направления логистики вытекают следующие задачи:

-          исследование и разработка новых идей в области стратегического управления и управления потоковыми процессами путем применения научных достижений;

-          использование мирового опыта в области логистики, в изучении инновационной деятельности с учетом всех экономических особенностей многих стран;

-          разработка методического механизма использования инновационного фонда в области логистики;

-          подготовка различных программ на основе методов, системных алгоритмов, стандартов для логистических структур, включая создание новых логистических систем;

-          внедрение новообразований логистических систем различных назначений путем их поэтапного формирования.

Инновационные логистические системы связаны и напрямую участвуют в организационной системе товародвижения, представляющей собой цепочку логистических операций и общесистемных новаций. Делая вывод из сказанного, предлагаем рассмотреть классификацию логистических инноваций, О. Рыбалкиной (табл. 1), в которой можно выделить главные направления инновационных логистических систем, а также выявить основные объекты логистической деятельности [4].

Таблица 1

Классификация логистических инноваций

№ п/п

Классификационный признак

Виды логистических инноваций

1

Области логистики

— закупочная деятельность

— складское хозяйство

— транспортное хозяйство

—распределение ресурсов в производстве

— производственные процессы

— управление запасами

— сбытовая деятельность

2

Группа товародвижения

— функциональные логистические цепи

— микрологистические цепи

— макрологистические цепи

3

Масштаб применения

— локальное отраслевое

— межотраслевое

— общесистемное

4

Уровень использования

— операционный

— процедурный

— функциональный

5

Тип бизнес-процессов

— технологический

— организационный

— управленческий

В инновационной логистике одной из составляющих выступает стратегическая логистика, которая является, прежде всего, наукой, участвующей в наращивании логистического потенциала в различных системах управления логистическими процессами. Считаем важным подчеркнуть, что логистизация структур имеет свои отличия по многим признакам:

-          выстраивается процесс критического пересмотра и устранения конкретных ограничений, оказывающих давление на организацию;

-          все преобразования инновационной логистики распространяются на всю систему управления;

-          в процессе логистизации все новые подразделения фирмы переходят в степень производных.

Процесс формирования, функционирования рыночных структур связан с выбором стратегий. Рыночные структуры создают систему в управлении потоковыми процессами в условиях взаимного партнерства.

В процессе логистизации образуется конкретный логистический потенциал структур в различной форме собственности, что способствует успешному решению логистических задач.

Считаем целесообразным дать оценку сегодняшнего состояния логистических инноваций и развития логистики в целом в Российской экономике. В нашей стране развитие логистики идет не в таком быстром темпе, как на примере, в США. У нас существует необходимость в разработке логистических методов. Опыт других стран свидетельствует, что развитие каких- либо нововведений связано в первую очередь с рядом условий, например, с уровнем развития технологий, с хорошим состоянием отношений на рынке и благоприятной обстановкой в политической среде. На пути развития логистики в России существуют свои трудности:

-          сложная обстановка в экономике;

-          отставание нашей экономики от уровня мировой экономики;

-          плохие дороги, изношенная транспортная инфраструктура;

-          напряженная социальная обстановка в обществе;

-          недостаточный уровень развития производственной и технологической базы;

-          сложность развития промышленности в определенных отраслях (производство тары, упаковки и т. п.).

По словам одного из специалистов в области логистики А. Дорофеева, в нашей стране основное внимание уделялось складской логистике, что привело к созданию огромных логистических комплексов и отставанию в логистическом развитии. Западные страны в это время направляли все свои усилия на модернизацию транспортной логистики, что, по словам многих зарубежных специалистов, оказалось эффективней, поскольку в снижении стоимости логистических услуг, главным является минимальное время хранения продукции на складах и процесс погрузки и разгрузки [5].

Выше названные трудности из числа частных, а есть, по мнению многих фирм, главный тормоз — отсутствие бизнес-проектов, в которых могли быть прописаны все функции всех подразделений фирм. Поэтому, как считают многие специалисты, возникают трудности, враждебность, закрытость, неразбериха, что может привести к тому, что один человек может работать в разных отраслях и видах деятельности, а это повлечет за собой сговор снабженца с поставщиками.

Не смотря на существующие негативные стороны в развитии логистики в России, существуют и большие плюсы и предпосылки в развитии логистических идей в отечественной экономике. Одним из таких плюсов является вузовская подготовка специалистов по многим дисциплинам, имеющим отношение к логистике прямо или качественно. Также существует большое количество научных трудов и разработок в разных областях логистики. «Логистика» как термин и как научная дисциплина преподается и применяется в нашей стране сравнительно недавно. Отдельные теоретические направления логистики изучались в наших вузах в составе ряда дисциплин, таких как маркетинг, коммерция, экономика, управление запасами, организация и управление грузовыми перевозками и др. Сегодня существуют и создаются факультеты логистики, отдельные кафедры, и многие вузы заинтересованы в дальнейшем открытии специальностей в области логистики.

Выделим одну из самых известных кафедр логистики «Государственного научно-исследовательского университета — Высшей школы экономики» (НИУ-ВШЭ), которая внесла огромный вклад в развитие и управление логистикой. На базе университета созданы международный центр логистики и школа отечественной логистики, которые на протяжении последних лет признаны не только в России, но и за рубежом. Отделение логистики при Международном центре логистики ВШЭ внесло существенный вклад в формирование теоретических основ, в изучение адаптации и распространения передового российского и международного опыта внедрения передовых технологий логистики, в создание логистической инфраструктуры в народнохозяйственном комплексе России.

Еще одним плюсом в формировании логистики является научно-техническое, материальное, хозяйственное развитие, связанное с внедрением в промышленное производство новых систем управления материальными потоками и с развитием инновационной логистики. В настоящее время в нашей стране предпринимаются попытки внедрения информационных технологий в логистической системе, что ускоряет обработку и получение данных. Инновационная логистика на практике дает мощный толчок к повышению конкурентоспособности организаций и выпускаемой ими продукции.

По статистическим исследованиям Г. В. Грица, «объем отечественного рынка логистических услуг составляет 33,2 млрд долл. США, транспортные услуги -28,1 млрд., экспедиторские -3,6 млрд., складские и дистрибьюторские -1,2 млрд., управленческая логистика -300 млн. долл. США. Ежегодный рост отечественного экспедиторского рынка составляет около 7 %, логистического аутсортинга до 30 % в год» [6]. Из представленной нами статистики Г. В. Грица можно сделать вывод, что отечественный логистический рынок движется по пути внедрения в международное экономическое пространство.

27 июня 2013 г. в Москве состоялась 11 церемония награждения в рамках ежегодного национального рейтинга «Логистический оператор России» 2012 г., показывая как динамично развивается логистический рынок услуг в России. Рейтинг «Логистический оператор России» — это в первую очередь бизнес-площадка и партнерские отношения на логистическом рынке, где участвуют лидирующие и динамично развивающиеся компании. За 2012 г. общий оборот ведущих компаний рынка логистических услуг России из числа 10 лучших составил 193 млрд руб. (по отношению к 2011 г. рост составил 16,2 %). На протяжении уже одиннадцати лет Рейтинг «Логистический оператор России» выявляет лучшие компании на этом рынке. Десятка лучших формируется по величине годового оборота компаний, превышающего 3 млрд руб. Значительный вклад в развитие внесли и компании со средней динамике годового оборота (табл. 2) [7].

Таблица 2

Лучшие компании на рынке логистических услуг по итогам рейтинга «Логистический оператор России»

Лидеры рынка (ТОР-10) логистических услуг

по итогам 2012 г.

ТОР-5 по средней динамике годового оборота за 2011–2012 г.

— ЗАО фирма ЦВ «Протек», Москва;

— Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс», Москва;

— Группа компаний «АЛИДИ», Нижегородская область;

— Asstra Associated Traffic AG, Москва;

— ITELLA, Московская область;

— ГК «СМАЙЛ», Казань;

— «ФМ Ложистик», Московская область;

— DPD в России, Москва;

— STS Logistics, Москва;

— ООО«СПСР-ЭКСПРЕСС», Москва

— «ТРАСКО», Московская область;

— ООО «ВЛ Лоджистик», Владивосток;

— ООО «ЛогЛаб», Москва;

— AlbatrosCargo, Москва;

— ЗАО «КвенбергЛогистикс Рус», Санкт-Петербург.

По словам многих экспертов, в первой половине 2011 г. отечественный транспортно-логистический рынок взял курс на улучшение ситуации: увеличился объем заказов в складских и транспортно-экспедиторских компаниях, возросло количество заказов от производителей и компаний в торговой сети, обеспечивающих поток импортного груза в Россию. В среднем общие расходы на логистику во всем мире (в доле выручки от ВВП) составляют 16,7 % ВВП. Наша страна в сравнении с экономически развитыми странами развивается аналогично, и величина расходов на логистику составляет 9115 млрд руб. Ведущие и развивающиеся компании отечественного логистического рынка поэтапно совершенствуют стратегию, ориентированную на развитие сферы поставок, предлагают своим клиентам в соответствии с международными требованиями большой спектр логистических услуг (см. рис.) в области управления и построения цепочки поставок [8].

Рис. Комплекс услуг, предлагаемых логистическими операторами

Несмотря на то, что логистика как наука находится еще на начальном этапе своего развития, из проведенного нами исследования, можно сделать вывод, что инновационная логистика для многих отраслей производства является важным фактором и фундаментом в наращивании экономического потенциала нашей страны. Все это говорит и о способности и готовности рыночной структуры в качественной организации потоковых процессов на основе стратегического и оперативного процесса. Эти процессы в условиях мировой экономики имеют особое значение и оказывают непосредственное влияние на качество выпускаемой продукции, совершенствование экономической политики нашего государства и на повышение эффективности проводимых экономических реформ.

Литература:

1.         URL: http://vedomosti.ru/politics/.

2.         Российский статистический ежегодник. — М. 2012.

3.         Скоробогатых И. И. Индустрия товаров класса «люкс» как инновационный драйвер международных экономических систем // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция/ РИСК. 2010. № 1.

4.         Рыбалкина О. Классификация и методическое обеспечение логистических инноваций // Логистика. 2011. № 2 (70).С. 121–122.

5.         Дорофеев А. Н. Тренды развития транспортной логистики // Логистика. 2011. № 2(21).

6.         Гриц Г. В. Геополитика «Государственная логика в логистике» //Автоперевозчик. 2009. № 2. (111).

7.         URL: http://www.logistics.ru/scm/news/itogi-reytinga-logisticheskiy-operator-rossii/.

8.         URL:http://www.loginet.ru/blogs/articles/2012/12/11/transportno-logisticheskiy-rynok-rossii-vykhodit-iz-krizisa.aspx.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle