Библиографическое описание:

Хуснутдинова А. Б., Мануйлова Г. Р. Некоторые аспекты образа жизни современных школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1123-1125.

По данным многочисленных исследований установлено, что, начиная с 90-х годов прошлого столетия, в России наблюдается ухудшение здоровья детей и подростков, что связано не только с ухудшением социально-экономического положения страны, семьи, но и образом жизни как взрослых, так и детей.

Гиподинамия, увлечение компьютерными играми, несбалансированное питание, напряженные отношения в семье и школе, дефицит ночного сна, потребление различных психоактивных веществ (курение, алкоголь, наркотики) — основные факторы риска снижения здоровья школьников [3]. По мнению профессора Кучмы В. Р. наиболее агрессивными факторами являются высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, недостаточная эффективность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

В связи с актуальностью проблемы формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни подрастающего поколения нами было проведено социально-гигиеническое исследование некоторых аспектов образа жизни современных школьников.

Исследование проводилось на базе одного из лицеев г.Уфы. Для исследования был использован социологический метод. Опрос проводился анонимно, по специально разработанной анкете. В опросе приняли участие 60 учащихся 9–10 классов, из них 44 % — юноши, 56 % — девушки.

В результате анкетирования были получены следующие данные. Распределение ответов респондентов, как юношей, так и девушек, на вопрос «По Вашему мнению, интересно ли Вы живете?», было примерно одинаковое: более чем каждый второй (53,6 %) ответил, что «жизнь их интересна». В то же время каждый пятый (21,9 %) дал категоричный, альтернативный ответ, указав, что «жизнь их не интересна». На «посредственно» оценили свою жизнь 21,7 % респондентов.

Свободное от учебы время школьники проводят по-разному. Так, среди девушек в 1,7 раза оказалось больше тех, кто посвящает чтению литературы (14,5 % против 8,7 % среди юношей), музыке (20,0 % против 8,7 % среди юношей). В группе респондентов-юношей было несколько больше тех, кто занимается различными видами спорта (30,4 % против 21,8 % среди девушек), увлекающихся техникой, компьютерными играми и интернетом (21,7 % против 14,5 %). Между тем, и среди юношей, и среди девушек удельный вес лиц указавших, что у них нет свободного времени, оказался примерно одинаковым: 15,2 % среди юношей, и 12,7 % среди девушек.

В наше время, большую роль в формировании психики ребенка, играет социально-психологический климат в школе и отношения, сложившиеся между преподавателями и учащимися [1,5,6]. На удовлетворенность социально-психологическим климатом в школе указал только каждый пятый респондент (21,0 %), практически каждый третий школьник (29,3 %) ответил, что их он не устраивает. Каждый второй участник опроса выбрал ответ «скорее да, чем нет». Следует отметить, что в большей степени не устраивал социально-психологический климат в школе юношей, нежели девушек (33,3 % против 25,8 %). Сложившиеся отношения между преподавателями и учащимися устраивают каждого третьего респондента (34,0 %).

Важной составляющей ЗОЖ является физкультура и спорт. На вопрос «Насколько активно Вы занимаетесь физкультурой и спортом», 96,4 % юношей ответило «постоянно» и 3,6 % «от случая к случаю». Отрицательных ответов среди юношей не получено вовсе. В то же время среди девушек только 37,5 % постоянно занимаются спортом, каждая вторая (53,1 %) «от случая к случаю» и 9,4 % не занимаются вовсе.

Для активных занятий спортом в лицее работают секции: настольный теннис, волейбол, шашки, борьба, туризм и др. Однако, как считают 56,7 % опрошенных, в лицее не созданы достаточные условия для занятий физкультурой и спортом. С другой стороны, 43,3 % опрошенных школьников все условия вполне устраивают.

На вопрос «Занимаетесь ли Вы закаливанием организма?» 88,3 % респондентов ответили, что не занимаются закаливанием, 3,4 % не считают закаливание необходимой процедурой и только в 8,3 % ответов прозвучали утвердительные ответы.

Из наших данных следует, что все опрошенные юноши и девушки считают, что важным условием ведения здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены: с ответом «очень важно» согласились 75,8 % и с ответом «скорее важно» — 24,2 % всех участников.

Особенностью современных школьников является повышение распространенности среди них саморазрушительных видов поведения, таких, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, что существенно усугубляет негативные тенденции состояния здоровья, наблюдаемые в настоящий период. [2,8,10]. Среди опрошенных нами школьников 60,7 % юношей и 87,5 % девушек ответили, что не курят. Но при этом каждый четвертый (25 %) из всех опрошенных ответил, что изредка они «травят» свой организм курением (39,3 % юношей и 12,5 % девушек).

Еще одна не менее важная проблема в нашем обществе — высокая распространенность употребления спиртных напитков. 45,0 % опрошенных нами учащихся утверждают, что употребляют водку, вино, пиво. Среди юношей подобно ответивших было несколько больше, чем среди девушек (50 % против 40,6 %).

Мнение респондентов по вопросу «Представляет ли опасность употребление спиртных напитков для Вашего здоровья?» распределилось следующим образом: большинство школьников (61,6 %) считают, что употребление спиртных напитков влияет на здоровье. Однако каждый третий-четвертый респондент (28,3 %) отрицает подобное влияние, а каждый десятый (10,1 %) ответил «не знаю».

Согласно официальным данным, от общего числа зарегистрированных наркоманов в России 20 % — это школьники, 60 % — молодежь в возрасте 16–30 лет и 20 % — люди более старшего возраста [12]. Средний возраст приобщения к наркотикам составляет 15–17 лет, наблюдается тенденция роста численности детей в возрасте 9–13 лет, употребляющих наркотики. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет — к наркомании их приобщают родители-наркоманы [12]. Нам было интересно узнать, наскольконаши респонденты осведомлены по данной проблеме и с этой целью в анкете были сформулированы ряд вопросов. Из ответов на вопрос «Сталкивались ли вы с проблемами употребления наркотиков?» следует, что10,5 % школьников имели друга наркомана. По одному школьнику ответили (1,7 %), что сами пробовали наркотик 1–2 раза или же есть потребитель наркотика в его собственной семье, или в семье знакомых. Большая часть (84,4 %) опрошенных ответили, что они «К счастью, никогда не сталкивались с этой проблемой».

На вопрос «Употребляли ли Вы или Ваши друзья какие-нибудь таблетки или вещества одурманивающего действия?», как среди юношей, так и среди девушек, распределение ответов оказалось приблизительно одинаковым. В обеих группах ребят, давших положительный ответ на данный вопрос, было около 30 %.

Известно, что рациональное питание, являясь важнейшей составной частью ЗОЖ, способствует сохранению здоровья, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию [4,11]. Из результатов анкетирования нами установлено, что большинство (86,6 %) подростков считают рациональное питание составной частью здорового образа жизни. Однако каждый десятый (10 %) не согласились с этим, а остальные (3,4 %) ответили, что не знают. Значительная часть юношей и девушек рациональное питание ассоциируют только с соблюдением режима питания (соответственно по полу 56,3 % и 42,0 %) или же с соблюдением равновесия между поступающей с пищей и расходуемой человеком энергией (соответственно 37,5 % и 44,1 %).

Среди опрошенных девушек каждая третья (34,3 %) придерживалась какой-либо диеты, в основном раздельного питания или отказа от хлебобулочных изделий.

Понятие «здоровый образ жизни» наши респонденты связывают с правильным питанием (16,2 % ответов), соблюдением личной гигиены (15,8 %), отсутствием вредных привычек (15,0 %), оптимальным двигательным режимом (14,2 %), спортом и отсутствием стрессов (по 12,7 %).

По мнению более чем каждого третьего (36,6 %) учащегося, мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни, в лицее проводятся в не достаточной мере. Практически столько же (38,4 %) опрошенных вовсе не слышали о таких мероприятиях. Каждый четвертый респондент (25,0 %) считает, что таких мероприятий в школе достаточно.

Работа по формированию здорового образа жизни в образовательных организациях должна осуществляться через специальный непрерывный учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», интегрированные взаимосвязи с другими предметами, быть системной и комплексной и подкрепленной внеклассными воспитательными мероприятиями [9].

Вопросы, касающиеся здоровья и здорового образа жизни, согласно ответам наших школьников, они обсуждают на уроках «биология» (64,1 % из всех ответов), уроках «география» (16,4 %), «математический анализ» (10,4 %), «основы безопасности жизнедеятельности» (2,9 % ответов), а также на классных часах (2,9 %).

Таким образом, проведенное нами исследование на базе одного из лицеев г. Уфы позволило выявить достаточно высокий (86,7 %) уровень знаний современных школьников о факторах здорового образа жизни. Лицей обладает потенциалом для успешной реализации системы позитивной профилактики, направленной на воспитание психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ, т. е. личности безопасного типа поведения.

Литература:

1.                  Борисова, А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С.375–377.

2.      Горбаткова, Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.

3.      Кучма, В.Р., Школы здоровья в России (концепция, планирование и развитие) / Кучма В. Р. и др. — М.: Издатель Научный Центр здоровья детей РАМН. — 2009. — 128с.

4.      Рациональное и адекватное питание школьников: пособие для педагогов образовательных учреждений/ под ред. профессора Н. П. Сетко. — Оренбург: ГУ «РЦРО». — 2008.- 196с.

5.      Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.

6.      Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 494–496.

7.      Титова, Т. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий в охране здоровья девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях: автореф… канд. мед. наук. — Самара, 2005. — 24с.

8.      Хуснутдинова, З. А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Г. Саитгалиева // Социологические исследования. — 2013. –№ 6. — С. 86–90.

9.      Хуснутдинова, З. А. Медико-социальная и индивидуально-психологическая характеристика подростков наркоманов и их здоровых сибсов / З. А. Хуснутдинова, М. Д. Туляков // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. — 2013. –№ 3–1 (91). — С. 126–130.

10.  Хуснутдинова, З. А. Современные проблемы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков школьного возраста // Медицинский вестник Башкортостана. — 2011. –Т. 6. — № 6. — С. 16–19.

11.  Шурыгина В. В. К вопросу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях /Сборник Материалов Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине. — 2010. — С. 661–664.

12.  http://ria.ru/spravka/20100422/225438645.html#13943903167934&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения: 10.03.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle