Библиографическое описание:

Латина С. В. К вопросу об инкорпорировании гендерных исследований в науки о культуре // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1153-1156.

Актуальность темыопределяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований гендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX — XX вв., внесли значительные изменения во взаимоотношения между мужским и женским полом во всех областях культуры, обусловили проявление активной деятельности женщин в профессиональной сфере, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различий занимаемых ими места в обществе, идентичности и сексуальности привело к возникновению научного интереса к гендерным исследованиям, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «гендер». Понимание гендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить гендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Гендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие гендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социально-гуманитарного знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, гендерные исследования дают возможность кардинально по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом гендерной специфики.

В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. При проведении гендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что гендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, войдя в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование гендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение гендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского (маскулинного) и женского (феминного)[1]. Под науками о культуре, согласно концепции Джеймса Фейблмана, нами понимаются все дисциплины, так или иначе, изучающие разные аспекты человеческой культуры.

Социально-гуманитарные науки составили наиболее благоприятную базу для развития гендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что гендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни простой горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью крестьянки в русских селениях, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С. Г. Айвазова, Н. Бошковска, В. А. Веременко, Л. Н. Денисова, Н. В. Досина, Н. Л. Пушкарева, О. Д. Шемякина).

Инкорпорирование гендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие гендерные характеристики личности, как гендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клецина, И. С. Кон, А. А. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды З. Фрейда, родоначальника психоанализа, оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б. Г. Ананьева, В. Е. Кагана, Е. П. Ильина, Т. В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды О. Р. Демидовой, Н. Л. Пушкаревой, С. Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация гендерного подхода и гендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (С. В. Рассадин, И. А. Жеребкина, Г. А. Брандт, О. А. Воронина, А. А. Костикова).

В рамках российских и зарубежных гендерных исследований существуют работы, посвящённые участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С. Г. Айвазова, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина, Г. Г. Силласте).

Одной из основных тем гендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. Милль, М. Киммел, Н. М. Римашевская, С. Ю. Рощин, Р. П. Колосова).

Применение гендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть гендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать гендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А. Р. Усманова, Т. А. Клименкова, Е. В. Тараканова, К. С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии гендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в исследование различных сфер жизни[2]. Изучение опыта зарубежных ученых в области гендерных исследований также позволило российским исследователям применить гендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С. Г. Айвазова, А. В. Белова, Л. С. Ржаницына, А. В. Смирнова, Л. В. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию гендерного анализа в области самих гендерных исследований, эксплицировать возможность использования «гендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке гендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием гендерного подхода к исследованию явлений культуры (Н. А. Усачева, Т. А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии гендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры гендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей, ведущих индивидуальную работу в русле гендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие гендерного образования[3], проведение гендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства[4], семейные проблемы[5], изучение гендерной проблематики в области социологии и социальной теории[6], история женского движения[7], проблемы насилия[8]. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле гендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу гендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач гендерного анализа, специфики методологии гендерных исследований, статуса и перспектив современных гендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Литература:

1.                  Айвазова, С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С. Г. Айвазова. — М., 2008. — 177 с.

2.                  Белова, А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в. / А. В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.

3.                  Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; пер. с англ. — М., 2004. — 336 с.

4.                  Здравомыслова Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.indepsocres.spb.ru/zdrav4.htm

5.                  Клецина, И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С 61–87.

6.                  Латина, С. В. Женские образы в книге-эссе С. Де Бовуар «Второй пол» [Текст] / С. В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — 2010. — № II-2 (2). — С. 105–110.

7.                  Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н. Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. — Тверь, 2005.

8.                  Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. / А. В. Смирнова. — М.: ЗАО «Олита», 2005. — 80с.

9.                  Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры: Учебное пособие / Т. А. Чебанюк. — СПб.: Наука, 2010. — 350 с.

10.              Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 316 с.



[1] Латина, С.В. Концепты «маскулинность» и «фемининность» в американской культуре и их исследование в англо-американской науке [Текст] / С.В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2011. –  № I-2 (5). – С. 85 – 90.

[2] Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. – Братислава, 2007. – Ч. 1; Пособие по гендерному анализу [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/index.htm#1; Гендерный анализ: руководство по разработке стратегии. Практическое пособие / под ред. Н. Шведовой. Министерство по делам женщин Канады [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/easygender/add1.html

[3] Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.ru/; Ивановский центр гендерных исследований http://icgs.ru/; Тверской центр женской истории и гендерных исследований http://www.tvergenderstudies.ru/; Центр гендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vspu.ru/centr-gendernyh-issledovanii; Ставропольский государственный университет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stavsu.ru/

[4] Московский центр гендерных исследований http://www.gender.ru/; Карельский центр гендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/

[5] Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/; Европейский университет в Санкт-Петербурге http://www.eu.spb.ru/; КНАГТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.knastu.ru/; Самарский центр гендерных исследований http://samaragender.narod.ru/].

[6] Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://sstu-socwork.narod.ru/gendresearch.htm; Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://www.altstu.ru/structure/unit/cgiigo/

[7] Тюменский центр гендерных исследований http://fiipn.utmn.ru/; Центр этногендерных исследований http://www.iea.ras.ru/

[8] Карельский центр гендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/; Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Основные термины: гендерных исследований, гендерного подхода, Применение гендерного подхода, центр гендерных исследований, гендерный подход, Режим доступа, гендерных исследований современной, инкорпорировании гендерных исследований, Электронный ресурс, Развитие гендерных исследований, проведении гендерных исследований, развития гендерных исследований, гендерных исследований в России, в области гендерных исследований, и зарубежных гендерных исследований, в русле гендерных исследований, центров гендерных исследований, Центры гендерных исследований, методологии гендерных исследований, гендерных исследований Волгоградского

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle