Библиографическое описание:

Латина С. В. К вопросу об инкорпорировании гендерных исследований в науки о культуре // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1153-1156.

Актуальность темыопределяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований гендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX — XX вв., внесли значительные изменения во взаимоотношения между мужским и женским полом во всех областях культуры, обусловили проявление активной деятельности женщин в профессиональной сфере, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различий занимаемых ими места в обществе, идентичности и сексуальности привело к возникновению научного интереса к гендерным исследованиям, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «гендер». Понимание гендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить гендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Гендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие гендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социально-гуманитарного знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, гендерные исследования дают возможность кардинально по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом гендерной специфики.

В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. При проведении гендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что гендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, войдя в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование гендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение гендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского (маскулинного) и женского (феминного)[1]. Под науками о культуре, согласно концепции Джеймса Фейблмана, нами понимаются все дисциплины, так или иначе, изучающие разные аспекты человеческой культуры.

Социально-гуманитарные науки составили наиболее благоприятную базу для развития гендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что гендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни простой горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью крестьянки в русских селениях, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С. Г. Айвазова, Н. Бошковска, В. А. Веременко, Л. Н. Денисова, Н. В. Досина, Н. Л. Пушкарева, О. Д. Шемякина).

Инкорпорирование гендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие гендерные характеристики личности, как гендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е. А. Здравомыслова, И. С. Клецина, И. С. Кон, А. А. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды З. Фрейда, родоначальника психоанализа, оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б. Г. Ананьева, В. Е. Кагана, Е. П. Ильина, Т. В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды О. Р. Демидовой, Н. Л. Пушкаревой, С. Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация гендерного подхода и гендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (С. В. Рассадин, И. А. Жеребкина, Г. А. Брандт, О. А. Воронина, А. А. Костикова).

В рамках российских и зарубежных гендерных исследований существуют работы, посвящённые участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С. Г. Айвазова, Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина, Г. Г. Силласте).

Одной из основных тем гендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. Милль, М. Киммел, Н. М. Римашевская, С. Ю. Рощин, Р. П. Колосова).

Применение гендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть гендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать гендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А. Р. Усманова, Т. А. Клименкова, Е. В. Тараканова, К. С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии гендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения гендерного подхода в исследование различных сфер жизни[2]. Изучение опыта зарубежных ученых в области гендерных исследований также позволило российским исследователям применить гендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С. Г. Айвазова, А. В. Белова, Л. С. Ржаницына, А. В. Смирнова, Л. В. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию гендерного анализа в области самих гендерных исследований, эксплицировать возможность использования «гендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке гендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием гендерного подхода к исследованию явлений культуры (Н. А. Усачева, Т. А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии гендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры гендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей, ведущих индивидуальную работу в русле гендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие гендерного образования[3], проведение гендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства[4], семейные проблемы[5], изучение гендерной проблематики в области социологии и социальной теории[6], история женского движения[7], проблемы насилия[8]. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле гендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу гендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач гендерного анализа, специфики методологии гендерных исследований, статуса и перспектив современных гендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Литература:

1.                  Айвазова, С. Г. Российские выборы: гендерное прочтение / С. Г. Айвазова. — М., 2008. — 177 с.

2.                  Белова, А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середина XIX в. / А. В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.

3.                  Бем, С. Л. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С. Бем; пер. с англ. — М., 2004. — 336 с.

4.                  Здравомыслова Е. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.indepsocres.spb.ru/zdrav4.htm

5.                  Клецина, И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С 61–87.

6.                  Латина, С. В. Женские образы в книге-эссе С. Де Бовуар «Второй пол» [Текст] / С. В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. — 2010. — № II-2 (2). — С. 105–110.

7.                  Пушкарева, Н. Л. Предмет и перспективы гендерного подхода в исторических науках / Н. Л. Пушкарева // Пол и гендер в науках о человеке и обществе. — Тверь, 2005.

8.                  Смирнова, А. В. Учимся жить в обществе. Гендерный анализ школьных учебников. / А. В. Смирнова. — М.: ЗАО «Олита», 2005. — 80с.

9.                  Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры: Учебное пособие / Т. А. Чебанюк. — СПб.: Наука, 2010. — 350 с.

10.              Штылева, Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ / Л. В. Штылева. — М.: ПЕРСЭ, 2008. — 316 с.



[1] Латина, С.В. Концепты «маскулинность» и «фемининность» в американской культуре и их исследование в англо-американской науке [Текст] / С.В. Латина // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре. – 2011. –  № I-2 (5). – С. 85 – 90.

[2] Практическое руководство по внедрению гендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. – Братислава, 2007. – Ч. 1; Пособие по гендерному анализу [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender_analysis/index.htm#1; Гендерный анализ: руководство по разработке стратегии. Практическое пособие / под ред. Н. Шведовой. Министерство по делам женщин Канады [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/easygender/add1.html

[3] Московский центр гендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gender.ru/; Ивановский центр гендерных исследований http://icgs.ru/; Тверской центр женской истории и гендерных исследований http://www.tvergenderstudies.ru/; Центр гендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vspu.ru/centr-gendernyh-issledovanii; Ставропольский государственный университет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stavsu.ru/

[4] Московский центр гендерных исследований http://www.gender.ru/; Карельский центр гендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/

[5] Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/; Европейский университет в Санкт-Петербурге http://www.eu.spb.ru/; КНАГТУ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.knastu.ru/; Самарский центр гендерных исследований http://samaragender.narod.ru/].

[6] Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://sstu-socwork.narod.ru/gendresearch.htm; Центр гендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://www.altstu.ru/structure/unit/cgiigo/

[7] Тюменский центр гендерных исследований http://fiipn.utmn.ru/; Центр этногендерных исследований http://www.iea.ras.ru/

[8] Карельский центр гендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/; Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle