Библиографическое описание:

Полуднякова Н. А., Вильцина С. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1068-1071.

Статья посвящена использованию дидактических методов активизации познавательной деятельности в образовательном процессе школы. В работе дан ретроспективный анализ дидактических методов активизации познавательной деятельности и рекомендации по их использованию в рамках классно-урочной системы.

Ключевые слова:дидактика, активизация, урок, школа, ученик, метод.

В контексте гуманитано-аксиологического подхода меняется в целом направление деятельности школы, целью становиться личность ученика, ее всестороннее развитие на основе формирования общечеловеческих и предметных ценностей. Концепции гуманизации и гуманитаризации образования находят выражение в демократизации школы, гуманитаризации обучения, профильной и уровневой дифференциации, развитии системы образования, создании условий комфортного обучения и ориентации на активную познавательную деятельность учащихся. В свете гуманитарно-аксиологичсекого подхода методы активизации познавательной деятельности должны быть ориентированы на целевые установки изучаемого курса и его содержание [3; 6; 9; 12; 14].

Следовательно, гуманитарно-аксиологический подход актуализирует отбор таких методов активизации познавательной деятельности, которые способствуют реализации целевых установок образовательной деятельности школы, подготавливающей учащихся к восприятию идеи системного видения мира.

Процесс обучения школьников представляет собой целостную систему, основными элементами которой является цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение), и результат обучения. Переменными составляющими этого процесса являются средства управления: содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения, организационные формы обучения. Однако все изложенные переменные должны быть соподчинены специфике обучающего курса, позиционирующего принцип «активного обучения» без которого усвоение концепций системной организации мироздания является труднореализуемой задачей. Так, формулируя основное требование к реализации активного обучения, следует подчеркнуть, что эффективное усвоение знаний и способов деятельности предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося [1; 4; 8; 11].

Таким образом, можно выделить группу методов активизации познавательной деятельности, способствующих реализации целевых установок ФГОС ООО 2-го поколения путем реализации принципа «активного обучения».

Такой группой являются дидактические методы активизации познавательной деятельности, которые Л. А. Сорокина определяет как педагогическое воздействие на учащегося средствами обучения с целью побуждения его к энергичному, целенаправленному изучению естествознания [2; 5; 7; 10].

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень ее самостоятельности и должны служить важным критерием выбора метода. Л. А. Сорокина предлагает выделять пять методов обучения, при этом в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает (таблица 1) [10; 13].

Таблица 1

Классификация дидактических методов по характеру деятельности обучаемых (П — предметные планируемые результаты; М — метапредметные планируемые результаты; Л — личностные планируемые результаты)

Метод

Вид деятельности

Уровни умственной деятельности/работоспособности

Уровни планируемых результатов обучения

Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)

Репродуктивный с помощью педагога

I — узнавание

(операторский)

I

II

система предметных знаний (П)

Репродуктивный

Репродуктивный самостоятельный

II — воспроизведение

(операторско-интеллектуальный)

III

IV

обобщение имеющихся знаний

(П-М)

Проблемное изложение

Продуктивный с помощью педагога

III — применение (интеллектуальный)

IV

V

действия со знаниями, самооценка

(П-М)

Мозговой штурм

Продуктивный с помощью педагога

III — применение (интеллектуальный)

IV

V

действия со знаниями, самооценка

(П-М)

Эвристический (частично-поисковый).

Продуктивный под руководством педагога

III — применение (интеллектуальный)

IV — творчество (интеллектуально –творческий)

V

VI

практическое применение знаний, самоопределение, смыслообразование

(П-М-Л)

Исследовательский

Продуктивный самостоятельный

V — гармония (творчески-гармоничный)

VI

VII

морально-этическая ориентация, коммуникация

(П-М-Л)

1.                  Информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные) методы активизации познавательной деятельности.

Информационно-рецептивные методы активизации познавательной деятельности определяется как способ подачи знаний, при котором учитель сообщает готовую информацию с помощью устного и печатного слова, а также демонстрации наглядных средств и просмотра фильмов. Полученные знания учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти, руководствуюсь наличием познавательного интереса, формирующегося в процессе взаимодействия между субъектами образовательного процесса. В структуре учебного предмета и классно-урочной системе информационно-рецептивные методы активизации познавательной деятельности используется в течение урока, составляя его основную часть.

2.                  Репродуктивные методы активизации познавательной деятельности.

Репродуктивные методы активизации познавательной деятельности определяются как способ подачи информации, при котором учитель организует деятельность школьников по воспроизведению имеющихся у них знаний и способов деятельности, ориентируясь на развитие их познавательного интереса. В структуре учебного предмета и классно-урочной репродуктивные методы активизации познавательной деятельности используется в течение урока.

3.                  Проблемное изложение.

Проблемное изложение определяется как способ подачи информации не готовом виде, а в форме раскрытой проблемы для поиска научной истины. В структуре учебного предмета и классно-урочной проблемное изложение используется как основная «линия» урока.

4.                  Мозговой штурм.

Мозговой штурм определяется как способ подачи информации, который представляет собой единство двух моментов — выдвижения идей и их развития. В структуре учебного предмета и классно-урочной мозговой штурм используется как основная «линия» урока.

5.                  Эвристические (частично-поисковые) методы активизации познавательной деятельности.

Эвристические методы активизации познавательной деятельности определяются как способ подачи информации, при котором учитель привлекает обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнению отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. В структуре учебного предмета и классно-урочной системе эвристические методы активизации познавательной деятельности используется в течение урока, составляя его основную часть.

6.                  Исследовательские методы активизации познавательной деятельности.

Исследовательские методы активизации познавательной деятельности определяются как способ подачи информации, при котором учитель конструирует исследовательские задания и проблемные задачи, самостоятельно решаемые учащимися с последующим контролем. В структуре учебного предмета и классно-урочной системе исследовательские методы активизации познавательной деятельности используется в течение урока, составляя его основную часть.

В заключении можно сказать, что грамотное применение дидактических методов активизации познавательной деятельности позволяет формировать высокие планируемые результаты обучения у школьников, с помощью которых повышается общая эффективность освоения основной образовательной программы на фоне высокой мотивационной потребности обучающихся и их интереса к учебным предметам.

Литература:

Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle