Библиографическое описание:

Буркина В. А., Титова Е. И. О некоторых приоритетах модульного обучения в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 925-927.

В настоящее время в учебных планах, регламентирующих процесс обучения в высших учебных заведениях, наметилась тенденция к сокращению количества часов, отводимых на изучение дисциплин естественно-математического цикла. Одновременно происходит возрастание требований к качеству приобретенных учащимися знаний, умений и навыков. В связи с этим преподаватели сталкиваются с проблемой как быстро и качественно обучить студентов курсу высшей математики.

Один из путей решения этой проблемы связан с модульным обучением, позволяющим комплексно решать такие актуальные педагогические задачи, как обеспечение индивидуального темпа учения, учет возможностей, склонностей и потребностей ученика, обучение умениям самостоятельной работы с разными источниками информации, самостоятельному освоению материала и, следовательно, приобретение качественных знаний и умений.

Основой модульной системы является разбиение изучаемого курса на модули. Разделение на модули следует производить с учетом логики самого предмета математики, а также требований кафедры по специальности и возможностей студентов. При этом, четко представляя модули, их содержание по учебной карте, студенту легче ориентироваться в предмете и понять структуру предмета, легко организовать свою учебную деятельность. Преподавателю удобно оценивать работу студента, ставить баллы по конкретным модулям, легче проследить его работу, т. е. легко наладить так необходимую обратную связь. Появляется возможность индивидуального подхода к обучению каждого студента. В связи с этим можно дать следующее определение модуля в курсе высшей математики. Модуль — это учебная базовая единица цельной и логически структурированной программы по высшей математике. Она включает в себя логически и дидактически завершенные самостоятельные разделы лекционного и практического курсов по высшей математике, учебно-технологические карты, литературу, контрольные блоки и форму отчетности.

При модульном обучении в первую очередь формируются задачи обучения, затем — контроль за их усвоением и только после этого готовится учебный материал, помогающий студенту решить поставленные задачи. Модули позволяют сочетать разнообразную учебную и преподавательскую деятельность. Акцентируется учебная деятельность студентов. При традиционном подходе происходит ориентация на деятельность преподавателя, который дает знания студентам, акцент делается на преподавание. Чаще всего роль студента является пассивной, то есть сводится к чтению текста или слушанию преподавателя.

При модульном подходе обеспечивается активное участие студента, который усваивает информацию в активной работе с учебным материалом. Каждый студент может учиться в собственном темпе, усваивать отдельные модули самостоятельно, если сумеет доказать, что решил поставленные перед ним задачи. При традиционном обучении студент вынужден пройти весь курс в одном и том же темпе, в одно и то же время и закончить вместе со всеми студентами. Контроль при таком подходе происходит лишь на этапе комплексного контроля — экзамене. При модульном обучении происходит немедленный контроль и коррекция уровня усвоения. Причем контроль осуществляется по критериям результативности обучения, оценка результатов конкретного студента не зависит от оценки результатов группы.

В модульной системе, в отличие от традиционного, изменяется роль преподавателя как элемента педагогической системы. В тоже время, предоставление определенной самостоятельности студенту в выборе целей, содержания, форм, методов и средств учебной деятельности не снижает его ответственности за процесс и результат обучения. Субъект — субъектные отношения преподавателя и студента выражаются в «принципе паритетности», согласно которому субъекты становятся полноправными участниками учебного процесса, заинтересованными в достижении необходимого конечного результата. Здесь имеет совместный выбор ими оптимального пути обучения для каждого конкретного студента. Преподаватель осуществляет обратную связь, которая позволяет увидеть уровень подготовленности студентов, соответствие избранных форм, средств и т. д. содержанию обучения, проследить за качеством и темпом усвоения учебных элементов, модулей или модульной программы в целом и на этой основе вовремя скорректировать процесс обучения. Преподаватель создает условия для самоуправления, поэтому он определяет оптимальную долю личного участия в процессе управления обучением.

Значительное увеличение удельного веса самостоятельной работы и уменьшение лекционных занятий при модульном обучении требует от преподавателя владение широким спектром разнообразных форм, методов и средств организационного обучения и стимулирования самообразовательной работы. Существенно изменяется функция преподавателя: акцент переносится с сугубо информационной на консультационно-координирующую. В соответствии с «принципом распространенности методического консультирования» преподаватель предлагает варианты, пути усвоения знаний, ориентируясь на которые студент строит индивидуальное обучение.

Как видно, модульное обучение, в силу своих отличительных особенностей, позволяет выявить его высокую технологичность, которая определяется:

-          структуризацией содержания обучения;

-          четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

-          вариативностью структурных организационно — методических единиц.

Литература:

1.            Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 230.

2.            Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.            Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования// В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

4.            Селезнева, Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования [Текст]/ Н. А. Селезнева. — М.: ИЦПКПС, 2001. — 79с.

5.            Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения [Текст]/ П. А. Юцявичене. — Каупас, 1989. — 325с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle