Библиографическое описание:

Маркова Т. В. Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1027-1029.

Одним из направлений модернизации российской системы образования, в том числе и специальной (дефектологической) является компетентностный подход. Данный подход позволяет школьникам овладеть комплексом знаний и умений и успешно использовать их для решения конкретных жизненных задач (С. Г. Воровщиков, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.).

В основу проекта Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта [2], опубликованного в 2013 году, положена компетентностная модель (Маркова Т. В., Шевырева Т. В. 2014).Авторы концепции в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют два компонента: «академические компетенции» и «жизненные компетенции». Данные компоненты дополняют друг друга и формируются применительно к каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка (Малофеев Н. Н., О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, 2013). Определение академических компетенций и формирование компетентности у учащихся с нарушением интеллекта стали рассматриваться в работах отечественных дефектологов (Г. В. Васенков, Т. В. Маркова, Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева и др.) и зарубежных специалистов (А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская и др.)

В специальной (коррекционной) школе VIII вида ведутся поиски педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Одним из путей реализации компетентностного подхода в образовании является использование в процессе обучения компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания, моделирующие практическую (жизненную) ситуацию позволяют школьникам с нарушениями интеллектуального развития включиться в решение ситуационной задачи, базируясь на имеющихся знаниях и жизненном опыте.

Выделяют следующую структуру компетентностно-ориентированных заданий (Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач и др. [1]):

-          стимул, погружающий в контекст задания и мотивирующий на его выполнение;

-          задачная формулировка, указывающая на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

-          источник информации, содержащий необходимый материал для успешного выполнения задания;

-          бланк для выполнения задания (нужен в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен фиксироваться на специальном выданном бланке)

-          инструмент проверки — шкала критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдений и т. д.

А. В. Пашкевич [3] выделяет следующие уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:

1.      Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2.      Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3.      Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4.      Действия в творческой ситуации.

Примером компетентностно-ориентированных заданий могут быть создание кроссвордов по теме, таблиц, схем; выполнение проектов; подготовка доклада, выступления и т. п. В практике обучения общеобразовательных школ компетентностно-ориентированные задания часто используются в виде тестов открытого или закрытого типов. В заданиях открытого типа школьникам требуется самостоятельно сформулировать и записать ответ на поставленных вопрос. В заданиях закрытого типа — выбрать правильный ответ из предложенных, установить правильную последовательность событий, зачеркнуть неверный ответ и т. п. Мы считаем, что в практике специальной (коррекционной) школе VIII вида предпочтительнее использование заданий закрытого типа, т. к. умственно отсталые младшие школьники испытывают значительные затруднения в формулировке и записи решения поставленной проблемы, аргументации своего ответа. При разработке заданий открытого типа, следует формулировать вопрос так, чтобы подразумевался односложный ответ, либо оказывать помощь школьникам в виде иллюстраций, слов для справок и т. п.

Можно выделить следующие рекомендации при разработке компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников с нарушением интеллекта:

-          задания должны создавать условия для проявления компетенций в деятельности;

-          задания должны быть по возможности объективно оценены;

-          приоритет отдается комплексным заданиям, позволяющим оценивать различные компетенции.

В качестве примера, приводим компетентностно-ориентированные задания, которые используются нами в процессе формирования естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задание 1. Тема: «Ягоды» (4 класс).

Формируемые компетентности: естествоведческая, учебно-познавательная, информационная, читательская.

Преамбула: Васю и Машу бабушка угостила ягодами. «Какая вкусная брусника» — сказал Вася. «Нет, это не брусника, а клюква» — сказала Маша. Кто из ребят прав?

Задачная формулировка.

1. По описанию определи название ягоды.  

Растет на болоте. Листья мелкие и продолговатые. Цветет в июне. Ягоды красного цвета, созревают в сентябре.

1. Калина 2. Клюква 3. Брусника

Ключ:

2. Клюква

Оценка результатов выполнения задания:

4 балла — учащийся полностью самостоятельно выполнял задание.

3 балла — учащемуся стимулирующая помощь.

2 балла — учащемуся требовалась направляющая помощь.

1 балл — учащийся был способен выполнить задание только в случае применения обучающего вида помощи.

0 баллов — ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания учащимся.

Итого: максимум 4 балла:

-          «неудовлетворительно» — до 2 баллов;

-          «удовлетворительно»-2 балла;

-          «хорошо» — 3 балла;

-          «отлично» — 4 балла.

Задание 2.Тема: «Уход за комнатными растениями» (3 класс)

Формируемые компетентности: информационная, естествоведческая, коммуникативная.

Преамбула: тебе подарили комнатное растение — длинные свисающие стебли напоминают бороду; листья зеленые с серебристыми полосами.

Задачная формулировка:

1 уровень

1.                  Определите название растения. Обсудите в группе, составьте и запишите алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.

2.                  Составьте правила полива комнатных растений. Проверьте.

2 уровень

1.Определите название растения. Обсудите в группе, пронумеруйте по порядку рисунки — алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.

Источник информации: учебник.

Ключ к заданию 1.

1 уровень

Алгоритм ухода за традесканцией

1

Обрежь сухие листья.

2

Удали пыль с листьев.

3

Полей растение.

4

Разрыхли землю в цветочном горшке.

5

Протри горшок и вымой поддон.

2 уровень:

Критерии оценки:

1.                 Правильно определено растение (традесканция) — 2 балла.

2.                 За правильное написание и расположение действий по уходу за комнатным растением — 5 баллов (по 1 баллу за каждый пункт).

Максимальное количество баллов: 7 баллов.

-          «неудовлетворительно» — до 4 баллов;

-          «удовлетворительно»- 4–5 баллов;

-          «хорошо» — 5–6 баллов;

-          «отлично» — 7 баллов.

Таким образом, использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создавать условия для повышения мотивации обучения школьников, развития и формирования как предметных, так и ключевых компетентностей.

Литература:

1.                  Жадаев Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2,3, 4 классы: учебное пособие/Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач, Н. И. Збинякова. — Ростов н/Д:Легион, 2011. — 90с.

2.                  Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с.

3.                  Пашкевич А. В. Основные аспекты системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы/А. В. Пашкевич//Инновации в образовании.- 2011.- № 9. — С.23–33

4.                  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1–4 классы / В. В. Воронкова и др.; под ред. В. В. Воронковой. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48с.

6.                  Шевырева Т. В., Маркова Т. В. Естествоведческая компетенция учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида //Вестник МГОУ серия «Педагогика». — 2012. — № 4. — С. 102–107.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle