Библиографическое описание:

Каргина Е. М. Структура процесса профилизации образовательной среды // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 990-992.

В статье анализируется структура процесса профилизации образовательной среды. Рассматривается диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды; формирование у участников образовательного процесса мотивации к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, умений профилизации образовательной среды.

Ключевые слова: структура, профилизация, образовательная среда, готовность.

Структура профилизации образовательной среды содержит следующие элементы:

-          диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды:

-          формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды;

-          формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды;

-          выявление условий и особенностей профилизации образовательной среды;

-          дифференциация образовательного процесса.

Рассмотрим основополагающие элементы структуры в контексте вопроса профилизации образовательной среды.

Диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды, характеризуясь мотивационной составляющей, является ведущим элементом структуры процесса профилизации.

Это подтверждается определением понятия готовности, представленным С. Ю. Головиным в «Словаре психолога-практика». Автор отмечает, что «Готовность к действию — установка, направленная на выполнение некоего действия. Предполагает:

1)        наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовность к противодействию возникающим в ходе выполнения действия препятствиям;

2)        приписывание выполняемому действию некоего смысла личностного. Готовность к действию реализуется за счет проявления своих отдельных составляющих: нейродинамической сформированности действия; физической подготовленности; психологических факторов готовности» [1, с.137].

Применяя данное определение к специфике вопроса профилизации образовательной среды, под готовностью субъектной основы региональной системы образования к профилизации нами понимается установка на обучение в профильной среде образования, включающая в себя:

1)                 наличие определенных знаний об особенностях профильной среды образования, наличие умений и навыков по адаптации и самоорганизации личности в условиях профильной образовательной среды; готовность субъектов системы образования к преодолению негативного воздействия традиционной образовательной среды;

2)                 опыт выявления личностного смысла, мотивационной установки на выбранный профиль обучения в условиях профилизации образовательной среды.

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о необходимости рассмотрения готовности к профилизации образовательной среды в виде триады, включающей в себя:

-          информационную готовность — информационная насыщенность и умения использовать информационные потоки о возможных способах получения желаемого образования после школы, о профессиях, которыми можно овладеть благодаря получаемому образованию;

-          практическую готовность — владение субъектами образовательной среды умением делать выбор дальнейшего способа получения образования;

-          мотивационно-ценностную готовность — сформированность у выпускника самооценки, адекватной способности и возможностям получить желаемой образование. Наличие ценностных ориентаций и целей, связанных с образованием и профессией [2].

В Концепции профильного обучения изложены такие показатели готовности к профильному обучению, как готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению; зрелость в выборе способа получения образования.

Вторым компонентом структуры профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды.

Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе профессиональной ориентации и подготовки (С. Я. Батышев).

Профессиональная ориентация учащихся в условиях профилизации образовательной среды, способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: дошкольное, общее, профессиональное.

Поэтапные (на уровне профильного дошкольного, общего и профессионального образования), целенаправленные и интегрированные действия педагогов и психологов по формированию профессиональной мотивации обучающихся в профильных учебных учреждениях способствуют формированию у них прямой мотивации проявления готовности к обучению в высшем учебном заведении, являющемся одной из ступеней профильной образовательной среды, и будущей профессиональной деятельности.

Повышению уровня эффективности профессионального развития будущих специалистов как неотъемлемой составляющей личностного развития на основе формирования профессиональной мотивации в контексте реализации концепции профилизации образовательной среды способствуют следующие условия:

1)        реализация концепции профилизации образовательной среды не только на уровне высшего учебного заведения, но и на других этапах обучения: дошкольное, общее, начальное профессиональное образование;

2)        последовательность и преемственность педагогических действий по формированию профессиональной мотивации на всех этапах обучения в профильной образовательной среде;

3)        использование средств профильной предметной подготовки в процессе формирования профессиональной мотивации;

4)        использование педагогических возможностей коллективно-групповой жизнедеятельности учащихся и студентов в процессе формирования профессиональной мотивации;

5)        перевод неосознанных профессиональных действий в осознанные, реализующие специальные умения в профессиональной деятельности;

6)        побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;

7)        формирование профессиональных умений на основании социокультурного опыта будущих специалистов.

Принимая во внимание перечисленные выше условия, модель формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в рамках профилизации образовательной среды включает в себя, на наш взгляд, несколько этапов:

-          диагностику их готовности к самостоятельному профессиональному выбору;

-          определение уровня сформированности профессиональной потребности, активности, профессиональной направленности, профессиональных умений обучающихся;

-          побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;

-          реализацию «задачного подхода» в процессе обучения будущего специалиста.

Следующим элементом структуры процесса профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды.

В процессе разработки теоретических основ процесса педагогического сопровождения деятельности участников образовательного процесса по развитию профессиональных умений, позволяющих эффективно включиться в процесс профилизации, нами были использованы классификации педагогических способностей Ф. Н. Гоноболина, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова.

Основу наших выводов составила классификация В. А. Крутецкого [4, с.69]:

1.         Дидактические способности. В целях формирования и развития данного вида способностей в условиях профилизации образовательной среды целесообразно развитие у участников педагогического процесса умений дифференцировать и адаптировать учебный материал, соответственно интересам, способностям учащихся; развитие способности организовать самостоятельную работу учащихся.

2.         Академические способности. Актуальность развития способностей данного вида в условиях профилизации образовательной среды связана с необходимостью усиления практической направленности обучения за счет включения будущих специалистов в реализацию социально-ориентированных учебных проектов и исследований, целевых программ по профильной подготовке.

3.         Перцептивные способности. Формирование и развитие перцептивных способностей в условиях профилизации образовательной среды требует умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения по развитию творческой самостоятельности, формированию системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих будущему специалисту возможность жить, работать и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.

4.         Речевые способности. Актуальность формирования и развития речевых способностей у субъектов процесса профилизации образовательной среды связана с тем фактом, что в качестве ведущих задач по формированию умений профилизации образовательной среды у родителей, учащихся, студентов, педагогов и психологов, можно выделить: формирование профессиоведческой и психологической компетентности; информирование об основных направлениях, целях, задачах, содержании деятельности профильных образовательных учреждений различного уровня; помощь в выборе профиля.

5.         Организаторские способности. Развитие организаторских способностей в условиях профильного обучения предполагает наличие у педагогов и психологов умений организации реализации интересов, способностей и потребностей будущего специалиста, организация возможности дальнейшего профессионального образования.

6.         Авторитарные способности. Формирование и развитие авторитарных способностей в условиях профилизации образовательной среды связано с развитием личностных качеств педагога профильного учебного заведения, в частности, его волевых качеств, а также чувства ответственности за воспитание будущего специалиста

7.         Коммуникативные способности. Формирование и развитие коммуникативных способностей в рамках профильного образовательного пространства способствует формированию осознанной и устойчивой профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения в условиях профилизации образовательной среды.

8.         Прогностические способности. Прогностические способности реализуются в условиях профилизации образовательной среды в виде умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения выявлять на ранних ступенях обучения способности учащихся к деятельности и ее развитие.

9.         Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Развитие умений данного вида приобретает в условиях профилизации образовательной среды особую значимость, поскольку профильное обучение предполагает не только формирование готовности учащегося к восприятию и усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и воспитание личности будущего специалиста, развитие профессионально значимых качеств его личности.

Таким образом, вышеназванные основополагающие элементы образуют структуру процесса профилизации образовательной среды.

Литература:

1.         Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).

2.         Воробьева Е. В. Ответы на вопросы форума // Официальный сайт ГОУ Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования http://www.kubannet.ru.

3.         Пинский, А. А. Комментарий к концепции профильного обучения [Текст] / А. А. Пинский // Вестник образования. — 2002. — № 12. — С.38–46.

4.         Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М.,1972. — 347 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle