Библиографическое описание:

Каргина Е. М. Структура процесса профилизации образовательной среды // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 990-992.

В статье анализируется структура процесса профилизации образовательной среды. Рассматривается диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды; формирование у участников образовательного процесса мотивации к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, умений профилизации образовательной среды.

Ключевые слова: структура, профилизация, образовательная среда, готовность.

Структура профилизации образовательной среды содержит следующие элементы:

-          диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды:

-          формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды;

-          формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды;

-          выявление условий и особенностей профилизации образовательной среды;

-          дифференциация образовательного процесса.

Рассмотрим основополагающие элементы структуры в контексте вопроса профилизации образовательной среды.

Диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды, характеризуясь мотивационной составляющей, является ведущим элементом структуры процесса профилизации.

Это подтверждается определением понятия готовности, представленным С. Ю. Головиным в «Словаре психолога-практика». Автор отмечает, что «Готовность к действию — установка, направленная на выполнение некоего действия. Предполагает:

1)        наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовность к противодействию возникающим в ходе выполнения действия препятствиям;

2)        приписывание выполняемому действию некоего смысла личностного. Готовность к действию реализуется за счет проявления своих отдельных составляющих: нейродинамической сформированности действия; физической подготовленности; психологических факторов готовности» [1, с.137].

Применяя данное определение к специфике вопроса профилизации образовательной среды, под готовностью субъектной основы региональной системы образования к профилизации нами понимается установка на обучение в профильной среде образования, включающая в себя:

1)                 наличие определенных знаний об особенностях профильной среды образования, наличие умений и навыков по адаптации и самоорганизации личности в условиях профильной образовательной среды; готовность субъектов системы образования к преодолению негативного воздействия традиционной образовательной среды;

2)                 опыт выявления личностного смысла, мотивационной установки на выбранный профиль обучения в условиях профилизации образовательной среды.

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о необходимости рассмотрения готовности к профилизации образовательной среды в виде триады, включающей в себя:

-          информационную готовность — информационная насыщенность и умения использовать информационные потоки о возможных способах получения желаемого образования после школы, о профессиях, которыми можно овладеть благодаря получаемому образованию;

-          практическую готовность — владение субъектами образовательной среды умением делать выбор дальнейшего способа получения образования;

-          мотивационно-ценностную готовность — сформированность у выпускника самооценки, адекватной способности и возможностям получить желаемой образование. Наличие ценностных ориентаций и целей, связанных с образованием и профессией [2].

В Концепции профильного обучения изложены такие показатели готовности к профильному обучению, как готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению; зрелость в выборе способа получения образования.

Вторым компонентом структуры профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды.

Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе профессиональной ориентации и подготовки (С. Я. Батышев).

Профессиональная ориентация учащихся в условиях профилизации образовательной среды, способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: дошкольное, общее, профессиональное.

Поэтапные (на уровне профильного дошкольного, общего и профессионального образования), целенаправленные и интегрированные действия педагогов и психологов по формированию профессиональной мотивации обучающихся в профильных учебных учреждениях способствуют формированию у них прямой мотивации проявления готовности к обучению в высшем учебном заведении, являющемся одной из ступеней профильной образовательной среды, и будущей профессиональной деятельности.

Повышению уровня эффективности профессионального развития будущих специалистов как неотъемлемой составляющей личностного развития на основе формирования профессиональной мотивации в контексте реализации концепции профилизации образовательной среды способствуют следующие условия:

1)        реализация концепции профилизации образовательной среды не только на уровне высшего учебного заведения, но и на других этапах обучения: дошкольное, общее, начальное профессиональное образование;

2)        последовательность и преемственность педагогических действий по формированию профессиональной мотивации на всех этапах обучения в профильной образовательной среде;

3)        использование средств профильной предметной подготовки в процессе формирования профессиональной мотивации;

4)        использование педагогических возможностей коллективно-групповой жизнедеятельности учащихся и студентов в процессе формирования профессиональной мотивации;

5)        перевод неосознанных профессиональных действий в осознанные, реализующие специальные умения в профессиональной деятельности;

6)        побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;

7)        формирование профессиональных умений на основании социокультурного опыта будущих специалистов.

Принимая во внимание перечисленные выше условия, модель формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в рамках профилизации образовательной среды включает в себя, на наш взгляд, несколько этапов:

-          диагностику их готовности к самостоятельному профессиональному выбору;

-          определение уровня сформированности профессиональной потребности, активности, профессиональной направленности, профессиональных умений обучающихся;

-          побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;

-          реализацию «задачного подхода» в процессе обучения будущего специалиста.

Следующим элементом структуры процесса профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды.

В процессе разработки теоретических основ процесса педагогического сопровождения деятельности участников образовательного процесса по развитию профессиональных умений, позволяющих эффективно включиться в процесс профилизации, нами были использованы классификации педагогических способностей Ф. Н. Гоноболина, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова.

Основу наших выводов составила классификация В. А. Крутецкого [4, с.69]:

1.         Дидактические способности. В целях формирования и развития данного вида способностей в условиях профилизации образовательной среды целесообразно развитие у участников педагогического процесса умений дифференцировать и адаптировать учебный материал, соответственно интересам, способностям учащихся; развитие способности организовать самостоятельную работу учащихся.

2.         Академические способности. Актуальность развития способностей данного вида в условиях профилизации образовательной среды связана с необходимостью усиления практической направленности обучения за счет включения будущих специалистов в реализацию социально-ориентированных учебных проектов и исследований, целевых программ по профильной подготовке.

3.         Перцептивные способности. Формирование и развитие перцептивных способностей в условиях профилизации образовательной среды требует умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения по развитию творческой самостоятельности, формированию системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих будущему специалисту возможность жить, работать и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.

4.         Речевые способности. Актуальность формирования и развития речевых способностей у субъектов процесса профилизации образовательной среды связана с тем фактом, что в качестве ведущих задач по формированию умений профилизации образовательной среды у родителей, учащихся, студентов, педагогов и психологов, можно выделить: формирование профессиоведческой и психологической компетентности; информирование об основных направлениях, целях, задачах, содержании деятельности профильных образовательных учреждений различного уровня; помощь в выборе профиля.

5.         Организаторские способности. Развитие организаторских способностей в условиях профильного обучения предполагает наличие у педагогов и психологов умений организации реализации интересов, способностей и потребностей будущего специалиста, организация возможности дальнейшего профессионального образования.

6.         Авторитарные способности. Формирование и развитие авторитарных способностей в условиях профилизации образовательной среды связано с развитием личностных качеств педагога профильного учебного заведения, в частности, его волевых качеств, а также чувства ответственности за воспитание будущего специалиста

7.         Коммуникативные способности. Формирование и развитие коммуникативных способностей в рамках профильного образовательного пространства способствует формированию осознанной и устойчивой профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения в условиях профилизации образовательной среды.

8.         Прогностические способности. Прогностические способности реализуются в условиях профилизации образовательной среды в виде умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения выявлять на ранних ступенях обучения способности учащихся к деятельности и ее развитие.

9.         Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Развитие умений данного вида приобретает в условиях профилизации образовательной среды особую значимость, поскольку профильное обучение предполагает не только формирование готовности учащегося к восприятию и усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и воспитание личности будущего специалиста, развитие профессионально значимых качеств его личности.

Таким образом, вышеназванные основополагающие элементы образуют структуру процесса профилизации образовательной среды.

Литература:

1.         Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).

2.         Воробьева Е. В. Ответы на вопросы форума // Официальный сайт ГОУ Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования http://www.kubannet.ru.

3.         Пинский, А. А. Комментарий к концепции профильного обучения [Текст] / А. А. Пинский // Вестник образования. — 2002. — № 12. — С.38–46.

4.         Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М.,1972. — 347 с.

Основные термины: образовательной среды, профилизации образовательной среды, в условиях профилизации образовательной, к профилизации образовательной среды, образовательной среды в виде, формированию профессиональной мотивации, будущего специалиста, процесса профилизации образовательной, концепции профилизации образовательной, образовательной среды умением, профильного образовательного, умений профилизации образовательной, профильной образовательной среды, образовательной среды связана, образовательной среды особую, коллектива профильного образовательного, образовательной среды связано, профильного образовательного учреждения, этапах обучения, мотивации будущего специалиста

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle