Анализ целевого компонента процесса профилизации образовательной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 11.03.2014

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Каргина, Е. М. Анализ целевого компонента процесса профилизации образовательной среды / Е. М. Каргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 987-989. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9716/ (дата обращения: 25.04.2024).

В статье анализируется сущность процесса профилизации образовательной среды. Рассматривается роль концепции профилизации образовательной среды в вопросе модернизации современного образования. Представлен целевой компонент профилизации образовательной среды как основа изучаемого процесса. Определяются задачи профильного обучения.

Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, целевой компонент, задачи профильного обучения, концепция.

Образовательная среда в процессе модернизации деятельности основных социально-экономических систем подвергается значительным структурным, организационным и содержательным изменениям, которые предполагают необходимость построения концепции и модели функционирования образовательной среды на региональном и федеральном уровнях. При этом большое значение имеет определение механизма реализации обновления образовательной среды.

Анализ научной литературы показывает, что данные изменения находят отражение в реализации концепции профилизации образовательной среды. По мнению Т. И. Шамовой, А. Н. Худина, Г. Н. Подчалимовой, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой, суть этих изменений — «обеспечение личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации» [1, с.7].

Роль концепции профилизации образовательной среды в вопросе модернизации современного образования признается многими авторами: Т. П. Афанасьевой, Н. В. Немовой, И. В. Гладкой, С. П. Ильиной, С. В. Ривкиной, Н. В. Добрецовой, Т. Б. Захаровой, А. А. Кузнецовым, А. А. Пинским, С. А. Писаревой, Г. Н. Подчалимовой, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой, О. И. Сабыниной, А. Н. Худиным, С. Н. Чистяковой и др.

Актуальность рассмотрения проблемы сущности процесса профилизации образовательной среды объясняется необходимостью его реализации как одного из основных направлений модернизации отечественной системы образования. Реализация концепции профилизации образовательной среды предполагает, в частности, соответствие содержания и технологии профильного обучения тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Одной из основных задач образования является, на наш взгляд, развитие личности будущего специалиста, основанное на подготовке его к мобильной социальной и профессиональной самореализации в условиях любого учебно-воспитательного и образовательного учреждения. Создание профильных инновационных образовательных учреждений актуализировало проблему реализации концепции профилизации образовательной среды, которая позволяет личности активно воздействовать на социальную среду и быть готовым к саморазвитию и дальнейшему образованию.

Анализ научной психолого-педагогической литературы последних лет свидетельствует об усилении внимания к изучению вопроса сущности образовательного процесса, что находит отражение в исследованиях Н. Г. Агаповой, М. С. Каган, В. И. Слободчикова, Х. Г. Тхагапсоева, А. В. Хуторского, Г. П. Щедровицкого и др.

Актуальность изучения вопроса сущности образовательного процесса в целом и процесса профилизации образовательной среды, в частности, обусловлена тем фактом, что «образование как особый процесс и вид деятельности обнаруживает себя в наличии специальных вторичных материалов, программ, технологий, средств и способов деятельности, служащих не опредмечиванию, а успешному целенаправленному распредмечиванию и усвоению первичных средств и способов организации и осуществления любой другой человеческой деятельности, в предельном случае, необходимых человеку для вхождения в универсум всех деятельностей» [2].

В исследованиях Н. Г. Агаповой [2] особое внимание уделяется логике освоения и реализации человеком инновационных видов деятельности. Она утверждает идею соответствия образования особым требованиям, вытекающим из общих закономерностей развития и развертывания новых, более сложных и эффективных систем деятельности и технологий их построения.

С позиций такого понимания сложного системного строения человеческой деятельности образование представляет собой органическую часть и важную сторону культуры как системного целого и в самой человеческой деятельности представляет один из основных ее элементов, что находит отражение в сущности образовательного процесса.

Согласно определению понятия «сущность», данному А. А. Суторминым, Г. Ю. Павловым, Е. К. Истратий, «сущность — то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств» [3, с.81].

Сущность процесса профилизации образовательной среды составляют ее взаимосвязанные структурные элементы: целевой компонент процесса профилизации; его структура и содержание; условия и особенности его реализации, регулятивно-корректирующий и результирующий компоненты профилизации образовательной среды. Их совокупность раскрывает содержание теории и представляет научную основу для организации процесса профилизации образовательной среды.

Анализ сущности процесса профилизации образовательной среды позволяет определить значимость всех структурных элементов. Прежде всего, целевого, отражающего социальные и личностные намерения участников процесса профилизации и определяющего качество реализации остальных элементов.

Рассмотрению целевого компонента профилизации образовательной среды как основе изучаемого процесса посвящен ряд исследований педагогов и психологов.

С точки зрения результатов исследований Е. В. Ворониной, содержание целевого компонента профилизации образовательной среды определяется Концепцией профильного обучения: «Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

-          обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

-          создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

-          способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-          расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования» [4, с.158].

С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская [5] выделяют следующие цели профилизации образовательной среды на этапе обучения в общеобразовательном учреждении:

-          поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынок труда;

-          усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;

-          реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.

По мнению Е. В. Ворониной, главной целью профильного обучения является «обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием» [4, с.28].

В исследованиях Е. Землянской [6], цель перехода к профильному обучению трактуется как развитие социального и профессионального самоопределения молодежи, где непременным атрибутом является профессиональная ориентация, уточнение учащимися и студентами своего социально-профессионального статуса, контроль и коррекция профессиональных планов, самоподготовка в избранной деятельности.

Согласно исследованиям Т. И. Шамовой, Г. Н. Подчалимовой, А. Н. Худина, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой [7, с.6], целями профилизации образовательной среды являются: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов учебной программы; создание условий для осуществления дифференциации содержания обучения с учетом обоснованного выбора профиля; помощь учащимся и студентам в построении индивидуальных образовательных программ.

Учитывая анализ научной психолого-педагогической литературы, можно выделить следующий основной целевой компонент профилизации: разработка концепции и организация педагогического сопровождения профессионально направленного развития личности в условиях профилизации образовательной среды на основе реализации в процессе обучения индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей обучающихся.

Основываясь на цели профилизации образовательной среды, исследователями данной проблемы определяются задачи профильного обучения.

Е. В. Воронина выделяет следующие задачи профилизации образовательной среды:

-          выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости — переориентация учащихся с одного профиля на другой;

-          обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантия трудоустройства в избранной сфере деятельности;

-          развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику учебного заведения возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества [4, с.29].

Инновационными задачами профильного обучения Т. И. Шамова, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин, И. В. Ильина, С. Н. Белова признают: учет реальных потребностей рынка труда; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; обеспечение углубленного изучения отдельных предметов учебной программы [7, с.7].

Основываясь на результатах выше названных исследований, и в соответствии с определенной нами целью профилизации образовательной среды, нами определены следующие задачи, решаемые в процессе профильного обучения:

-          разработка концепции профессионально направленного развития личности будущего специалиста в условиях профилизации образовательной среды;

-          организация педагогического сопровождения учащихся и студентов в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (аксиологический компонент профилизации);

-          выявление и анализ влияния совокупности факторов, способствующих раскрытию и проявлению личностных возможностей человека в процессе профилизации образовательной среды (акмеологический компонент профилизации).

Литература:

1.         Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.

2.         Агапова Н. Г. Системно-деятельностный подход к исследованию образования в контексте философии культуры / Н. Г. Агапова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (53). — Тамбов: Изд-во тамбовского гос. университета им. Г. Р. Державина, 2007. — 308 с. — С.222.

3.         Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. Сутормина А. А., Павлова Г. Ю., Истратий Е. К. Ярославль, 1997.

4.         Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е. В. Воронина. — М.: «5 за знания», 2006. — 256 с. — («Методическая библиотека»).

5.         Чистякова, С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. — 2002. — № 1.

6.         Землянская, Е. Метод профессиональных проб в экономическом обучении [Текст] / Е. Землянская // Экономика в школе. — 2002. — № 2. — С. 34–39.

7.         Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т. И. Шамова, А. Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, профильное обучение, целевой компонент, образовательный процесс, профессиональное образование, процесс, углубленное изучение, будущий специалист, высшее профессиональное образование, научная психолого-педагогическая литература.


Ключевые слова

образовательная среда, целевой компонент, концепция, профилизация, концепция., задачи профильного обучения

Похожие статьи

Особенности профилизации образовательной среды на...

образовательная среда, профессиональная мотивация, будущий специалист, профильная образовательная среда, дифференциация обучения, педагогический уровень, особенность, организационный уровень...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения...

образовательная среда, качество, профильное обучение, качество образования, всеобщая характеристика, Российская Федерация, научная психолого-педагогическая литература, качественное образование...

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую...

К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, магистр образования, высшее образование, образовательный процесс, педагогическое образование, будущий педагог...

Профилизация образовательной среды на этапе...

профессиональное образование, профессиональная образовательная среда, педагогический процесс, образовательная среда, социально-педагогический проект, архитектурно-художественное творчество...

Структура процесса профилизации образовательной среды

- формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о...

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, учебный процесс, процесс обучения, система образования

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО.

Похожие статьи

Особенности профилизации образовательной среды на...

образовательная среда, профессиональная мотивация, будущий специалист, профильная образовательная среда, дифференциация обучения, педагогический уровень, особенность, организационный уровень...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Профилизация образовательной среды как способ обеспечения...

образовательная среда, качество, профильное обучение, качество образования, всеобщая характеристика, Российская Федерация, научная психолого-педагогическая литература, качественное образование...

Психолого-педагогическая подготовка в системе...

В данной статье рассмотрена современная система профессионального образования. Педагог профессионального обучения получает специфическое системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих психолого-педагогическую...

К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, магистр образования, высшее образование, образовательный процесс, педагогическое образование, будущий педагог...

Профилизация образовательной среды на этапе...

профессиональное образование, профессиональная образовательная среда, педагогический процесс, образовательная среда, социально-педагогический проект, архитектурно-художественное творчество...

Структура процесса профилизации образовательной среды

- формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды

Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о...

Сущность профильного обучения старшеклассников

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Основные цели профильного обучения заключаются в следующем: изучить на углубленном уровне предметы, которые позволят освоить программы высшего...

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, учебный процесс, процесс обучения, система образования

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО.

Задать вопрос