Библиографическое описание:

Девятаева Н. В., Базарнова Т. А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 503-505.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, предпринимательство — это «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке». [1]

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года. Согласно этого законодательного акта, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное в единый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных и муниципальных предприятий; физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и действующие без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным в законе условиям. Данные условия (или критерии) перечислены в статье 4 федерального закона. Во–первых, менее 25 % должна быть доля внешнего участия в уставном капитале фирмы. Во–вторых, средняя численность работников за календарный год для микропредприятия не должна быть больше 15 работников, для малых предприятий — 100 работников, для средних предприятий — 250 работников. [5]

Также с 1 января 2013 года максимальная выручка от продажи продукции (работ, услуг) без НДС для микропредприятий составляет 60 млн. рублей, для малых 400 млн. рублей, для средних 1 млрд. рублей. [4]

Сейчас малое предпринимательство в рыночной экономике является одним из ведущих секторов. В развитых странах его доля в национальном продукте составляет около 60–70 %, а в некоторых отраслях достигает 80 %. Поэтому в настоящее время подавляющее количество развитых стран поддерживает деятельность малого сектора экономики. [6]

Малое и среднее предпринимательство (МСП) в России прошло долгий и противоречивый путь развития. На протяжении всей истории становления уровень его развития был намного ниже, чем в зарубежных странах. Поддержка малого бизнеса в России уже давно декларируется и принято много мер, в числе которых следует отметить такие как, снижение фискальной нагрузки, ограничение административного давления, послабления в сфере регистрации и лицензировании деятельности. Однако, все это не привило к необходимым изменениям в экономике и значительному увеличению количества малых и средних предприятий в ней.

Об этом свидетельствуют данные Росстата и ФНС России. Так, в 2012 году в России действовало 6 млн. предприятий. В секторе МСП занято было почти 25 % от экономически активного населения, однако это намного меньше, чем в тех странах, уровень развития которых сопоставим с нашим. Например, в странах Евросоюза 70 % рабочих мест обеспечивает малый бизнес. Причем данные показатели ухудшаются: наблюдается уменьшение количества малых и средних предприятий, снижается их доля в кредитном портфеле банков России, сокращается число занятых на них. В 2013 году количество данных предприятий составило 5,5 млн. ед., что на 500 тыс. меньше, чем в 2012 году. Так же за последний год 12 % индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, причем в основном за счет возросшей налоговой нагрузки.

Данное положение МСП в России, который является основным двигателем развития экономики, ее конкурентоспособности и создателем рабочих мест делает его поддержку для российского правительства весьма актуальной.

В своей статье «Время простых решений прошло» премьер — министр России Д. А. Медведев указал на необходимость модернизации экономики, основной акцент которой будет направлен на поддержку малого и среднего бизнеса. На заседании Правительства, которое состоялось 3 октября 2013 года, были рассмотрены некоторые меры, которые будут реализовываться, начиная с 2014 года.

И первое что обсудили на данном заседании — это необходимость скорректировать тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды. С 2012 года общую ставку страховых взносов уменьшили с 34 % до 30 %, а для некоторых предприятий малого бизнеса до 20 %. Однако, премьер-министр России отметил, что работники малых предприятий и работники любой другой организации должны иметь одни и те же права, поэтому необходимо немедленно повысить обязательные страховые платежи. Но для того, чтобы данное увеличение отрицательно не повлияло на состояние многих субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), ставка будет увеличиваться постепенно на 2 % т. е. в 2014 году она составит 22 %, в 2015–24 % и т. д. До 2018 года платежный тариф страховых взносов на уровне 20 % может сохраниться для субъектов малого предпринимательства, действующих в производственной, социальной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Также с 2014 года льготы в сфере информационных технологий для малого бизнеса будут расширяться. С этого года предприятия, численность работающих в которых составляет не менее 7 человек, будут иметь право на применение данных льгот. Раньше число работающих должно было быть не менее 30 человек. [7]

В России на сегодняшний момент насчитывается около 1000 кредитных организаций, которые охотно выдают кредиты крупным предприятиям, как более надежному клиенту, чем предприятиям малого бизнеса. И для того, чтобы обеспечить равный доступ к кредитным ресурсам субъектов, как крупного, так и малого бизнесов в период 2014 -2015 годов, будет выделено 30 млрд. рублей для создания федерального гарантийного фонда, который расширит гарантийную поддержку СМСП. Регламентировать, контролировать, проверять деятельность этого фонда будет Банк России. В результате этого количество кредитов для СМСП, обеспеченных гарантиями, увеличится с 2 % до 5 %.

Также существует необходимость расширения пространства для развития малого и среднего предпринимательства в России. Этого можно достичь путем определения квот в системе государственных и муниципальных закупок на покупку у них товаров и услуг. Однако, на данный момент Правительство РФ имеет право устанавливать особенности участия СМСП в закупках, но квоты при этом не определяет. [2]

В этой связи, Минэкономразвития России подготовил проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», в котором прописаны данные квоты.

Таким образом, в 2014 году заказчик обязан сделать закупки у СМСП в размере не менее 10 % совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками; в 2015–2016 годах не менее 18 %; в 2017 году не менее 25 %. Сейчас государственные и муниципальные заказчики обязаны закупать у СМСП от 10 до 20 % общего объема закупок в год, причем цена контракта не должна быть больше 15 млн. руб. Однако, согласно статье 30 ФЗ № 44 — ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года, доля данных закупок с 1 января 2014 года должна быть не меньше 15 %, а контрактная цена не должна быть больше 20 млн. руб. Это позволит выстроить долгосрочные взаимоотношения между крупным и малым бизнесами. При этом крупные компании будут участвовать в создании и финансировании сети малых и средних предприятий, путем предоставления им заказов, а они в свою очередь будут выступать в качестве поставщиков и обслуживать данные заказы. [3]

Также неоднократно рассматривался вопрос о введении особого налогового режима для граждан, занимающихся собственным делом. В настоящее время в теневом секторе экономики работает большое количество граждан, доходы которых не учитываются. И для того, чтобы обеспечить приток данных предпринимателей в экономику, Минэкономразвития России предложил ввести специальный налоговый режим, который освободит предпринимателей от необходимости ведения бухгалтерии, соблюдения требований к помещениям, кассовым аппаратам. Для этого граждане не будут регистрироваться в качестве ИП, а будут приобретать и работать на основе патента. Это самый легкий вариант осуществления предпринимательской деятельности, который подойдет для граждан осуществляющих данный вид деятельности временно. Он позволит, максимально широко использовать трудовой потенциал наших граждан, а с другой стороны, создать для них комфортные условия не избыточного администрирования. Как известно, такая патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей действует в России с 1 января 2013 года, хотя она еще и недостаточно популярна среди них.

На стадии рассмотрения, т. е. данная инициатива еще не воплощена в законопроект, находится вопрос о введение налоговых каникул для новых малых предприятий. Региональные и местные органы власти должны иметь возможность предоставлять ИП двухгодовое освобождение от уплаты всех налогов и страховых взносов, которые прошли государственную регистрацию впервые, а также для малых предприятий, прежде всего в производственных сферах деятельности. Однако применение таких каникул может привести к увеличению числа людей, пытающихся уйти от налогов. Но, по словам Д. А. Медведева: «при должной системе контроля эти риски можно минимизировать». [7]

В ближайшем будущем все доходы от упрощённой системы налогообложения будут передаваться не в бюджеты субъектов, а в местные бюджеты. С одной стороны, данная мера приведет к созданию надежной доходной базы для муниципалитетов, а так же к более тесному их контакту с бизнесом, что в свою очередь послужит источником создания комфортной для предпринимателей среды, увеличению различных социальных услуг и, как следствие, росту производства. Однако, с другой стороны, есть риск ухудшения стабильности региональных бюджетов. Поэтому, окончательного решения по данному вопросу нет, но в самое ближайшее время Минэкономразвития России и Минфин России должны прийти к соглашению.

При воплощении в жизнь выше перечисленных мер, поддержка малых предприятий, которые занимаются созданием и внедрением инновационной продукции, дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования, по прогнозам Минэкономразвития России приведет к увеличению числа субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1,3 раза и составит 7,7 млн. ед. [8]

Литература:

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/

2.      Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 222- ФЗ (в ред. от 28.12.13 г. № 396 — ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156907/

3.      Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 № 44- ФЗ (в ред. от 28.12.13 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157037/?frame=17#p2869

4.      Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 09.02.2013 г. № 101 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант Плюс: [Сайт информационно-правовой компании]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141973

5.      Девятаева Н. В. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия [Текст] / Н. В. Девятаева, Н. В. Левушкина // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 310–313.

6.      Девятаева Н. В. Способы организации малого бизнеса [Текст] / Н. В. Девятаева, Е. В. Грызунова // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 306–310.

7.      Медведев Д. А. Время простых решений прошло [Текст]/ Медведев Д. А.//Ведомости.-2013.-27 сентября.

8.      Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]//Минэкономразвития России.-2013.- Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle