Библиографическое описание:

Мамаджанов А., Абдуразакова Ш. Р. Романтический стиль в произведениях А. Кадыри // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1156-1157.

Господство романтизма в восточных литературах рождало своеобразие формирование метода реализма в литературах Востока. Весьма ощутимы элементы романтизма в творчестве, например, таких зачинателей узбекской литературы, как А. Кадыри.

Особенно четко прослеживается данная тенденция в творчестве первого узбекского романиста А. Кадыри. Его произведения «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря», что было особо отмечено многими ученными, и, в частности, известным русским литературоведом З. Кедриной, изобилуют элементами романтизма.

Словом, романтизм как литературное направление существовал в узбекской литературе в начале ХХ века. Но при этом не следует забывать, что степень развития реализма и романтизма различна и своеобразная. Нам кажется, что при определении степени их развития и своеобразия, в первую очередь следует исходить из конкретной исторической эпохи, из особенностей социального мышления определенного исторического периода. Иначе невозможно научное решение вопроса.

А. Кадыри, являясь основоположником реалистического романа нового типа в узбекской литературе, через многообразие форм и стилей овладевал идейно-эстетическими принципами этого жанра. Естественно, осуществлению такой огромной и ответственной задачи предшествовала кропотливая работа, долгие творческие искания. Именно поэтому каждый его роман становился целым событием в узбекской литературе, образцом новаторства.

Романтический стиль А. Кадыри имеет глубокие корни в своеобразие национальной литературы. Вот почему сейчас, когда стилевые искания художников Узбекистана представляют существенную сторону из творческой деятельности, особую актуальность приобретает стилевой опыт А. Кадыри. Потому что, романы писателя в художественном отношении и замечательным качеством отличаются от многих других прозаических произведений того времени. Романы «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» знаменуют собой творческую вершину узбекской литературы, в частности узбекской прозы 20-х годов. Поэтому творческий опыт А. Кадыри имеет непреходящее значение для молодых писателей. Творчество этого художника не только обнаруживает ярко индивидуальное своеобразие его писательского почерка, но в известной мере является «узловым моментом» в развитии стилевого многообразия литературы последующих десятилетий.

В первой главе романа «Минувшие дни» рассказывается о встрече Атабека с торговцами Маргилана. Когда речь заходит о семейном вопросе, выясняется, что взгляды Атабека на проблему семьи противостоят общепринятым законам «адата и шариата». Семья, по его мнению, должна строиться на основе взаимной любви мужчины и женщины. «Однако надо добавить, что и муж должен подходить к жене»,- замечает он. «Ну, в этом надобности нет, — возражает Хамид. — Для жены достаточно и того, что у нее есть муж» (31).

Атабек выступает сторонником нового взгляда на такие важнейшие понятия, как любовь и семья. Семья, он твердо убежден, должна строиться на основе любви и взаимного уважения, а также с учетом желания как мужчины, так и женщины. Грани романтизма в произведении А. Кадыри ясно прослеживаются в постановке и разрешении ряда вопросов нравственного порядка (семья, мораль, любовь и т. д.). Атабек из тех героев романтической литературы, которые одиноки в своих стремлениях и совершенству, на пути к своим светлым идеалам.

Любовь Атабека и Кумюш носит романтический характер. А. Кадыри воспевает возвышенную любовь. Для Атабека и Кумюш возможно лишь одна дилемма — любовь и смерть. Сразу же после появления романа А. Кадыри стал «певцом любви Атабека и Кумюш». Эти герои романа не просто положительные, а идеальные. Вместе с тем Атабек и Кумюш — одно из вершинных творений гения — художника Кадыри.

Поступка Атабека рисуются поэтично и многокрасочно, в лирически приподнятой манере. Обратимся к некоторым эпизодам романа. Рахмат как-то говорит Атабеку: «Есть одна девушка у нас в Маргелане… Красавица! Во всей округе, думается, нет равной ей по красоте». Затем описывается состояние души Атабека, его реакция на сказанное. «Почему-то Атабек вдруг вздрогнул. Да и выражение его лица стало иным — он был явно взволнован» (32). В словах Атабека, сказанных им во сне «черные глаза… изогнутые брови…», «…лицо как луна, улыбка во взгляде, убежала… пугливая… О!».. (41) четко проступают нотки романтического мировосприятия.

В главе «Вот бы мне такого зятя», судя по названию, речь должна идти об Атабеке. Но в центре этой главы стоит не Атабек, а Кумюш. Читатель, чуть раньше узнавший о прекрасной незнакомке в доме Кутидора, теперь имеет возможность с очень близкого расстояния познакомиться с ней.

Автор краток в описании этого состояния Кумюш («Кумюш загрустила» или «Опустила голову, как цветок перед заходом солнца») (47). Она тоже, подобно Атабеку, «наговаривает всякое во сне» (46). Чтобы как-то успокоить себя, она частенько ходит к «таинственному берегу арыка». Отчего все это — пока читателю неизвестно. Как видим, все здесь таинственно — характеристика, портрет, поведение героини полны романтической загадочности, лиризма и поэтичности.

И в романе А. Кадыри «Минувшие дни» Атабек и Кумюш с одного лишь («украдкой») взгляда горячо влюбляются друг в друга. Это происходит на таинственном берегу арыка. Вот как описывает Кадыри эту сцену — у Кумюш «оживились прекрасные черные глаза, прояснилось румяное лицо», «Все еще хмуря свои изогнутые брови», «украдкой смотрит на проселочную дорожку, проходящую по тому берегу арыка» (47). Единственное желание влюбившейся девушки быстро увидеть возлюбленного. Днем и ночью она горит этим желанием. Но начавшаяся так внезапно подготовка в ее доме к свадьбе заставила Кумюш задуматься. Ведь она не знает еще, за кого ее собираются выдать замуж. Она страдает, мучается, плачет. Именно такое идеализированное, опоэтизированное изображение героини, окружающей ее среди свойственны приемам романтического повествования.

После помолвки Кумюш с Атабеком полным ходом идет подготовка к свадьбе. Все довольны, все торопятся, ждут радостного часа. А у Кумюш совсем иное настроение: она переживает, как ей кажется, самые трудные, печальные моменты жизни. Она грустна, страдает, думает о красивом джигите, которого встретила возле арыка. Она не хочет слышать ни о свадьбе, ни о женихе, который взялся невесть откуда.

Как известно, романтизм предполагает всесторонний и глубокий показ внутреннего мира персонажей. В соответствии с этим А. Кадыри подробно и чрезвычайно глубоко раскрывает сложный внутренний мир Кумюш.

Литературовед И.Султанов, уделив особое внимание этой особенности письма А. Кадыри, отмечал: «Романтический элемент, наличествующий в методе А. Кадыри, заметно влияет и на его язык, в результате чего язык романа приобретает романтические краски и даже романтическое украшение, авторскую интонацию пронизывает приподнятость и взволнованность. Прекрасный пример этому глава «Свадьба, девичий пир». Это же отмечает и Айбек в своем исследовании о творчестве А. Кадыри, подчеркивая, что в «Минувших днях» стиль писателя поднимается до лирической страстности и взволнованности».

Писатель не перестает восхищаться красотой невесты, находя все новые и новые приемы, сравнения. Настроение Кумюш передается ее подругам. «Лица их стали кроткими, задумчивыми и оттого еще более прекрасными. Но если бы теперь пришлось выбирать из них самую красивую, мы не растерялись бы и, не колеблясь, выбрали бы Кумюш. Она была розой среди тюльпанов, полной луной среди звезд.

В комнате все еще царила тишина» (67–68). Таким разноцветьем приемов А. Кадыри мастерски передает создавшуюся сложную, необычную для таких торжеств, обстановку. «В пиру девушек царила тишина».

«Описывая красоту женщин, — пишет об этом эпизоде романа Айбек, — Кадыри часто пользуется эпитетами «ангел, пери, луноликая». Вообще в описании женских портретов писатель часто прибегает к романтическим, преувеличенным, красочным описаниям. Описаниям красоты Кумюш писатель посвящает полные страницы».

Наконец, по словам А. Кадыри, для Кумюш наступает час «неожиданного счастья». Узнав о том, что жених тот самый джигит с берега реки, она восклицает «Так это вы!» (73).

Конечно же, художник-романтик видит и воспринимает мир иначе, нежели реалист. Его внимание привлекает все необычайное, исключительное в жизни и наиболее важные определяющие черты характера героя. К этому вполне относится и показ внутреннего мира героя, раскрытие его характера, психологии.

Таким образом, при определении метода писателя в романе «Минувшие дни» следует одинаково обращать внимание и на реализм, и на романтизм, т. е. на точки их скрещивания, а местами и соединения.

Литература:

1.      А.Кадыри. Минувшие дни. Ташкент, Изд-во лит. и искусства, 1984.

2.      Айбек. Полное собрание сочинений. Том XIV. Ташкент, издательство «Фан», 1979.

3.      М.Кошчанов. Самопознование узбека. Ташкент, изд-во нар. наследия им. А.Кадыри, 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle