Библиографическое описание:

Дремова Е. С. Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 506-507.

В настоящее время уже значительная часть россиян не выходит из дома, не прихватив с собой свой мобильный телефон. Темпы жизни с каждым днем набирают обороты и почти не остается времени для общения с родными и знакомыми. В связи с этим любому человеку не хочется терять свободное время на решение каких-либо бытовых задач.

Если буквально недавно, чтобы оплатить те или иные услуги, например, сотовой связи, оплаты ЖКХ, налогов, удобно было пользоваться банкоматами или интернетом, то на сегодняшний день возрастает спектр различных мобильных услуг. Пользователи полагаются на надежность своих мобильных устройств, с помощью которых могли бы совершать те или иные платежные операции из любого удобного для них места. Этот фактор становится весьма важным атрибутом повседневной жизни, все большее количество людей хотят объединить возможность управлять своими денежными средствами со своим уже привычным образом жизни. И если полноценный доступ к интернету и персональному компьютеру имеется не у каждого, то мобильный телефон имеет гораздо более широкий спектр распространения у населения.

Вследствие роста потребности клиентов, запрашивающих услуги, так называемого мобильного банкинга, банки России могут оказаться в затруднительном положении, потому что большинство из них на данный момент может предоставить какой-то лишь определенный перечень таковых услуг. Но вследствие большого спроса на данный вид операций, услуги мобильного банкинга постоянно пополняют свой функционал.

Прежде всего, мобильный банкинг — это система, позволяющая получить информацию и управлять средствами на банковском счете с помощью мобильного телефона или уже планшетного компьютера. Первые системы такого профиля появились в мире в 1999 году, когда некоторые банки Европы могли предложить своим клиентам пользоваться различного рода операциями со своими финансами, путем услуги sms-сообщений.

Трудно дать определение количеству пользователей предоставленной услуги в России, здесь все зависит от способов их учета. Но между тем, истинное число активных участников по приблизительным подсчетам пока составляет всего несколько сотен тысяч человек.

На данный момент существует несколько наиболее распространенных видов мобильного банкинга: основывающиеся на Java-приложениях и под управлением ОС Windows Mobile/Windows Phone, Symbian, Android, а также iOS — для iPad и iPhone. Самый первый вид являлся наиболее распространенным, ибо обслуживал большинство сотовых телефонов, что могли поддерживать устанавливаемое в них Java-приложение. Постепенно, с развитием и выходом на рынок более совершенных и комфортных современных мобильных устройств, данная услуга была оптимизирована для установленных в них операционных систем. В некоторых случаях банки могут предложить клиенту осуществить замену sim-карты, выдавая ему ту, где уже установлено данное приложение. Неудобство этого вида в том, что система привязывается к sim-карте только какого-то одного оператора сотовой связи.

Каким банком руководствоваться при выборе услуги зависит лишь от того, как клиент сам обратит внимание на надежность и репутацию выбираемого им банка. Многофункциональные платформенные системы мобильного банкинга сейчас могут предоставлять ограниченное количество банков, например, Альфа-Банк, МИнБ, Банк «Русский стандарт», Сбербанк, Росбанк, МБРР, Юникредитбанк и другие. Подключить услугу можно лично в отделении выбранного вами КБ, удаленно через интернет-банкинг, возможно банкомат или путем обращения в call-центр. Относительно стоимости, пока что она варьируется в небольших пределах от 50 до 80 рублей в месяц. В некоторых банках в целях рекламы, услуга предоставляется бесплатно.

Самый распространённый тип операций, совершаемых с помощью мобильного банкинга, это, как правило, возможность проведения тех или иных платежей и доступ к информации по любым операциям с банковскими счетами. Наиболее частыми запросами являются:

-          проверка баланса на счете пластиковой карты, ее блокировка в случае утери, уведомления о расходах и пополнение карточного счета, переводы в пользу других держателей банковских карт, оплата услуг сотовой связи и интернет провайдеров и проч.

-          просмотр текущих курсов валют

-          сообщение об остатке задолженности по тому или иному виду кредита

-          поиск территориально подходящих отделений банка и проч.

-          оплата коммунальных услуг, внутрибанковские переводы и проч.

Немаловажным вопросом относительно данного проекта, остается надежность и безопасность его функционирования. С возрастанием спектра услуг мобильного банкинга, возрастает и рост случаев мошенничества с ним. Задачами, которые ставят перед собой банки, чтобы снизить клиентские риски являются — защита данных, конфиденциальность и защита информации. Под конфиденциальностью понимают возможность осуществлять различного рода операции только путем ввода определенного логина и пароля и так называемого одноразового pin-кода, который известен лишь держателю мобильного телефона и с помощью которого он может подтвердить верность того или иного платежа. Защита данных включает в себя шифровку с применением банковского ключа, хранящегося в телефоне. Она не позволяет раскодировать информацию никому, (включая операторов сотовой связи) кроме получателя. И защита информации является неотъемлемой частью безопасности. Не допускается сохранении информации в памяти телефона, когда клиент прекращает работу с системой, прерывается и связь с банком и наиболее важная часть сообщений удаляется из мобильного устройства.

Для такого вида риска, как вирусы и взлом программы, рекомендуется не хранить никакие pin-коды в устройстве, а просто выучить сочетание цифр наизусть или установить в аппарат антивирусную программу. О рекомендациях защиты своего сотового телефона и установленного на него сервиса, некоторые банки оповещают на своих сайтах. Так же, в целях безопасности, наиболее целесообразно было бы привязывать к сервису не сразу все, а какой-то один счет, где остаток средств был бы крайне невелик.

И, тем не менее, большинство экспертов в данной области уверены, что, не смотря на все недостатки, которые по сравнению с преимуществом мобильного банкинга, кажутся не такими и значительными, будущее интернета и услуг по движению денежных средств уйдет в «мобильник». Но пока перспектива развития распространяется только на физических лиц, ибо пока невозможно представить проведение каких-либо миллионных контрактов, путем перевода средств через смартфон одного партнера на счет другого. Все же не смотря ни на что, потенциал развития мобильного банкинга в России велик. Все больше регионов охватываются доступом в интернет через сотовый телефон, который стал неотъемлемым атрибутом современного образа жизни.

Литература:

1.      Дистанционное банковское обслуживание//Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %94 %D0 %B8 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B2 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %B5_ %D0 %BE %D0 %B1 %D1 %81 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5 (дата обращения 21.10.2001г.)

2.      Письма Банка России от 07.12.2007 № 197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании»

3.      Мобильный банкинг//Информационный портал banki.ru. URL: http://www.banki.ru/wikibank/ %CC %EE %E1 %E8 %EB %FC %ED %FB %E9+ %E1 %E0 %ED %EA %E8 %ED %E3/ (дата обращения 21.10.2011г.)

4.      Мобильный банкинг: сегодня и завтра//Вебпланета — журнал для подключенных. URL: http://www.webplanet.ru/review/business/2011/05/10/mobilebank.html (дата обращения 22.10.2011г.)

5.      Мобильный банкинг. Деньги по воздуху — Максим Букин / 11.12.2008 //Mobi.ru — экспертный сайт о цифровой технике. URL: http://www.mobi.ru/Articles/288/Mobilnyi_banking.htm (дата обращения 22.10.2011г.)

6.      Составит ли мобильный банкинг конкуренцию интернет-технологиям?// Masterforex-V лучший проект обучения форекс. URL: http://www.masterforex-v.org/news/entry10005369.html (дата обращения 22.10.2011г.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle